Нерадовский Пётр Иванович
Нерадо́вский Пётр Ива́нович [14(26).4.1875, Москва – 20.12.1962, там же], российский музейный деятель, историк искусства, реставратор, художник, действительный член Императорской Академии художеств (1914).
Брат (по отцу) Ю. А. Олсуфьева (официально – сын художника Ивана Дмитриевича Нерадовского, 1837–1881). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1896) у С. А. Коровина и Л. О. Пастернака, в Императорской Академии художеств (1896–1903) у И. Е. Репина. Член Нового общества художников в Москве (1903–1917), Комитета по увековечиванию памяти битвы на Куликовом поле (1902–1908; один из устроителей храма Святого Сергия Радонежского, 1913–1917) и др. Изучал памятники искусства и музеи в Австрии, Италии, Франции, Германии (1911). Во время Первой мировой войны в 1914–1916 гг. служил в санитарном поезде.
Работал в Русском музее (далее ГРМ): хранитель (1909–1912) и заведующий (до 1929) художественным отделом; в 1910 г. создал первую в стране музейную реставрационную мастерскую древнерусской иконописи; пополнял коллекцию икон (в том числе способствовал покупке собрания Н. П. Лихачёва в 1913); в 1930–1933 гг. заведующий отделением искусства 18–19 вв. и реставрационными мастерскими. После 1917 г. также член Комиссии по охране памятников искусства и старины, Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения и др.; принимал активное участие в охране памятников Петрограда и его окрестностей. Один из ведущих создателей принципов научной реставрации; руководил реставрационной мастерской в Новгороде (1919–1922). Исполнял также портреты (преимущественно карандашные и акварельные, например портрет А. Блока, 1920, Государственный литературный музей, Москва; среди живописных – портрет графа А. В. Олсуфьева, 1906, ГРМ).
Трижды был репрессирован (1932; в 1933–1936 отбывал срок в Караганде и других лагерях, затем жил в Тарусе; в 1938 вновь осуждён и до 1943 находился в лагере под Каргополем, затем работал на заводе в посёлке Коммунар Горьковской области). В 1944 г. получил разрешение жить в Москве; в 1945 г. переехал в Загорск, где был заведующим отделом архитектуры в музее Троице-Сергиевой лавры (1945–1947) и заведующим филиалом Государственной центральной художественной реставрационной мастерской (1945–1948). Руководил реставрацией росписей Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1949–1954), где впервые реализован принцип дополнения утрат по аналогиям; исследовал и реставрировал иконы и живопись. В 1956 г. реабилитирован, с 1958 г. жил в Москве.