Чернецов Никанор Григорьевич
Чернецо́в Никано́р Григо́рьевич [21.7(2.8).1805, Лух Юрьевецкого уезда Костромской губернии, ныне посёлок Лух, Ивановская область – 11(23).1.1879, Санкт-Петербург], российский живописец, акварелист, рисовальщик, литограф; академик Императорской Академии художеств (1832).
Младший брат Григория Григорьевича Чернецова. По приезде в Петербург в 1823 г. несколько месяцев жил у покровителя – коллекционера П. П. Свиньина, где создал альбом, включающий 86 рисунков с живописных полотен собрания Свиньина «Собрание отличных произведений российских художников» (1823, Третьяковская галерея, Москва). Учился в Императорской Академии художеств (1823–1827) в классе М. Н. Воробьёва; окончил академический курс с малой золотой медалью (за выполненный совместно с братом вид Военной галереи в Эрмитаже); получил золотую медаль (1830; за «Вид Екатериненталя в Ревеле»). Пенсионер Общества поощрения художников (с 1824).
В ранний период творчества нередко обращался к изображению интерьеров; среди наиболее удачных зарисовок – «Белоколонный зал в доме Д. Л. Нарышкина» (1825, Третьяковская галерея). Вместе с братом совершил поездки в Костромскую губернию (1826), Ревель (ныне Таллин; 1827).В 1829–1831 гг. сопровождал по Закавказью миссию графа П. И. Кутайсова, покровителя Чернецовых и члена Общества поощрения художников. За время путешествия создал более 500 ландшафтных рисунков. По возвращении за картину «Вид Тифлиса» (1832, Русский музей, Санкт-Петербург) удостоен звания академика. Кавказская тема на несколько лет стала определяющей для художника. Согласно надписи на одной из сепий (1830, Русский музей), написал по заказу А. С. Пушкина картину с видом Дарьяльского ущелья (не сохранилась) (Художники братья Чернецовы и Пушкин. 1999. С. 107–136).
В 1833–1836 гг. работал в Крыму по приглашению генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского графа М. С. Воронцова, откуда привёз более 300 рисунков и несколько картин маслом. Создал ряд цветных акварелей с видами крымских владений петербургской знати: Алупки Воронцовых, Артека Т. Б. Потёмкиной, Гаспры А. Н. Голицына, имения К. А. Нарышкина в Форосе. Писал многочисленные панорамные виды и архитектурные памятники как побережья, так и внутреннего Крыма. За две парные картины с видом горы Аю-Даг – «Вид у подножия Аю-Дага» и «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря» (обе – 1836, Русский музей), отправленных из Крыма для императорской коллекции, Н. Г. Чернецов был удостоен бриллиантового перстня.
С 1838 г. путешествовал и работал вместе с братом. Среди поездок, оставивших наиболее заметный след в творческой биографии художника, – путешествие по Волге, итогом которого стало создание «живописной панорамы» волжских берегов от Рыбинска до Астрахани (на основе 1982 натурных рисунков братья написали множество картин и циклораму длиной 700 м), два итальянских путешествия (1840–1842, 1846–1848), а также поездка в Палестину и Египет (1842–1843). В соавторстве с братом написал «Путевые записки по Востоку» (1840-е гг.).
Стиль и художественная манера братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых схожи: обоим был присущ суховатый, но точный стиль, максимально направленный на соответствие изображения и действительности, тщательное соблюдение законов перспективы, близкая к естественной цветовая гамма. Однако при всём внимании к самым незначительным деталям, позволяющим причислить их произведения к эстетической концепции бидермайера, братьям было не чуждо стремление к художественному обобщению, придающему некоторым их пейзажам лирическое, эмоционально приподнятое настроение. Оно достигалось благодаря использованию эффектного ночного освещения («Крым. Вид Гаспры», 1840), необычной точки зрения («Руины в Болгарах», 1839, обе – Третьяковская галерея) или неожиданным светотеневым и световоздушным эффектам («Крепость Гагры в Абхазии», 1837, Русский музей), в чём усматриваются отголоски романтизма.
После смерти брата последние четырнадцать лет жизни занимался приведением в порядок наследия, лишь изредка выполняя живописные работы по старым эскизам.