#Искусство и архитектура Норвегии
Искусство и архитектура Норвегии
Тег

Искусство и архитектура Норвегии

Искусство и архитектура Норвегии
Найденo 12 статей
Зарубежные города, агломерации. Архитектура
Осло. Архитектура
Архитекту́ра О́сло. Древнее ядро Осло – на восточном берегу залива Бьёрвика [ныне район Гамлебюен (Старый город); руины культовых и других сооружений]. С 1624 г. центр с регулярной планировкой (район Квадратурен) создан у крепости Акерсхус (1290-е – 1300-е гг.). Сохранились жилые дома 17–18 вв., Старая ратуша (1641) и кафедральный собор (1694–1697), парадная застройка в стиле классицизма (здание Университета Осло, 1841 – 1850-е гг., архитектор К. Г. Грош), в русле исторических стилей и эклектики [неороманское здание стортинга (парламента), 1860–1866, архитектор Э. В. Ланглет], в духе северного модерна (здание Исторического музея Университета Осло, 1902, архитекторы К. А. Хенриксен, Х. Булль). Ключевые сооружения – комплекс Ратуши (1931–1950, архитекторы А. Арнеберг, М. Поульсон; место вручения Нобелевской премии мира) и здание Норвежской оперы и балета (2008, архитектурное бюро «Снёхетта»).
Здание Ратуши, Осло. 1931–1950. Архитекторы Арнстейн Арнеберг, Магнус Поульсон
Графики
Йонсон Коре Эсполин
Йо́нсон Ко́ре Э́сполин (Johnson Kaare Espolin) (1907–1994), норвежский живописец, график, иллюстратор. Родился в коммуне Сурнадал, в 1927 г. переехал в Осло, где учился в Норвежской национальной академии ремёсел и художественной промышленности и Норвежской национальной академии изящных искусств у А. Револьда и Х. Эгедиуса. Выработал особую художественную технику: использовал чёрные чернила в качестве основного красочного слоя, в котором процарапывал очертания фигур и предметов; в некоторых случаях чернила сочетал с маслом или акварелью. Возникавшие в результате контрастные сочетания светлого и тёмного, лаконичные композиции во многом были следствием плохого зрения, которое ограничивало возможности художника, но эти особенности определили его манеру. Главная тема произведений – жизнь крестьян и рыбаков Северной Норвегии [«Juksafiskere I» («Рыбаки I»), 1956; и др.]. В 1932 г. художник впервые представил свои работы публике на ежегодной Национальной осенней выставке в Осло. В дальнейшем иллюстрировал периодические издания (Arbeidermagasinet) и литературные произведения: сборник юмористических рассказов о жизни Северной Норвегии «Смысл и бессмыслица» Э. К. Оса и П. В. Сапфе («Vett og Uvett»), 1942; «Великая зима» С. Хёльмебакка («Fimbulvinter»), 1964; «Рингелихорн и другие сказки» Р. Норманн («Ringelihorn og andre eventyr»), 1967; «Последний викинг» Ю. Бойера («Den siste viking»), 1972; и др. Работал также как монументалист: оформил корабли «Рагнвалл Ярль» (Ragnvald Jarl; 1956) и «Харальд Ярль» (Harald Jarl; 1960), здания полицейского участка Киркенеса (1964), телеграфной станции в Саннесшёэне (1969), окружной больницы Олесунна (1973–1974). С 1992 г. в Кабельвоге на Лофотенских о-вах действует галерея «Эсполин», в которой хранится бо́льшая часть наследия художника.
Коре Эсполин Йонсон. Juksafiskere I (Рыбаки I). 1956
Музеи, галереи
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло
Национа́льный музе́й иску́сства, архитекту́ры и диза́йна в О́сло, крупнейший музей Норвегии. Основан в 2003 г. В собрании музея произведения старых мастеров и современного искусства (в основном произведения норвежских живописцев и скульпторов 19 – начала 20 вв., в том числе собрание работ Э. Мунка, полотна Ю. К. Даля, Х. Сольберга), новейшего европейского и американского искусства, архитектуры (архитектурные чертежи, фотографии, макеты преимущественно 20 в.), дизайна и декоративных искусств: коллекции исторического костюма и текстиля, мебели, изделий из серебра, стекла, керамики, среди которых древнегреческие вазы, собрание костюмов норвежских королей, средневековые норвежские шпалеры, а также объекты норвежского и зарубежного дизайна 20 – начала 21 вв.
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло. 1880-е гг. Архитекторы Генрих Эрнст Ширмер, Адольф Ширмер
Страны мира. Искусство и архитектура
Норвегия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикла́дное иску́сство, архитекту́ра Норве́гии. К древнейшим памятникам искусства Норвегии относятся петроглифы, датируемые неолитом и бронзовым веком (Альта). В Средние века развивался звериный стиль, строились деревянные церкви-ставкирки и жилые кварталы, каменные сооружения в романском и готическом стилях. В 17 в. распространилась ренессансная планировка городов и крепостей; архитектура развивалась в русле общеевропейских тенденций, среди ключевых норвежских явлений – «драконий стиль» конца 19 – начала 20 вв. и постройки С. Фена и бюро «Снёхетта» во 2-й половине 20 – 21 вв. Важнейшим жанром живописи в 19 в. был пейзаж (Ю. К. Даль, Ф. Таулов, Х. О. Сольберг). Мотивы народного фольклора использовал в живописи и книжной иллюстрации Т. Киттельсен. В конце 19 – 1-й половине 20 вв. работали живописец и график Э. Мунк, скульптор Г. Вигеланн.
Харальд Оскар Сольберг. Зимняя ночь в горах. 1914
Живописцы
Мунте Герхард
Му́нте Ге́рхард (Gerhard Munthe) (1849–1929), норвежский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. Представитель национального романтизма. Учился в частной школе Ю. Ф. Эккерсберга и в Королевской школе рисунка (1870–1874) в Осло и в Дюссельдорфе (1874–1876). С 1877 г. жил в Мюнхене, но писал виды Норвегии в русле реализма, сначала в тёмных тонах («Пригород», 1879), а по возвращении в Осло в 1882 г. – в более светлом колорите («На ферме. Ульвин», 1889). В 1890-х гг. создавал акварели в духе «древнего» искусства на «сказочные» сюжеты: не используя перспективу, с яркими локальными цветами и тёмными контурами («Врата горы», 1895), а также рисунки тушью – иллюстрации к сагам «Круга земного» Снорри Стурлусона (1895–1899, все – Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло). С середины 1890-х гг. активно занялся декоративно-прикладным искусством в духе средневековой норвежской культуры. Многие его работы были изначально рассчитаны на использование в качестве картонов для шпалер, также он создавал эскизы для мебели, обоев, занимался искусством книги и оформлением интерьеров.
Герхард Мунте. Врата горы. 1895
Архитекторы, градостроители
Мунте Хольм
Му́нте Хольм (Holm Munthe) (1848–1898), норвежский архитектор. Учился в Политехнической школе в Ганновере (1872–1877). Один из основоположников «драконьего стиля». Первым сооружением этого стиля считаются его ворота для деревообрабатывающей компании Saugbrugsforeningen на норвежской Промышленной и художественной выставке в Осло (1883; ныне в Норвежском народном музее). Основные постройки Мунте в «драконьем стиле»: туристическая гостиница (1889, сгорела в 1895) и ресторан «Фрогнерсетерен» (1891) у холма Холменколлен, ресторан в Санкт-Хансхаугене (1891, сгорел в 1936; оба – в окрестностях Осло), а также несохранившиеся сооружения для императора Германии Вильгельма II: охотничий домик и часовня Святого Губерта в Роминтене (ныне посёлок Краснолесье в Калининградской области, Россия; начало 1890-х гг.) и комплекс причала на озере Юнгфернзе в Потсдаме (завершён в 1895).
Хольм Мунте. Ресторан «Фрогнерсетерен», Осло. 1891
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Швейцарский стиль»
«Швейца́рский стиль», стиль деревянной архитектуры в Центральной Европе и Скандинавии преимущественно 2-й половины 19 в. (в Норвегии оставался востребованным до 1930-х гг.), направление историзма. Основа стиля – народная архитектура Альпийского региона (поэтому его также называют «стилем шале»). Для построек характерны богатая резьба, как правило сосредоточенная по краям щипцовых крыш, балконы, аркады на тонких опорах, высокий цоколь (часто из необработанного камня). Среди образцов – вилла Людовика II Баварского на вершине Шахен близ Гармиш-Партенкирхена (т. н. Дом короля на Шахене, нем. Königshaus am Schachen; 1869–1872, архитектор Г. фон Дольман), отель «Квикнес» на берегу Согне-фьорда в Балестранне в Норвегии (завершён в 1913, архитектор Ф. В. Ширц).
Франц Вильгельм Ширц. Отель «Квикнес», Балестранн (Норвегия). Завершён в 1913
Архитекторы, градостроители
Булль Георг Андреас
Булль Гео́рг Андре́ас (Georg Andreas Bull) (1829–1917), норвежский архитектор. Брат скрипача и композитора Уле Булля. Мастер историзма. Учился в 1846–1850 гг. в Политехнической школе в Ганновере, в 1855–1856 гг. в Строительной академии в Берлине. В 1852–1854 гг. для Общества сохранения древних норвежских памятников выполнил чертежи 44 средневековых сооружений, включая 20 деревянных церквей (ставкирки) и провёл археологические исследования Зала короля Хокона IV (Хоконсхаллен) в Бергене, разработал проект его реставрации; по своей инициативе обмерил и зарисовал другие средневековые бергенские постройки. Эти работы Булля имеют большое значение для изучения норвежской архитектуры, т. к. 11 из изученных им ставкирок с тех пор погибло, многие сооружения перестроены. С 1857 г. жил и работал в Кристиании (ныне Осло), где по его проектам возведены Западный (1872) и Восточный (1882) вокзалы. В 1863–1872 гг. был архитектором Государственных железных дорог, проектировал здания станций в швейцарском стиле (около 60). В 1858–1903 гг. занимал ключевые муниципальные должности по контролю строительной деятельности в Кристиании, переживавшей в те годы резкий рост населения и территории: Булль оказал значительное влияние на планировку (преимущественно регулярную) и облик города. Рыцарь ордена Даннеброг (1870) и рыцарь 1-го класса ордена Святого Олафа (1875).
Искусство
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Драконий стиль»
«Драко́ний стиль» (Dragestil), стиль в норвежской архитектуре рубежа 19–20 вв. Вариант национального романтизма. Явился попыткой создания национального стиля деревянного зодчества. На его сложение повлияли погребения в ладьях (обнаруженные во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Осеберг, Гокстад, Туне) и ставкирки («столбовые церкви» на каркасе) эпохи викингов, в первую очередь – их декор, включавший головы драконов. Основой для «драконьего стиля» стал более ранний швейцарский стиль («железнодорожный стиль») деревянной архитектуры с присущей ему декоративностью. Главный представитель «драконьего стиля» – архитектор Х. Мунте (ресторан «Фрогнерсетерен» в Осло, 1891). Стиль характерен для рекреационных сооружений: ресторанов, туристических гостиниц, загородных вилл. Среди ведущих мастеров стиля – создававшие предметы мебели резчики по дереву Л. Кинсарвик и его последователи М. Дагестад и Ю. Боргерсен.
Хольм Мунте. Ресторан «Фрогнерсетерен», Осло. 1891
1
2