Царскосельская железная дорога
Царскосе́льская желе́зная доро́га, первая в России, шестая в мире железная дорога общего пользования. Соединила Санкт-Петербург, Царское Село (ныне г. Пушкин) и Павловск. Инициатор и руководитель строительства – Ф. А. Герстнер. Принадлежала акционерному обществу Царскосельской железной дороги (основной акционер и председатель правления – граф А. А. Бобринский), положение о котором утверждено императором Николаем I 21 марта (2 апреля) 1836 г. [опубликовано 15(27) апреля 1836, устав общества утверждён 12(24) августа 1837].
Строительство началось 1(13) мая 1836 г. Рельсы, подвижной состав, основная часть оборудования приобретены в Великобритании и Бельгии. Для перевозки крупногабаритных грузов ширина колеи установлена в 1829 мм (6 футов).
Движение между Санкт-Петербургом и Царским Селом открыто 30 октября (11 ноября) 1837 г. (поезд преодолел 23 км за 35 мин, обратный путь – за 27 мин, развивая скорость до 64 км/ч), движение до Павловска – 22 мая (3 июня) 1838 г. В Санкт-Петербурге в 1837 г. открыт первый в России вокзал – Царскосельский (ныне Витебский, современное здание возведено в 1900–1904, архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш).
В 1874 г. проложен 2-й путь, в 1900–1901 гг. – 3-й (императорский). В 1900 г. дорога вошла в состав частной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в 1902 г. перешита на нормальную для российских железных дорог колею шириной 1524 мм. В 1920 г. в составе Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги присоединена к Северо-Западным железным дорогам. С 1929 г. в составе Октябрьской железной дороги. С 1953 г. вся трасса Царскосельской железной дороги пролегает в черте Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).