Xbox (серия консолей)
Xbox, серия игровых консолей, разработанных компанией Microsoft и выпускаемых с 2001 г. Объединяет устройства с 6-го по 9-е поколение, а именно: Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X и Xbox Series S. Помимо этого, для Xbox 360 был разработан сенсорный контроллер Kinect, ставший самым быстро продаваемым потребительским электронным устройством по версии Книги рекордов Гиннесса.
Xbox
Первым в линейке стало одноимённое устройство 6-го поколения, выпущенное 15 ноября 2001 г. в Америке, 22 февраля 2002 г. – в Японии и 14 марта 2002 г. – в Европе. Стартовая цена на Xbox составила 299 долл., а в апреле 2002 г. была снижена до 199 долл. К маю 2006 г., по заявлению Microsoft, было продано 24 млн устройств, преимущественно в Северной Америке. При этом главный конкурент в лице компании Sony продал более 155 млн консолей PlayStation 2; Nintendo и Sega реализовали только 21,74 млн приставок GameCube и 9 млн Dreamcast соответственно. Самыми популярными играми платформы стали «Halo 2» (2004), «Halo: Combat Evolved» (2001), «Fable» (2004), «Tom Clancy’s: Splinter Cell» (2002), «The Elder Scrolls III: Morrowind» (2002), «Project Gotham Racing» (2001) и сборник «Grand Theft Auto Double Pack» (2003), включающий в себя «Grand Theft Auto III» (2001) и «Grand Theft Auto: Vice City» (2002). Поддержка консоли прекращена в марте 2009 г. (Gurwin. 2021).
Название консоли происходит от кодового имени проекта DirectXbox, в свою очередь образованного от набора интерфейсов прикладного программирования (API) и инструментов разработки DirectX. Его использование в играх на консолях должно было облегчить их разработку программистами, работавшими на персональных компьютерах (ПК), и портирование проектов. Создать собственную консоль предложили несколько сотрудников Microsoft, работавших над DirectX (К. Бахус, Ш. Блэкли, О. Беркс и Т. Хейс), после того как Sony представила PlayStation 2 как мультимедийную платформу, которая потенциально сделала бы ненужным домашний компьютер. Бахус, Блэкли, Беркс и Хейс начали проектировать устройство, схожее с ПК по комплектующим и принципам работы, под кодовым названием Midway – в честь атолла Мидуэй, у которого произошло одно из крупнейших морских сражений Второй мировой войны между американцами и японцами. Главной инновацией должен был стать первый на консолях жёсткий диск. Разработкой Xbox после одобрения проекта в финальном виде сначала руководил глава аппаратного подразделения Microsoft Р. Томпсон, после анонса консоли его сменил президент отдела развлечений и устройств Р. Бах (Takahashi. 2009; Bass. 2021).
Xbox оснащён 32-битным центральным процессором на базе Pentium 3 от Intel с тактовой частотой 0,7 ГГц; 64 Мб оперативной памяти типа DDR SDRAM; графическим чипом NV20A совместной разработки Microsoft и NVIDIA с тактовой частотой 0,2 ГГц и вычислительной мощностью в 20 Гфлопс и 3,5-дюймовым жёстким диском с объёмом памяти 8 Гб. Xbox работает на собственной операционной системе, поддерживающей DirectX 8.1.
Xbox 360
Вторую консоль Microsoft начала проектировать вскоре после того, как закончила работать над Xbox в 2001 г. Проект под кодовым названием Xenon позже стал известен как Xbox 360. Компания хотела выпустить новое устройство не позже выхода PlayStation 3 от главного конкурента в лице Sony, поэтому запланировала релиз на 2005 г. (Takahashi. 2009). Созданием консоли, как и завершением разработки первой приставки Xbox, руководил президент отдела развлечений и устройств Р. Бах. В 2010 г., уже после выпуска консоли, Бах ушёл на пенсию. Его заменил Д. Маттрик, который с 2007 г. был сначала приглашённым консультантом, а затем старшим вице-президентом отдела интерактивных развлечений, в 2010 г. став его президентом.
12 мая 2005 г. консоль была показана по телеканалу MTV и неделю спустя – на выставке E3. 22 ноября Xbox 360 начал продаваться в США по цене от 299 долл. В России консоль поступила в продажу в рамках пилотной программы в феврале 2007 г. по цене 15 699 руб., а полноценно – 1 ноября по цене от 10 999 руб. (Петров. 2007). В Европе Xbox 360 вышел 2 декабря, в Японии – 10 декабря 2005 г. (Dybwad. 2005). 20 апреля 2016 г. Microsoft объявила, что прекращает производить устройство (Spencer. 2016). Всего за жизненный цикл консоли было продано более 84 млн экз. Самыми популярными играми для Xbox 360 стали продававшийся в комплекте с сенсорным контроллером Kinect «Kinect Adventures» (2010), «Minecraft» (2012), «Grand Theft Auto V» (2013), «The Elder Scrolls V: Skyrim» (2011), «Grand Theft Auto IV» (2008), несколько частей серий «Call of Duty» и «Halo» (Hunt. 2018).
В Xbox 360 установлен 3-ядерный 6-поточный процессор от IBM с тактовой частотой в 3,2 ГГц (Takahashi. 2009). Консоль также оснащена 512 Мб оперативной памяти типа GDDR3 с тактовой частотой 0,7 ГГц; опционально – 2,5-дюймовым жёстким диском объёмом от 20 Гб и возможностью принимать сигнал четырёх беспроводных геймпадов одновременно. Компания ATI Technologies разработала графическое ядро Xenos для Xbox 360 с тактовой частотой 0,5 ГГц (Baumann. 2005). Xenos стало слабым местом консоли – первая версия чипа быстро перегревалась, что приводило к поломке устройства. Microsoft постепенно решила эту проблему, обновив материнскую плату Xbox 360 параллельно с выпуском разных вариантов консоли. Помимо систем охлаждения, ревизии платы отличаются наличием разъёма для вывода изображения высокой чёткости (HDMI), пониженным энергопотреблением, уменьшенным техпроцессом графического ядра и центрального процессора, их объединением в один чип с eDRAM-памятью в поздних версиях консоли и дополнительной защитой от взлома (Shimpi. 2008; Shimpi. 2010).
Kinect
Cреди аксессуаров для Xbox 360 особым успехом пользовался сенсорный контроллер для жестового и голосового управления Kinect, внесённый в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстро продаваемое потребительское электронное устройство. Контроллер был представлен на выставке E3 в 2009 г. под названием Project Natal и поступил в продажу 4 ноября 2010 г. в США (Takahashi. 2009; Chen. 2010) и 10 ноября в Европе, в том числе в России по цене в 7990 руб. за сам Kinect и 15 990 или 17 990 руб. за комплект с Xbox 360 с 4 или 250 Гб памяти соответственно. Позже были также выпущены версии для ПК; консоль следующего поколения – Xbox One – продавалась в том числе в комплекте с Kinect. По оценкам Microsoft, к концу жизненного цикла Xbox 360 (в феврале 2013) было продано 24 млн экз. Kinect (Epstein. 2013). К моменту остановки производства самого контроллера (в октябре 2017) компания реализовала 35 млн устройств (Reisinger. 2017).
Первая версия Kinect, созданная для Xbox 360, оснащена цветной камерой, способной распознавать лицо (Wilson. 2009); камерой глубины с инфракрасной подсветкой, которая позволяет устройству работать при любом освещении; микрофонной решёткой из четырёх капсюлей. Обе камеры, цветная и инфракрасная, снимают в разрешении 640 × 480 (480p) и частотой 30 кадров в секунду (Forbes. 2010). К выходу Xbox One Microsoft разработала обновлённую версию Kinect. По сравнению с версией для Xbox 360 контроллер снимал на цветную камеру в более высоком разрешении – 1920 × 1080 (1080p); обладал более широким углом обзора; обрабатывал больше информации, благодаря чему мог отслеживать движения до 6 человек одновременно; измерял пульс и умел распознавать голосовые команды для управления операционной системой консоли (O’Brien. 2019).
Консоли 9-го поколения – Series X/S – не поддерживают Kinect. При этом разъёма для контроллера не было уже на Xbox One S и Xbox One X, выпущенных в 2016 и 2017 гг. соответственно (Sarkar. 2016). Наследником контроллера выступил Azure Kinect – инструмент для разработчиков, ставший доступным для предзаказа за 400 долл. в феврале 2019 г. (Thorp-Lancaster. 2019). Azure Kinect оснащён камерой глубины на 1 Мп, 12-мегапиксельной цветной камерой, всенаправленным набором из 7 микрофонов, акселерометром и гироскопом.
Xbox One
Консоль 8-го поколения Xbox One была представлена на пресс-конференции 21 мая 2013 г. (Gasior. 2013). Изначально разработкой устройства руководил Д. Маттрик. 11 июля 2013 г., после критики упора на мультимедийность, обязательного подключения к интернету, всегда работающего Kinect 2.0, региональных ограничений, привязки физической копии к одной консоли и стартовой цены в 499 долл., Маттрика сменила глава инженерной группы по устройствам и студиям Джули Ларсон-Грин. В марте 2014 г. ответственным за Xbox стал корпоративный вице-президент Microsoft Studios Фил Спенсер.
22 ноября 2013 г. консоль поступила в продажу в 13 странах: Австралии, Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, США и Франции. В России Xbox One продавался с 26 сентября 2014 г. по базовой цене 27 599 руб. за набор с бесконтактным сенсорным контроллером Kinect и 20 999 руб. – без него. По неофициальным оценкам аналитической фирмы Ampere, к середине 2020 г. был продан 51 млн консолей.
В базовую версию Xbox One установлен 8-ядерный процессор AMD, который работает на тактовой частоте 1,75 ГГц и обладает встроенным графическим ядром; 8 Гб оперативной памяти DDR3, три из которых зарезервированы под нужды системы (Wagner. 2013); 32 Мб eSRAM и жёсткий диск объёмом 500 Гб или 1 Тб. На смену первой версии консоли в августе 2016 г. пришла Xbox One S (от англ. small – маленький). Основным отличием стал более производительный графический чип с тактовой частотой 0,914 ГГц (Petite. 2021).
Третья модель под названием Xbox One X поступила в продажу 7 ноября 2017 г. и стала самой мощной консолью 8-го поколения (Warren. 2017). Она оснащена 8-ядерным процессором AMD с увеличенной до 2,3 ГГц тактовой частотой и встроенным графическим ядром, которое работает на частоте 1,17 ГГц и охлаждается с помощью паровой испарительной камеры; 12 Гб оперативной памяти GDDR5; жёстким диском на 1 Тб и Ultra HD Blu-ray-приводом (Gebhart. 2017).
Xbox Series X/S
В отличие от прошлых поколений консолей Microsoft, Series X/S изначально представляет собой 2 устройства – более производительный и дорогой Xbox Series X и дешёвый и маленький Xbox Series S. Series X был показан на церемонии The Game Awards 13 декабря 2019 г. (Valentine. 2019). Series S был представлен 9 сентября 2020 г. как самая маленькая консоль от Microsoft и более дешёвая альтернатива Series X (Hamren. Introducting Xbox Series S ... 2020). Консоли поступили в продажу 10 ноября, в том числе в России, по цене 45 590 руб. (499 долл.) за Series X и 26 990 руб. (299 долл.) за Series S (Шевкун. 2020). 13 ноября Microsoft назвала запуск Series X/S самым успешным стартом своих консолей (Hamren. The Biggest Launch ... 2020). По оценкам компании Niko Partners, к 11 января 2022 г. было продано более 12 млн устройств. В январе 2022 г. в интервью The New York Times глава Xbox Фил Спенсер подтвердил, что Series X/S по-прежнему продаётся быстрее прошлых консолей Microsoft в аналогичные периоды (Ентус. 2022).
В Series X/S установлен графический чип компании AMD, выполненный на архитектуре RDNA 2. В более мощной консоли он работает с тактовой частотой 1,825 ГГц, обладает 52 вычислительными блоками совокупной мощностью в 12 Тфлопс и аппаратно поддерживает трассировку лучей через DirectX, которая используется в играх, чтобы сделать освещение и тени более реалистичными. В младшей версии чип имеет меньше вычислительных блоков (20) и работает на более низкой тактовой частоте (1,565 ГГц). В обеих консолях установлен 8-ядерный 16-поточный центральный процессор, разработанный AMD специально для Series X/S на архитектуре Zen 2. В Series X он работает с постоянной тактовой частотой 3,8 ГГц (3,6 ГГц, если включён режим многопоточности), в Series S – 3,4 ГГц с включённой многопоточностью и 3,6 ГГц – без. Оба устройства оснащены оперативной памятью типа GDDR6: 16 Гб – у Series X и 10 Гб – у Series S. Долговременным хранилищем выступает NVME-твердотельный накопитель (Hamren. The Biggest Launch ... 2020). Часть хранилища зарезервирована под технологию Quick Resume (с англ. – быстрое возобновление), которая сохраняет данные в оперативной памяти на SSD для более быстрой повторной загрузки (Leadbetter. 2020; Tuttle. 2020). Поэтому на Series X пользователю доступны 802 из 1024 Гб (Watts. 2020), а на Series S – 364 из 512 Гб (Воробьев. 2020). Series X также оснащён оптическим приводом 4K UHD Blu-Ray.
На старте для консолей Series X/S не было эксклюзивных игр (Елистратов. 2020). Microsoft предложила возможность запускать на новых устройствах все игры, доступные на Xbox One, включая проекты предыдущих поколений (Holt. 2020). Обратная совместимость у Series X/S аппаратная, т. е. консоль не эмулирует старые устройства, а сама запускает игры, улучшая их графически (Leadbetter. 2020). Технология Smart Delivery (с англ. – умное обеспечение) автоматически определяет, на какой консоли игрок хочет запустить игру, и подбирает нужную версию без необходимости снова покупать старые версии игр.