Киттельсен Теодор
Ки́ттельсен Теодóр (Теодор Северин Киттельсен, Theodor Severin Kittelsen) (27.4.1857, Крагерё, фюльке Телемарк – 21.1.1914, Елёйа, фюльке Эстфолл), норвежский живописец, график, иллюстратор, карикатурист и писатель.
Детство и юность
Родился в семье торговцев Йоханнеса Киттельсена (1817–1868) и Гуриане Улсдаттер Ларсен (1828–1879). В 11 лет потерял отца; семья столкнулась с финансовыми трудностями, поэтому будущий художник был вынужден бросить школу; работал сначала у часовщика в Крагерё, затем – подмастерьем у некоего художника в Кристиании (ныне Осло), позже – у часовщика в Арендале (ныне фюльке Агдер), где был замечен его талант к рисованию. Дальнейшее обучение Киттельсена в столице оплатил норвежский юрист и коллекционер искусства Д. М. Олль.
В 1874 г. Киттельсен переехал в Кристианию и поступил в художественную школу В. фон Ханно, где проучился до 1876 г.; одновременно посещал уроки Ю. О. Миддельтуна в Королевской школе рисования (с 2015 – Школа имени Э. Мунка).
Первый мюнхенский период (1876–1880)
В 1876 г. Киттельсен переехал в Мюнхен, где изучал жанровую живопись у профессоров В. фон Линденшмита-младшего и Л. фон Лёффца в Мюнхенской академии художеств (1876–1879). Познакомился с будущими коллегами-художниками: Г. Мунте, К. Скредсвигом, Х. Баккер, Э. Вереншёллем и Э. Петерсеном; искусствоведом А. Обером и писателем Г. Ибсеном.
В одной из ранних работ мюнхенского периода – «Детская радость» (предположительно 1878, Национальный музей, Осло) – проявилась склонность Киттельсена к гротеску, прежде всего в интерпретации мифологических сюжетов (вероятно, под влиянием творчества А. Бёклина). Его картина «Забастовка» (1879, Национальный музей, Осло) заняла место в истории норвежской живописи как первая попытка отразить социальные перемены.
В целом натурализм мюнхенской школы оказался не близок Киттельсену, поэтому живопись маслом в его творчестве отошла на второй план; впоследствии он написал картины «Весенний день у моря» (1887), «Двенадцать диких уток» (1897; один из его первых опытов иллюстрации норвежской сказки), «На позолоченной липе сидела золотая птица» (1900) и др. Однако ещё на раннем этапе творчества Киттельсен предпочитал работать углём и карандашом, иногда в сочетании с акварелью и другими материалами и техниками. Писал портреты («Профиль старухи в чёрном клобуке», 1876–1879; «Кристиан Скредсвиг», 1877), сатирические сценки («Конец кошачьей музыке», предположительно 1870-е гг.; «Старушечьи сплетни», 1876–1887; все – Национальный музей, Осло).
С 1879 г., когда Д. М. Олль более не мог его обеспечивать, Киттельсен безуспешно пробовал публиковаться в немецких журналах; в 1880 г. добился получения стипендии от фонда Шеффера и вернулся в Норвегию.
Сотрудничество с Петером Асбьёрнсеном (1881–1910)
В 1881 г. по рекомендации Э. Вереншёлля писатель и учёный П. К. Асбьёрнсен нанял Киттельсена сначала для иллюстрирования сказки «Дети рыб» («Водяной тролль», эскиз хранится в Национальном музее, Осло), затем и остальных произведений из «Книги сказок для детей» («Eventyrbog for Børn», 1883–1887), а также других сборников Асбьёрнсена и Й. Му [«Иллюстрированные народные сказки: избранное» («Illustrerede eventyr. Udvalgte folkeeventyr», 1907); «Книга сказок для детей» («Eventyrbok for børn», 1908); «Детские сказки» («Barne eventyr», 1909), «Новые детские сказки» («Nye barne eventyr», 1910)]. Сотрудничество писателя и художника продолжалось почти 30 лет.
За время работы над «Сказками» стиль Киттельсена менялся. Так, ряд иллюстраций к «Книге сказок для детей» отличала детальная штриховка («Вуаля! Горная мышь юркнула в норку домовой мыши», 1884; из сказки «Домашняя мышь и горная мышь»). Для сборника «Иллюстрированные народные сказки: избранное» было характерно сочетание работы пером, размывки и карандаша («Первой, кого он встретил на городской улице, была старуха, которая несла закрытую корзину», 1907; из произведения «Мальчик, который должен был проработать три года бесплатно»). В более поздних иллюстрациях к «Книге сказок для детей» («Длинный худощавый мужчина, который лежал у скалы и ел гравий», 1908; из сказки «Пепельный мальчик и добрые помощники»; все – Национальный музей, Осло), а также к «Детским сказкам» (1909) и «Новым детским сказкам» (1910) акцентировался контур.
В этот же период художник придумал одного из своих самых известных персонажей – маленького пухлого мальчика Смёрбукка (от норв. smør – масло, bukk – уничижительный суффикс).
Второй мюнхенский период (1882–1887)
В 1882 г. Киттельсен получил государственную стипендию и продолжил обучение; провёл около 8 месяцев в Париже, затем отправился в Мюнхен. В 1885 г. выполнил свою первую крупную серию рисунков – на сюжет поэмы «Батрахомиомахия» («Война лягушек и мышей», древнегреческая пародия на «Илиаду» Гомера), – которая экспонировалась на мюнхенской выставке. Впоследствии серия была куплена шведским коллекционером П. Фюрстенбергом (в настоящее время хранится в Художественной галерее, Гётеборг). В это же время его рисунки публиковали и другие газеты – немецкая Neue Deutsche Illustrierte Zeitung (1885–1886), скандинавский рождественский альманах Juleroser (1884). Несмотря на это, к 1887 г. финансовое положение художника настолько ухудшилось, что его другу А. Оберу пришлось начать кампанию по сбору средств, чтобы вернуть Киттельсена на родину. Зимой того же года он навсегда покинул Мюнхен.
Расцвет творчества (1887–1894)
Во время работы в Juleroser Киттельсен познакомился с датским издателем Э. Боесеном. Он предложил художнику поучаствовать в составлении его новой антологии юмористических рисунков «Из весёлых стран мира» (1887). Изображение человеческого общества в зооморфном ключе, с оттенком сатиры («Свадьба в Хардангере») в полной мере отразило склонность художника к карикатуре и гротеску. По мнению некоторых исследователей, именно Боесен, помогая Киттельсену на раннем этапе карьеры, открыл способность художника переносить на бумагу юмористические сюжеты (Rohde. 1958). Впоследствии они вместе работали над сатирическим сборником Киттельсена «Есть ли у животных душа?» (1893, опубликован в 1894) и над очередным переизданием «Стихов» («Digte», 1896) норвежского поэта-сатирика Ю. Х. Весселя.
Тогда же Киттельсен проиллюстрировал (совместно с Вереншёллем) переведённые на норвежский язык «Народные сказки» («Folke eventyr», 1887) шведского писателя и фольклориста Н. Юрклу. В марте 1887 г. Киттельсен вернулся в Крагерё, затем вместе с семьёй переехал на Лофотенские о-ва, к маяку на о. Скомвер, где провёл около полутора лет. Впечатления от природы и обитателей островов, а также местный фольклор оказали сильное влияние на творчество художника. Считается, что именно там он начал иллюстрировать народные сказки о никсах и лесных троллях, которые составили серию «Колдовство троллей» («Морской змей», 1887, Национальный музей, Осло; опубликована в 1892). Одна из немногих его работ маслом, «Эхо» (1888), также написана на островах. Здесь же Киттельсен работал над серией иллюстраций к драме «Пер Гюнт» (1867) Ибсена, но не завершил её.
В 1891 г., вскоре после женитьбы, переехал в Витстен (фюльке Акерсхус), где жил до зимы 1896 г. Между 1891 и 1893 гг. создал серию «Девичья земля» (опубликована в 1894; Национальный музей, Осло).
В 1891–1894 гг. проиллюстрировал двухтомник «Правдивые байки» («Sandfærdige skrøner») норвежского писателя и скульптора М. Шейбрука (эскизы «Коза на скале» и др.; Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна). Помимо иллюстрирования книг других авторов, опубликовал несколько собственных литературных произведений («С Лофотенских островов», 1890–1891; «Книга забвения», 1892; «Колдовство троллей», 1892; и др.), где в стихах и прозе писал о собственной жизни на севере Норвегии, о природе и местных жителях, а также о фольклорных персонажах.
Осенью 1893 г. провёл свою первую персональную выставку в танцевальном салоне «Флора» в парке развлечений «Тиволи» в Кристиании (затем в том же месте в 1895 и 1896), позже – выставки в Бергене (1893) и Копенгагене (1894).
Сюжеты произведений и особенности стиля
Круг тем и сюжетов в работах Киттельсена во многом отражал общую для середины 19 – начала 20 вв. тенденцию национального возрождения в европейских странах, проявившуюся в том числе в искусстве национального романтизма.
Главным источником вдохновения для Киттельсена была норвежская народная культура: опираясь на неё, он придумывал причудливых существ, которыми заселял пейзажи Норвегии в своих произведениях. Значительное место в творчестве художника занимали персонажи скандинавского фольклора – тролли, никсы (духи воды), драуги (ожившие мертвецы); в его произведениях они могли представать как мрачными, пугающими существами («Драуг», предположительно 1895; Художественная галерея Северной Норвегии, Тромсё), так и безобидными, даже комичными созданиями («Никс поёт в пруду», после 1900, Национальный музей, Осло). В интерпретации Киттельсена эти герои превратились в узнаваемые во всём мире образы норвежской культуры (как для его современников, так и для последующих поколений).
Многие произведения художника созданы на стыке лирического реализма и символизма. Автор изображал привычный для Скандинавии ландшафт, но органично вписанные в него мифологические существа словно наделяли природу собственным сознанием. На рисунках Киттельсена такие знакомые элементы пейзажа, как горы или заросли, могли превратиться в троллей («Лесной тролль», 1906, Национальный музей, Осло), никсов («Никс», 1904, Национальный музей, Осло), лесных духов («Стога сена в лунном свете», около 1900, Национальный музей, Осло) и других героев фольклора. Подобная игра со зрительским восприятием, работа на грани между обыденным и «волшебным» является одной из характерных особенностей творчества Киттельсена.
Наряду с мифологической темой важную роль в его работах играла и карикатура (сборник «Есть ли у животных душа?»; «Правдивые байки» М. Шейбрука).
«Есть ли у животных душа?» (1893)
Осенью 1893 г. Киттельсен завершил работу над сатирическим сборником «Есть ли у животных душа?». Он состоит из серии акварелей, в которых с помощью героев-животных пародируются людское поведение и привычки. Инициатором сборника стал издатель Э. Боесен, с которым художник уже сотрудничал в 1887 г. Боесен заказал Киттельсену рисунки и планировал издать их в виде антологии. Результатом сотрудничества стала серия (21 лист) акварелью и тушью, сначала озаглавленная «Букашки» и позже получившая окончательное название. Киттельсену удалось достичь комического эффекта благодаря использованию приёмов сатиры и гротеска. Персонажи его работ – лягушки, улитки, птицы, жуки и другие животные – ведут себя как люди: пара птиц выбирает в магазине слизня на обед («Лавка деликатесов»), прогуливающиеся лягушки находят выпавшего из гнезда птенца («Родился до срока») и др. Литографии были впервые опубликованы в январе – феврале 1894 г. в Копенгагене, а затем в Кристиании и Германии; оригинальные рисунки не экспонировались.
«Чёрная смерть» (1894–1896)
Зимой 1896 г. Киттельсен с семьёй переехал в Эггедаль (фюльке Бускеруд; юг Норвегии), где завершил одну из своих наиболее значимых и успешных работ – сборник под названием «Чёрная смерть» (впервые опубликован в 1900), над которым работал с 1894 г. (оригиналы рисунков ныне хранятся в Национальном музее в Осло). «Чёрная смерть» считается вершиной творчества Киттельсена-графика и шедевром норвежской книжной иллюстрации.
Рисунки посвящены пандемии бубонной чумы, «чёрной смерти», которая в середине 14 в. охватила бо́льшую часть Евразии, а в Норвегии унесла почти две трети населения. Память об этих событиях сохранялась в фольклоре, собранном, в частности, в «Норвежских сагах» («Norske sagn», 1833) А. Файе. Вдохновившись этими источниками, а также норвежской природой (Эггедаль, Лофотенские о-ва, побережье Телемарка), Киттельсен создал 15 баллад, проиллюстрированных тушью и карандашом. В его произведениях чума предстаёт в образе сгорбленной старухи, идущей по стране с метлой и граблями в руках («Чума на ступенях», «Бедняк» и др.). Часть произведений сборника изображает безлюдные пейзажи, однако и в них художнику удалось выразить атмосферу ужаса и пустоты, ощущение неотвратимой катастрофы. Некоторые сцены («Выметает каждый угол», «Мышиный хутор») отличает завышенная линия горизонта, благодаря чему усиливается эмоциональное впечатление: зрителю словно предлагают взглянуть на происходящее глазами ребёнка.
Переезд в Сигдаль и частные заказы (1899–1909)
В 1899 г. Киттельсен вместе с семьёй переехал в Сигдаль (фюльке Бускеруд), где написал ряд известных картин: «Чума охватила страну» (цветная версия рисунка из «Чёрной смерти»), «Никс» (оба – 1904, Национальный музей, Осло). Здесь же были созданы вдохновлённые норвежскими легендами и природой Сигдаля рисунки из серии «Тирилиль Туве» (1900; отсылка к персонажу фольклора), «Снегирь. Утреннее прославление» (1902, Музей Теодора Киттельсена, муниципалитет Омут, фюльке Иннландет), «Снег идёт и идёт» (1903), «Зимний вечер» (1905), «Белки в полёте» (1906, оба – Музей Драммена), «Никс в образе белой лошади» (1907, Собрание Расмуса Мейера, Музей KODE, Берген; 1909, Музей Теодора Киттельсена), «Дятел ("Лесная тропа")» (1912) и др.
Художник также исполнял «прикладные» заказы – создавал логотипы торговых марок и оформлял продукцию для компаний Chr. Bjelland & Co (товарный знак «Человек с рыбой», коробки для рождественских рыбных наборов с изображением танцующих и играющих на музыкальных инструментах гоблинов), Porsgrunds Porselænsfabrik (дизайн и роспись посуды), Norsk Hydro (серия акварелей, иллюстрирующая строительство электростанции; 1907–1908, Галерея Телемарка и Люсбуэна, Нутодден, фюльке Телемарк). Занимался также росписью деревянных игрушек (например, игрушка «Драка», около 1900, Национальный музей, Осло).
Последние годы жизни (1910–1914)
Последние годы жизни Киттельсен провёл в Восточном Акере (ныне в черте Осло) и на о. Елёйа, опубликовал автобиографию «Люди и тролли: воспоминания и мечты» (1911). Продолжал работать, занимался в том числе религиозной живописью; сохранился его эскиз алтарного образа «Коленопреклонённый человек» (1913, Национальный музей, Осло).
Наследие и память
В 1955 г. в честь художника был назван переулок в Вене – Киттельсенгассе. Ряд музыкальных исполнителей в жанре блэк-метал использовали работы Киттельсена в качестве обложек к своим альбомам: норвежская группа Burzum – к альбому «Filosofem» (1996; «Лур раздаётся высоко в горах», 1900) и др.; итальянская группа From Depths – к альбому «De Profundis Clamavi» (1997; «Древесный тролль»); немецкая группа Asenheim – к альбому «Asenheim» [2012; «Дракон (Сундук с золотом)»]; обе – из сборника «Колдовство троллей». Музеи Киттельсена открыты в Крагерё (Дом Киттельсена в составе Музея Телемарка), в муниципалитете Омут (фюльке Иннландет), в доме художника в Сигдале. Бо́льшая часть его работ принадлежит Национальному музею в Осло.