Пинчон Томас
Пи́нчон То́мас (Томас Рагглс Пинчон-младший, Thomas Ruggles Pynchon Jr.) (род. 8.5.1937, Глен-Ков, штат Нью-Йорк), американский писатель, представитель постмодернизма, наиболее известен своим романом «Радуга тяготения» («Gravity’s Rainbow», 1973, Национальная книжная премия в области художественной литературы, 1974; русский перевод 2012).
Родился в семье инженера и политика Томаса Рагглза Пинчона-старшего и медсестры Кэтрин Фрэнсис Беннетт. В 1953 г. поступил в Корнеллский университет на специальность «инженерная физика», оставил учёбу после первого курса и год спустя записался на службу в военно-морской флот США. В 1957 г. возобновил учёбу в университете на отделении английской филологии. В 1959 г. получил степень бакалавра, в феврале следующего года устроился в компанию Boeing на должность технического писателя, на которой проработал до сентября 1962 г., после чего сосредоточился на писательской карьере.
В своих произведениях Т. Пинчон обращается к широкому кругу тем – от восприятия истории до роли науки в современном обществе. Стиль автора сочетает в себе элементы «высокой» и «низкой» культур: с одной стороны, Пинчон продолжает развивать идеи и литературные методы писателей и поэтов 20 в. (к числу повлиявших на него авторов он сам относит, в частности, Т. С. Элиота, Г. Миллера и битников), а с другой – включает в свои сочинения элементы массовой культуры: отсылки к популярной музыке и фильмам, телепередачам, комиксам, городским легендам и т. д.
В России интерес к Т. Пинчону возникает в 1990-е гг., когда начали выходить его первые переводы на русский.
Ранние произведения
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. формируется метод Т. Пинчона, а вместе с ним – основные темы, проблемы и образы, ставшие центральными в его творчестве. В этот период выходят произведения, которые впоследствии составят сборник рассказов «Неторопливый ученик» («Slow Learner», 1984), а также рассказ «Милость и расправа в Вене» («Mortality and Mercy in Vienna», 1959).
Рассказ «Энтропия» («Enthropy», 1960) предлагает концепцию, взятую из области термодинамики (энтропия как мера необратимого рассеивания энергии в замкнутой термодинамической системе) и перенесённую в социальный контекст, где энтропия предстаёт метафорой американского общества, деградирующего в условиях потребительской культуры и движущегося в сторону хаоса. Эта же концепция позднее нашла отражение и развитие в романе «Выкрикивается лот сорок девять» («The Crying of Lot 49», 1966; русский перевод 2000).
Помимо явного влияния таких авторов, как Т. С. Элиот, в первых текстах Т. Пинчона заметен интерес к массовой культуре: например, рассказ «Под розой» («Under the Rose», 1961) с точки зрения формы во многом имитирует шпионскую художественную литературу. Стилистический, жанровый и тематический эклектизм станет одним из основополагающих элементов в произведениях писателя.
К раннему периоду творчества можно отнести и дебютный роман Т. Пинчона «V.» (1963, премия фонда Уильяма Фолкнера за дебютный роман, 1964; русский перевод 2000), во многом предопределивший форму и содержание последующих текстов писателя. Действие романа происходит в двух временных промежутках – один сюжет разворачивается вокруг персонажа Бенни Профейна и «всей шальной братвы» (Whole Sick Crew) в 1950-гг., другой сосредоточен на фигуре таинственной женщины V., которая загадочным образом оказывается в центре массовых кровопролитий в период с 1880 по 1943 гг. Основными связывающими нитями двух линий выступают персонаж Герберт Стенсил, пытающийся раскрыть личность V., и тематическая составляющая: V. на протяжении повествования теряет разные части тела, которые заменяются искусственными аналогами, и тем самым становится символом состояния общества 1-й половины 20 в. Бенни Профейн, Герберт Стенсил и другие члены «братвы» в этом контексте оказываются типичными представителями данного общества: их богемный образ жизни становится зеркалом западной цивилизации, в которой всё меньше места остаётся для любви и надежды. Таков результат процесса энтропии, выраженного, в частности, в случайных и бессмысленных проявлениях насилия. Как отмечает американский исследователь Д. Кауарт, и V., и «Вся Шальная Братва» представляют собой «полых людей» Т. С. Элиота, неспособных поставить себе цель, отличную от движения к смерти.
В ретроспективе роман «V.» выглядит провозвестником последующих метаисторических произведений Т. Пинчона. Уже в этом тексте писатель расширяет повествование, помещая его в масштабный исторический контекст, в частности через упоминание таких событий, как восстание племён гереро и нама в Юго-Западной Африке в 1904–1907 гг. и Суэцкий кризис 1956–1957 гг. в Египте. В дальнейшем подобные сюжетные ходы и решения будут значительно расширены и переработаны.
Историографическая метапроза
Романы «Радуга тяготения», «Мейсон и Диксон» («Mason & Dixon», 1997) и «На день погребения моего» («Against the Day», 2006) служат примерами того, что канадский литературовед Л. Хатчеон назвала историографической метапрозой (Hutcheon. 1989), в которой историография дополняется приёмами и методами художественной литературы. Историографическая метапроза ставит под сомнение возможность объективного исторического описания и подвергает ревизии фигуру историка во 2-й половине 20 в. Американский историк и литературный критик Х. Уайт отмечал схожесть мышления историка и писателя, поскольку историографический стиль подразумевает создание повествования (Уайт. 2002).
В трёх упомянутых романах Т. Пинчон показывает историю с альтернативной точки зрения, что позволяет ему уделить внимание проблемам и явлениям, которые практически не учитывались традиционной историографией. Писатель вводит в повествование вымышленных персонажей, обращается к разным видам текста внутри романа (письменная корреспонденция, тексты песен, математические уравнения, авторские ремарки и т. п.), снабжает его отсылками к явлениям массовой и элитарной культур. Так, в «Радуге тяготения» упоминается Кинг Конг – персонаж одноимённого популярного фильма («King Kong», 1933, режиссёры М. К. Купер и Э. Б. Шодсак). Кроме того, Пинчон реконструирует жанры художественной прозы соответствующего исторического периода. Так, в романе «На день погребения моего» присутствуют сюжеты, которые отсылают к массовой литературе рубежа 19–20 вв., в частности к вестерну. Отдельно следует отметить масштабность произведений, действие которых часто разворачивается в разных частях света. Например, события романа «На день погребения моего» среди прочего происходят на территории США, Германии, Италии, Австрии, Российской империи и Франции.
В историографической метапрозе писатель поднимает вопрос о соотношении рационального и иррационального в человеке. Особенно показателен в этом плане роман «Мейсон и Диксон», в центре повествования которого находятся реальные исторические личности – землемер Ч. Мейсон и астроном И. Диксон, известные тем, что провели линию Мейсона – Диксона, границу между Мэрилендом и Пенсильванией, символически разделявшую северные и южные штаты США. Действие происходит в эпоху Просвещения – момент в истории западной цивилизации, когда религиозное, мистическое мировоззрение постепенно уступает место научной картине мира, но всё ещё сохраняет своё влияние. Америка в этом метасюжете предстаёт одним из последних бастионов мифологического мировосприятия, противостоящего бездуховному рационализму. Основные события романа разворачиваются накануне Войны за независимость США, то есть до момента, когда научная парадигма охватила и североамериканский континент.
В «Мейсоне и Диксоне» Т. Пинчон попытался отразить духовный потенциал Америки, который так и не был раскрыт в силу антигуманного вектора истории: наука и технологии способствуют не только развитию общества, но и создают предпосылки для его деградации. Мейсон и Диксон, как и многие другие персонажи Пинчона, тем или иным образом пытаются противостоять нарастающей энтропии, в том числе и через обращение к иррациональному, но при этом гуманному мышлению. Так, Д. Кауарт отмечает, что Диксон разрывается между стремлением стать частью научного сообщества (в лице Лондонского королевского общества) и шаткой верой в то, что «смерть» не означает «конец» (Cowart. 2012. P. 16).
Калифорнийские романы
Если такие тексты Т. Пинчона, как «Радуга тяготения», предлагают масштабную картину истории со множеством точек зрения, то в произведениях «Выкрикивается лот сорок девять», «Винляндия» («Vineland», 1990; русский перевод 2014) и «Внутренний порок» («Inherent Vice», 2009; русский перевод 2013) он сосредоточивается на конкретном месте и эпохе – Калифорнии 1960-х гг. Существенными особенностями данных романов выступают относительно прямолинейный сюжет и ограниченный в контексте творчества писателя круг тем. Такая сдержанность в композиции позволяет Пинчону наиболее ясным образом выразить своё отношение к этому важному историческому периоду 20 в., во многом определившему дальнейший вектор развития западного общества. Обращение автора к 1960-м гг. носит по большей части ретроспективный характер, если не учитывать роман «Выкрикивается лот сорок девять», написанный непосредственно в ту эпоху. Писатель детально изучает протестную волну конца 1960-х гг. и пытается определить причины её провала.
Для самого Пинчона 1960-е (и отчасти 1950-е) гг. связаны с появлением альтернативы устоявшимся культурным иерархиям и общественному устройству, границы которых среди прочего определялись репрессивным государственным аппаратом. В калифорнийских романах показаны представители контркультуры и в целом революционно настроенные люди, которые, как кажется на первый взгляд, способны остановить энтропию репрессивного порядка, распространившуюся во всех сферах жизни. Проблемой в этом контексте становится «внутренний порок», вынесенный в название романа 2009 г.: энтропия оказывается частью протеста, в самой его основе содержатся предпосылки к хаосу.
20 век в творчестве Томаса Пинчона
Роман «Край навылет» («Bleeding Edge», 2013; русский перевод 2016) отличается от других текстов Т. Пинчона своим фокусом на начале 21 в. Его действие разворачивается преимущественно в период после краха пузыря доткомов, то есть после 10 марта 2000 г. и во время террористических актов 11 сентября 2001 г. Многие темы и концепции, рассмотренные писателем в предыдущих произведениях, анализируются им в контексте распространения интернет-технологий и формирования нового антропологического типа постчеловека, чьи физические возможности расширены научно-техническим инструментарием и отмечены влиянием новых средств коммуникации на общество.
Одной из центральных проблем романа вновь выступает энтропия: хаос информации в Интернете порождает парализующую паранойю, усугублённую трагедией 11 сентября. На фоне переживания американцами национальной травмы уход в виртуальное пространство предлагает мнимое утешение в виде возможности наблюдать симулякры погибших, а также свободно строить и распространять конспирологические теории. Всё это приводит к бездействию и губительной зависимости от технологий – человек 21 в. остаётся с трагедией и не пытается найти варианты решения своих проблем. Главным средством подавления энтропии для Т. Пинчона в этом романе, как и в других его произведениях, остаётся проявление гуманизма, стремление к личной независимости и небезразличие к близким людям (в частности, к семье).
Значение Пинчона в культуре
Т. Пинчон оказал существенное влияние на литературу конца 20 – начала 21 в., в частности, на таких писателей, как У. Гибсон, С. Рушди и Д. Фостер Уоллес. Пинчон также считается одним из авторов, определивших развитие жанра научной фантастики. Американский писатель и психолог Т. Лири назвал роман «Радуга тяготения» «ветхим заветом киберпанка» (Leary. 1987). Общими для киберпанка и творчества Пинчона являются темы технологий, наркотиков и их влияния на человека.
За роман «Радуга тяготения» в 1974 г. Т. Пинчон рассматривался в качестве претендента на Пулитцеровскую премию: все три члена жюри, определявшего номинантов в области художественной литературы, единогласно поддержали кандидатуру писателя, однако экспертный совет премии выступил против, сославшись на «непристойность» романа и его общую сложность. Итогом скандала стала отмена присуждения премии за художественное произведение в этом году. За десятилетия после публикации «Радуга тяготения» была признана литературными критиками и исследователями главной книгой Пинчона и одним из лучших романов 2-й половины 20 в.
В 1960-е гг. в медиа начал культивироваться образ Т. Пинчона как отшельника вследствие нежелания писателя появляться в публичном пространстве (Feldman. 1997). О его личности и местонахождении распространялись различные слухи и гипотезы. В 1970-х гг. выдвигалась версия, что под этим псевдонимом скрывается Дж. Д. Сэлинджер. Стремление Пинчона к анонимности было обыграно в мультипликационном сериале «Симпсоны» («The Simpsons», с 1989): в трёх эпизодах писатель показан с бумажным пакетом на голове, на котором нарисован знак вопроса; примечательно, что персонаж был озвучен самим автором. В 2014 г. вышла экранизация романа «Внутренний порок» [«Врождённый порок» («Inherent Vice», режиссёр П. Т. Андерсон)]. Фильм был дважды номинирован на премию «Оскар» и получил множество других кинонаград (Врождённый порок. Awards // IMDb).