Норвегия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикла́дное иску́сство, архитекту́ра Норве́гии, художественная культура Норвегии с древнейших времён до современного периода.
Искусство и архитектура до 16 в.
К древнейшим памятникам искусства Норвегии относятся петроглифы, датируемые неолитом и бронзовым веком (Альта и др.). На них изображены животные (медведи, олени, рыбы), длинные корабли с мореплавателями; показаны люди, дующие в рог, несущие убитого быка, бегущие на лыжах, и др. Самые ранние реконструированные деревянные строения – дом из Форсанна, датируемый поздним бронзовым веком, и усадьба Улланнхёуг в Ставангере (4–6 вв. н. э.). Во 2-й половине 1-го – начале 2-го тыс. н. э. развивался звериный стиль: ювелирные изделия, оружие, предметы из дерева, боевые корабли [из погребений Осеберг (Усеберг), Гокстад, Туна], памятные камни, порталы и другие части деревянных церквей – ставкирок.
После принятия христианства в начале 11 в. в Норвегии появились каменные сооружения, преимущественно церкви, строившиеся под влиянием английского зодчества того времени, в том числе норманнского стиля: Нидаросский собор в Тронхейме, строительство которого начато в романском стиле и завершено в формах зрелой готики, романские собор в Ставангере (1-я половина 12 в.; хор, 4-я четверть 13 в.), церкви Гамле-Акер в Осло (12 в.) и Святой Марии в Бергене (12 в.). Старейшие гражданские каменные сооружения – дворец архиепископа (1173–1203) и крепость Сверресборг в Тронхейме (с 1180-х гг.), готическая резиденция и зал приёмов Хоконсхаллен в Бергене (Зал короля Хокона V, 1246–1261), замок Акерсхус в Осло (1290-е – 1300-е гг.; перестроен).
Среди средневековых деревянных сооружений ключевое место занимают ставкирки (строились преимущественно в 12–13 вв., всего возведено свыше 1 тыс., по другим данным, до 2 тыс.; сохранилось 28), украшенные снаружи и внутри резьбой церкви на каркасе из установленных вертикально брёвен-столбов, часто укреплённых деревянными перекладинами в форме буквы X. В ранних ставкирках столбы устанавливались непосредственно в землю и потому быстро сгнивали; позднее церкви возводились на каменном фундаменте. Они завершались крытыми лемехом двускатными кровлями с остроконечным профилем, подчёркивающими общую пирамидальную композицию здания. Использовался как прямоугольный план, так и крестообразный. Каркас из брёвен-столбов либо соответствует внешним стенам, либо (особенно в больших церквях) в интерьере разделяет пространство на три нефа. Самые известные – трёхнефные ставкирки с прямоугольным планом в Урнесе (между 1130 и 1140, резьба северного портала 11 в.; включена в список Всемирного наследия), Хопперстад (ныне в коммуне Вик; около 1140); ставкирки с крестообразным планом – Святого Андрея в Боргунне (около 1180) и самая большая, с 26 столбами и 3 башнями, Девы Марии в Хеддале (освящена в 1242, предположительно хор 12 в.) и др. Более редкий тип церквей – крестообразные однонефные с центральным столбом (ставкирки в Нуре, Увдале, обе – конец 12 в.). Города Средневековья были малы по размерам, с низкой хаотичной застройкой, преимущественно из дерева (дома из этого материала преобладали в городах Норвегии до 19–20 вв.); архитектурными доминантами служили церкви. Средневековая планировка сохранилась в районе Брюгген (Немецкой, или Ганзейской, пристани) в Бергене.
К первым образцам норвежской живописи относятся алтари и росписи сводов ставкирок, авторы которых ориентировались на английские и французские иллюминированные манускрипты (роспись свода кивория в ставкирке в Торпо со сценами мученичества святой Маргариты и евангельскими сюжетами, 2-я половина 13 в.; киворий церкви в Хопперстаде, 1-я половина 14 в., и др.). Средневековая скульптура включает в себя деревянные кресты, образы, преимущественно Богоматери с Младенцем (например, раннеготическая статуя из Энебакка, середина 13 в.), и декор Нидаросского собора в Тронхейме (романские и готические каменные статуи, 13–14 вв.; сохранились фрагментарно, ныне перенесены в музей во дворце архиепископа).
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 16–18 вв.
Из-за вызванного эпидемией чумы 1349–1350 гг. катастрофического сокращения населения новое строительство и художественная деятельность практически остановились почти на два века, поэтому первым значительным сооружением эпохи Возрождения стала Башня Розенкранца в Бергене (1562–1568; реставрирована в 19 и в середине 20 вв.), возведённая с использованием средневекового основания как крепостное сооружение и резиденция губернатора города. В 17 в. города Норвегии получили ренессансную регулярную планировку: основанные в этот период Конгсберг (1624) и Кристиансанн (1641), а также пострадавший от пожара и перенесённый на новое место Осло (1624), получивший тогда же название Кристиания (до 1925). Все города застраивались деревянными сооружениями (такие районы сохранились в Рёрусе, Ларвике и др.), за исключением Кристиании, где возводились также полностью каменные дома и жилища на деревянном каркасе с заполнением из кирпича. Строились крепости (в Конгсвингере, Фредрикстаде); замок Акерсхус в Кристиании был превращён при Кристиане IV в королевскую резиденцию в стиле Возрождения. Среди немногих сохранившихся дворянских усадеб 17 в. – Росендал (1665) и Эустротт (середина 17 в.) в стиле барокко. Возводились каменные и деревянные церкви; распространился план в форме равноконечного креста (кирпичный собор Святой Троицы, 1639, не сохранился; собор, 1694–1697, перестроен, оба сооружения – в Кристиании).
В 18 в. в русле норвежского рококо возведены: Новая церковь в Бергене (1758–1763, архитектор Й. И. Райхборн), церкви в Конгсберге (1739–1761, архитектор Й. А. фон Стукенброк), Рёрусе (1780–1784), Сёр-Фруне (1787, обе – архитектор С. Х. Аспос), деревянный дворец Шёллеров в Тронхейме (Стифтсгорден; 1774–1778, архитектор Г. Ф. фон Крог; ныне королевская резиденция), вилла Дамсгорд в Бергене (1770-е гг.).
Среди первых построек в стиле классицизма – школа при соборе в Тронхейме (1787, архитектор К. Ф. Харсдорф). На рубеже 18–19 вв. в городах появлялись деревянные особняки в стилях барокко, рококо и ампир, возводились усадьбы (Богстад в Кристиании, 1762, перестроена в 1773–1780, пейзажный парк, 1785; Улефосс в стиле ампир, с 1807, архитектор Й. Х. Раверт).
В 17–18 вв. в Норвегии работали преимущественно зарубежные мастера декоративной живописи и портретисты, реже создававшие пейзажи и жанровые сценки (семья живописцев ван Хавен из Нидерландов, М. Блументаль и Х. Хезенфеллер из Германии и др.). Развивалась резьба по дереву, включившая в себя мотивы барокко и рококо («стиль аканта»).
Архитектура и градостроительство 19–21 вв.
После 1814 г. в Кристиании началось активное строительство общественных зданий в стиле зрелого классицизма под влиянием К. Ф. Шинкеля: королевский дворец (1824–1848, архитектор Х. Д. Ф. Линстов), здания Биржи (1826–1828), Норвежского банка (1826–1830) и Университета Кристиании (1841 – 1850-е гг.; все – архитектор К. Г. Грош). В неороманском стиле возведены торговые ряды (1841–1858) и примыкающее к ним здание главной пожарной части (1854–1856, архитектор Грош), бывшая тюрьма (1844–1851), в формах неоготики – психиатрическая больница в районе Гёустад (1850–1855, обе – архитектор Г. Э. Ширмер; все – в Кристиании) и королевская резиденция Оскарсхалль на полуострове Бюгдёй (ныне в черте Осло; 1852, архитектор Й. Х. Небелонг), в стиле неоренессанс – здания Сберегательного банка в Тронхейме (1860, архитектор А. Ширмер) и Национальной галереи в Кристиании (1880-е гг., архитекторы Г. Э. и А. Ширмеры). Крупные города (Кристиания, Тронхейм и др.) в 19 в. застраивались 3–4-этажными доходными и частными домами в русле эклектики и историзма («Терраса Виктории» в Кристиании, 1884–1890, архитекторы П. Дуэ и Х. Трап-Майер), на их окраинах появлялись многочисленные виллы (район Хумансбюэн в Кристиании, 1860-е гг., архитектор Г. А. Булль).
Как реакция на общеевропейские исторические стили в Норвегии приобрели популярность основанные на традициях деревянного зодчества архитектурные направления. Так, распространился «швейцарский стиль» (отель «Квикнес» в Балестранне, завершён в 1913, архитектор Ф. В. Ширц, и др.). Архитектор Х. Мунте создал на его основе «драконий стиль», вариант норвежского национального романтизма (ресторан «Фрогнерсетерен» близ Кристиании, 1891, архитектор Мунте; многочисленные гостиницы, рестораны, железнодорожные станции). Это направление связано с возникшим к середине 19 в. широким интересом норвежцев к собственной культуре и наследию (например, к народному костюму – бюнаду).
Господство исторических стилей (преимущественно необарокко) и утяжелённого варианта модерна (норвежского югендстиля; застройка г. Олесунн после пожара 1904; Исторический музей в Кристиании, 1902, архитекторы К. А. Хенриксен, Х. Булль; железнодорожный вокзал в Бергене, 1909–1913, архитектор Й. Хьеланн; здание Норвежской высшей технической школы в Тронхейме, 1914, архитектор Б. Греве) в Норвегии начала 20 в. побудило молодое поколение архитекторов, обучавшихся в Германии и Швеции, обратиться к неоклассицизму как варианту обновления национальной архитектуры. Среди ключевых сооружений в этом стиле – Ратуша в Хёугесунне (1922–1931, архитекторы Г. Блакстад и Х. Мунте-Кос), здание Норвежского кредитного банка в Осло (1925–1926, архитектор К. Бионг), комплекс Университета Осло в районе Блиндерн (проект и генплан – 1926; здания – 1931–1966, архитекторы Ф. Брюн и Ф. Эллефсен). Контакты с Баухаусом привели к распространению функционализма: первое здание в этом стиле – ресторан Skansen (1927, архитектор Л. Баккер; не сохранилось); также были возведены: общественный центр (Самфуннсхусет; 1934–1941, архитектор У. Банг; оба – в Осло), универмаг Sundt в Бергене (1938, архитектор П. Григ), жилые комплексы, спроектированные архитекторами А. Корсмо и С. Осландом (1929 – середина 1930-х гг.), и виллы по проектам Корсмо в русле современного движения под влиянием Ле Корбюзье (1930-е гг.; все – в Осло). К национальному варианту модерна с элементами ар деко относится Ратуша в Осло, богато украшенная живописью и скульптурой (проект, с 1916; здание – 1931–1950, архитекторы А. Арнеберг и М. Поульссон).
После Второй мировой войны в городах возводились жилые массивы из многоквартирных домов согласно принципам модернизма (первым в Норвегии спальным районом стал Ламбертсетер в Осло, 1951–1962), в Осло осуществлялась концепция «зелёного города». В этот период продолжали работать модернисты – архитекторы К. Кнутсен (здание Норвежской рабочей федерации «Народный дом» в Осло, 1954–1962) и А. Корсмо (реконструкция гостиницы Britannia в Тронхейме, 1961–1963, совместно с Т. Моэ). Корсмо также был главой (1951–1956) норвежского отделения Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM) – группы PAGON, куда входили архитекторы С. Фен, Г. Грунг, П. А. М. Мелльбуэ, Х. Мьелва и К. Норберг-Шульц. Постройки послевоенного модернизма – Экернский дом престарелых в Осло (1955) и корпус Музейного комплекса Майхёуген в Лиллехаммере (1956; оба – архитекторы Фен и Грунг), два корпуса в правительственном комплексе (проект 1939–1940, реализованы в 1958 и 1970; сохранились частично) и административное здание Hydro (1962; все три – архитектор Э. Викшё с использованием изобретённого им «натурального бетона») в Осло и др. Черты символической трактовки архитектурных форм свойственны таким постройкам С. Фена, как Хедмаркский музей в Хамаре (1974), школа для глухих в Осло (1977). Среди сооружений в стиле брутализма – работы архитектурного бюро Lund & Slaatto (церковь и монастырь Святого Хальвара в Осло, 1966, и др.). В стиле постмодернизма возведены здания издательства Universitetsforlaget (1980, архитекторы Я. Дигеруд и Й. Лундберг), банка Kreditkassen (1987, Lund & Slaatto совместно с архитектурным бюро ØKAW; оба – в Осло) и др.
С 1990-х гг. норвежские архитекторы обратились к наследию современного движения в рамках неомодернизма (здание Палаты мер и весов в Хьеллере, 1997, архитектор К. Ярмунд) и хай-тека (аэропорт Гардермуэн близ Осло, 1998, архитектор Н. Торп и др.). Линию архитектурного «символизма» развивает бюро «Снёхетта» (расширение Музея искусств и кинотеатра в Лиллехаммере, 1994 и 2016; здание Норвежской оперы и балета в Осло, 2008). В начале 2020-х гг. также работают Р. Рамстад, архитектурные бюро Jensen & Skodvin, Helen & Hard, A-lab, LINK arkitektur, Lundhagem, Atelier Oslo, Nordic, Space Group.
Среди крупных градостроительных проектов – реконструкция гавани Осло (превращённый из промышленной зоны в жилой и деловой район Акер-Брюгге, 1980-е – 1990-е гг., генплан Н. Торпа; план «Город у фьорда», предполагающий строительство на береговой линии культурных учреждений и жилья, а также выведение оттуда транспортной инфраструктуры, реализуется с 2000-х гг., в том числе район Тьювхольмен, 2005–2014).
Изобразительное искусство 19–21 вв.
В 19 в. работали портретисты Я. Мунк и М. Столтенберг, но после упразднения в 1821 г. дворянского сословия, что резко сократило число заказчиков, а также под влиянием романтизма место ведущего жанра норвежской живописи занял пейзаж, основоположником которого стал Ю. К. Даль; его линию продолжили его ученики Т. Фернли и П. Бальке. Мастера-романтики середины 19 в. – пейзажисты Х. Гуде, А. Каппелен, Л. Хертервиг, изображавшие сцены крестьянской жизни А. Тидеманн, К. Сундт-Хансен, О. Исаксен – известны как «дюссельдорфцы» по месту получения ими художественного образования. В 1870-х – 1880-х гг. новое поколение художников – портретисты и жанристы Э. Петерсен и Х. Хейердал, пейзажист Ф. Таулов, графики и живописцы Т. Киттельсен и Г. Мунте, а также первые норвежские художницы, пейзажистка К. Хьелланн и писавшая интерьеры Х. Баккер, – учились и работали в Мюнхене, а затем в Париже, обратившись к достижениям современной европейской живописи.
На рубеже 19–20 вв. испытавшие влияние импрессионизма мастера «Скагенской группы» во главе с К. Крогом в своих произведениях затрагивали острые социальные темы. В оппозиции к ним находились художники «Лисакерского кружка» (Э. Вереншёлль, Г. Мунте, Т. Эриксен и др.), разрабатывавшие сюжеты национальной мифологии и сказок, занимавшиеся дизайном предметов быта в духе движения «Искусства и ремёсла». К ним примыкал Т. Киттельсен, развивавший в своих произведениях темы норвежского фольклора. Работал пейзажист Х. О. Сольберг.
Ключевым живописцем конца 19 – начала 20 вв. был Э. Мунк, творивший в русле эстетики символизма (серия «Крик»). Ученики А. Матисса – Х. Сёренсен, Ж. Хейберг, П. Крог, А. Револль (группа «De 14») – представляют направление экспрессионизма. Выполненные Мунком росписи актового зала Университета в Кристиании (1908–1916) вызвали интерес к монументальной живописи как к социально значимому виду искусства: в 1-й половине 20 в. были расписаны интерьеры Бергенской фондовой биржи (1918–1923, Револль), Школы моряков (1921–1924, Крог), Нового крематория (1933–1937, А. Рольфсен), а также Ратуши (завершены в 1950-х гг.; Револль, Крог, Рольфсен, Сёренсен и др.; все – в Осло). В русле экспрессионизма работал Р. Аули, влиянием сюрреализма отмечено творчество К. Фьелля и А. Экеланна.
После Второй мировой войны норвежские живописцы обратились к абстрактному экспрессионизму (Я. Вейдеман, Й. Риан и др.), работали в духе неоэкспрессионизма (Ф. Видерберг и др.). С середины 1960-х гг. в стране появился поп-арт, в том числе политической тематики (П. Клейва, А. Хьер). В русле абстракционизма создавал свои произведения Х. Э. Олсен. Монументальные живописные работы и рельефы из бетона составляют наследие Т. Бломберг-Ранслет.
Среди ведущих графиков 1-й половины 20 в. – В. Петерс, Э. Мунк, Н. Аструп, Й. Нордхаген, Р. Неш. В 1970-х гг., когда в норвежском графическом искусстве появились новые техники (включая трафаретную печать), а также возрос интерес к офорту, эти тенденции развивали П. Клейва и А. Хьер.
В норвежской скульптуре 1-й половины 19 в. ведущее положение занимали последователи Б. Торвальдсена – Х. Микельсен и Ю. Миддельтун. Во 2-й половине 19 в. С. Лексов-Хансен, С. Синдинг и другие мастера обратились к эстетике романтизма. Крупнейший скульптор конца 19 – начала 20 вв. – Г. Вигеланн, сочетавший мотивы модерна с элементами натурализма и экспрессионизма. В 1-й половине 20 в. Д. Во трактовал наследие Средневековья и национальной традиции резьбы по дереву, однако преобладала неоклассицистическая линия (Э. Ли, П. Хурум), проявившаяся в скульптурном декоре Ратуши в Осло (завершён в 1950-х гг.). Этапным проектом в развитии норвежской скульптуры стало оформление нового западного фасада Нидаросского собора (первые статуи заказаны скульпторам в 1890-х гг., работа завершена в 1970-х – начале 1980-х гг.): среди участников были Вигеланн, Во, Н. Скьёлль, А. Хёукеланн, А. Ракнес, Т. Тийс-Скьетне, К. Лейердаль и многие другие.
Первым норвежским абстракционистом в монументальной скульптуре стал А. Хёукеланн, работавший в середине – 2-й половине 20 в. Стилизованные «реалистичные» формы использовали К. Стеен, Н. Ос. К концептуализму был близок Б. Брейвик.
Среди живописцев конца 20 – 21 вв. – видный представитель фигуративной живописи О. Нердрум, близкий к неоэкспрессионизму Б. Мельдегор. Работает скульптор и график П. И. Бьёрло, арт-объекты из ткани создаёт К. А. Хеллеберг Бари, медиаискусством занята К. Нормент, видео-артом – Я. Х. Эриксен, К. Осдам, У. Кристиансен, объекты современного искусства с социальной тематикой создаёт М. Хейер, в разных жанрах работают А. К. Дольвен, М. Хеске, И. Драгсет.
В числе фотографов – Т. Рёдланн, М. Петтерсен, А.-С. Йонсбротен, К. Э. Ванг, Э. Расмуссен, М. Сьёвольд, И. Кволь. В сфере стрит-арта работают художники AFK, Dolk, Pøbel.
Декоративно-прикладное искусство и дизайн конца 19 – 21 вв.
Среди ведущих мастеров «драконьего стиля» в декоративно-прикладном искусстве – создававшие предметы мебели резчики по дереву Л. Кинсарвик и его последователи М. Дагестад и Ю. Боргерсен, ювелир Т. Прютц. Х. Синдинг-Ларсен, У. Сверре и Х. Булль соединяли в своих проектах мебели этот стиль с принципами модерна. Оформлял интерьеры и книги, создавал эскизы для мебели, шпалер, обоев в духе средневековой норвежской культуры, под влиянием стиля модерн и движения «Искусства и ремёсла» Г. Мунте, а также другие члены «Лисакерского кружка».
К представителям «интернационального» стиля модерн принадлежат керамист А. Шнейдер, художница по металлу Б. Арнесен, художница по текстилю, автор шпалер Ф. Хансен, оформительница интерьеров М. Карстен.
Н. Гюльбрансен, художественный директор фарфорового завода в Порсгрунне (1928–1945), опиралась на принципы ар деко и функционализма.
В русле «классического» послевоенного модернизма работали дизайнеры мебели и предметов быта Т. Афдаль, Ф. Кайзер, Х. Братрюд, О. Хёуг, И. Реллинг. К ним примыкала Г. Прютц-Киттельсен, как ювелир также развивавшая традиционную норвежскую эмальерную технику. Экспериментами в ювелирном искусстве занималась Т. Вигеланн.
Вехой в истории норвежского дизайна стало оформление интерьера средневекового зала Хоконсхаллен в Бергене (1955–1966, архитектор П. Хелланн-Хансен, художники по текстилю С. Анкер Эурдаль и С. Берг, живописец Л. Эйкос). Шпалеры в середине – 2-й половине 20 в. создавала Э. М. Якобсен.
Значительную роль в развитии эргономического дизайна сыграл П. Опсвик (трансформируемый по мере роста ребёнка стул «Tripp Trapp», 1973; один из первых коленных стульев «Balans», 1979, и др.). Модульные мебельные системы создавал Э. Хельсет, с криволинейными формами экспериментировал Т. Экстрём. Дизайном транспортных средств, бытовой техники, электронных устройств и т. д. занимался Т. Мейер, светильников – Я. Якобсен и Б. Даль. В начале 2020-х гг. мебель и предметы быта создают А. Энсгевик, К. Олссон, Л. Турнёэ, студия Fram Oslo и др. Экспериментальным ювелирным искусством занимается Л. Ниппирд, украшения из дерева делает Л. Бловарп. Значительное внимание уделяется вторичному использованию материалов.
Первыми норвежскими модельерами были В. Дюборг-Йенсен и П. Споок (20 в.). В 21 в. работают дизайнеры одежды Ю. Скарланн, К. Одневик и др.