Чернецов Григорий Григорьевич
Чернецо́в Григо́рий Григо́рьевич [12(24).11.1802, Лух Юрьевецкого уезда Костромской губернии, ныне посёлок Лух, Ивановская область – 8(20).11.1865, Санкт-Петербург], российский живописец, рисовальщик, акварелист; академик Императорской Академии художеств (1831).
Родился в семье иконописца; старший брат живописца Никанора Григорьевича Чернецова. Вольноприходящий ученик Императорской Академии художеств (1819–1827), учился у С. Ф. Галактионова, А. Г. Варнека, М. Н. Воробьёва. Удостоен малой золотой медали за «перспективный вид внутренности Эрмитажной библиотеки, погрудное изображение старика, девушки с телёнком в малом виде с натуры» (1827) (Братья Чернецовы. 2002. С. 7). Воспитанник Общества поощрения художников (с 1822).
Писал пейзажи, портреты, интерьеры («Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце», 1829, Эрмитаж, Санкт-Петербург), изображал парады. В основе художественного метода мастера лежит скрупулёзное следование натуре с точным воспроизведением деталей. В поисках собственной художественной манеры использовал опыт малых голландцев, чьи произведения копировал в Эрмитаже. Интерес к повседневности, к воспроизведению мелочей обыденной жизни сближает творчество Чернецова с популярным в 1-й половине 19 в., в том числе в России, направлением бидермайер.
Работал в окрестностях Санкт-Петербурга, в Финляндии (1825), Костромской губернии (1826), Ревеле (ныне Таллин; 1827). Состоял в штате Кабинета Его Императорского Величества в должности придворного живописца (1829). За картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1831, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург) удостоен звания академика. Автор композиции «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837, Русский музей, Санкт-Петербург), для которой написал с натуры 223 портрета выдающихся современников, в том числе А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А Крылова, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского.В 1838 г. при материальной поддержке мецената Т. Б. Потёмкиной полгода путешествовал по Волге на лодке с братьями Никанором и Поликарпом и учеником – художником А. И. Ивановым-Голубым с целью формирования своеобразной живописной энциклопедии Поволжья, включающей подробную панораму волжских берегов, изображения отдельных мест и памятников архитектуры. За это время совместно Н. Г. и Г. Г. Чернецовыми создано 1982 рисунка и около 80 этюдов. Натурные рисунки стали подготовительным материалом, позволившим братьям-художникам создавать картины на волжскую тему на протяжении всей жизни. Кроме этого, к началу 1850-х гг. Чернецовы написали огромную картину, изображавшую все достопримечательности Волги от Рыбинска до Астрахани, длиной 700 м и высотой 2,5 м. Полотно было накручено на два вертикальных вращающихся цилиндра. Зритель наблюдал за панорамными видами через окно из помещения, имитирующего каюту, испытывая иллюзию, что он плывёт на корабле вдоль волжских берегов. Эта экспозиция, названная циклорамой, была устроена на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Из-за частой демонстрации циклорама к 1880-м гг. обветшала и до сегодняшнего дня не сохранилась. Императору Николаю I братья Чернецовы преподнесли «Параллель берегов Волги» по семи губерниям, представлявшую собой склеенные полосы бумаги, по два на каждую губернию, на одной из которых были рисунки правого берега, на другой – левого. К каждой параллели был приложен пояснительный текст (сохранившиеся фрагменты – в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург).
Чернецов с братьями дважды был в Италии (1840–1842, 1846–1849), но итальянское искусство не оказало существенного влияния на самобытную манеру живописца. Впервые он с братом выставил свои произведения на суд итальянской публики 8 марта 1841 г. в зале у Порта-дель-Пополо в Риме. Творчество мастеров было принято с энтузиазмом как зрителями, так и художественными критиками. Всего во время первого пребывания в Риме Г. Г. Чернецов создал 11 картин. Среди наиболее значительных – групповой портрет русских художников в Риме на фоне Римского форума (1842, Национальный художественный музей, Белоруссия).
Работал над созданием видов Египта, Палестины, Сирии, Греции и Турции (1842–1843). По итогам путешествия по Ближнему Востоку совместно с Н. Г. Чернецовым издал четыре тетради литографированных видов Палестины. Один экземпляр издания был подарен императору Николаю I.
На протяжении всей жизни вёл дневники и дорожные записки. В соавторстве с братом написал «Путевые записки по Востоку» (1840-е гг.) и «Путешествие по Волге» (1838–1862).
Конец жизни Чернецова совпал с эрой нарождающегося критического реализма и переосмысления задач искусства, поэтому его творчество, не несущее злободневной проблематики, утратило былую популярность и снискало нелестные отзывы художественных критиков (П. М. Ковалевского и др.). Тем не менее Чернецов, наравне с А. Г. Венециановым, оказался в числе немногих мастеров 1-й половины 19 в., обратившихся к изучению натуры и искавших отличные от пропагандируемых Академией художеств собственные пути её отображения. Детальная фиксация несохранившихся памятников, изменившихся ландшафтов, облика современников придаёт наследию Чернецова историческую ценность.
Имел несколько учеников, среди которых А. И. Иванов-Голубой, Н. И. Тихобразов, Н. М. Алексеев.