Морская доктрина Российской Федерации
Морска́я доктри́на Росси́йской Федера́ции, документ стратегического планирования, в котором отражена совокупность официальных взглядов на национальную морскую политику и морскую деятельность Российской Федерации. Морская деятельность включает изучение, освоение и использование Мирового океана в интересах устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности страны. Главными субъектами реализации морской доктрины являются государство и общество. Государство осуществляет формирование и реализацию национальной морской политики через органы государственной власти; общество участвует в реализации национальной морской политики через органы местного самоуправления, общественные объединения и предпринимательское сообщество. Морской потенциал Российской Федерации – совокупность морского транспорта, Военно-Морского Флота, рыбопромыслового, научно-исследовательского и специализированных флотов, глубоководных сил и средств Министерства обороны России, сил и средств органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), сил и средств Росгвардии, сил и средств МЧС России (далее также – российский флот), а также российских организаций кораблестроения и судостроения; инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование и развитие; объектов и средств разведки, добычи и транспортировки морских углеводородных и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых (Морская доктрина Российской Федерации. 2022).
В Российской Федерации в 21 в. были приняты три морские доктрины (2001, 2015, 2022). Все морские доктрины развивали основополагающие документы о национальной безопасности применительно к морской деятельности, а также инфраструктуре, обеспечивающей функционирование и развитие российского флота, морской хозяйственной и военно-морской деятельности государства.
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. (2001) и Морская доктрина Российской Федерации (2015) разделяли задачи национальной морской политики на краткосрочные и долгосрочные. В Морской доктрине 2001 г. краткосрочные задачи определены в зависимости от складывающихся: а) геополитических условий и военно-политической обстановки в мире; б) социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в её отдельных регионах; в) экономической конъюнктуры на мировых рынках морских транспортных услуг, морепродуктов, углеводородных и других ресурсов, добываемых со дна морей и в их недрах; г) достижений научно-технического прогресса; д) эффективности морской деятельности.
В Морской доктрине 2015 г. в соответствующий раздел (II.12) внесено дополнение: «Краткосрочные задачи определяются: а) динамикой изменения геополитических условий, военно-политической и финансово-экономической обстановки в мире». Долгосрочные задачи определяли содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях. Главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности Российской Федерации базировались на утверждённых Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. (Указ Президента РФ от 4 марта 2000) и Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. (Указ Президента РФ от 20 июля 2017 № 327) соответственно.
Справочно: к основным принципам современного международного морского права относятся:
принцип свободы открытого моря (все государства обладают равными правами по использованию открытого моря);
принцип исключительной юрисдикции государства флага (государство обладает полным контролем над судном, принадлежащим или зарегистрированным в государстве);
принцип полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции (военный корабль государства в территориальных, внутренних водах и открытом море не может быть подвержен вмешательству со стороны властей другого государства);
принцип защиты и сохранения морской среды (государства при осуществлении деятельности на морских пространствах должны воздерживаться от действий, приносящих ущерб морским пространствам);
принцип общего наследия человечества (открытое море, район морского дна являются достоянием всего человечества на равной основе вне зависимости от политического, социального и экономического строя в государстве);
принцип ответственности государств за деятельность в Мировом океане (все государства, в соответствии с международным правом, обязаны нести ответственность за противоправную деятельность в Мировом океане).
Морская доктрина Российской Федерации (2022) учитывает направления и целевые ориентиры, предусмотренные Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации; указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.»; прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.; конкретизирует и развивает основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и других документов стратегического планирования, связанных с морской деятельностью.
Национальные интересы в области морской деятельности изложены так: «Национальные интересы РФ как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море. Они формируются с учётом вызовов и угроз национальной безопасности РФ в Мировом океане, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, а также с учётом суверенитета и национальных интересов других государств» и включают в себя:
независимость и территориальную целостность страны;
сохранение за Россией статуса великой морской державы;
развитие морского потенциала (от рыбопромыслового до научно-исследовательского, судостроительного и кораблестроительного, а также потенциала военно-морского флота);
безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья;
обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;
сохранение человеческой жизни на море;
обеспечение экологической безопасности во время проведения работ в Мировом океане, предотвращение загрязнений морской среды и сохранение её обитателей;
развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны;
развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации и др.»
Отмеченные национальные интересы России в Мировом океане одновременно определяют и стратегические цели и принципы национальной морской политики (III. 26; Морская доктрина Российской Федерации. 2022).
Угроза наращивания силового потенциала НАТО впервые упомянута в тексте Морской доктрины 2001 г. В тексте Морской доктрины 2015 г. формулировка такой угрозы существенно отличается: «Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется существующими в этом регионе условиями, ориентированными только на Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенством правовых механизмов обеспечения международной безопасности. Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам и попытки придания ему глобальных функций» (III. 51; III. 52; Морская доктрина Российской Федерации. 2015), т. е. акцент сделан на территориальные угрозы со стороны НАТО.
Раздел II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане. Новая морская доктрина имеет ряд ключевых новелл, касающихся основных вызовов и угроз безопасности и развитию РФ. В отличие от Морской доктрины 2015 г., выделявшей в качестве внешней угрозы наращивание силового потенциала НАТО, акцент перенесён на «стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана», а также на:
стремление США и их союзников к ограничению доступа Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям;
территориальные претензии к Российской Федерации ряда государств, касающиеся некоторых её приморских и островных территорий;
продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации, возрастание количества проводимых учений в акваториях морей, прилегающих к территории Российской Федерации;
стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил, а также повышение боевых возможностей военно-морских сил других государств;
вооружённые конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для Российской Федерации и её союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану;
усилия ряда государств, предпринимаемые в целях ослабления контроля Российской Федерации над Северным морским путём, наращивание иностранного военно-морского присутствия в Арктике, возрастание конфликтного потенциала в этом регионе;
попытки ряда государств изменить действующие правовые режимы морских пространств и проливов, используемых для международного судоходства, в интересах достижения собственных геополитических целей;
увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, незаконной транспортировки по морю оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, химических и радиоактивных веществ;
экономическое, политическое, международно-правовое, информационное и военное давление на РФ в целях дискредитации и снижения эффективности её морской деятельности (Морская доктрина Российской Федерации. 2022. Ст. 22).
В доктрине в качестве основных рисков отмечено недостаточное участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках; существенная зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от морских перевозок и функционирования морских трубопроводных систем; введение рядом государств ограничений, распространяющихся на российские судостроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса и нефтегазовые компании; отсутствие достаточного количества пунктов базирования за пределами Российской Федерации для обеспечения кораблей и судов Военно-Морского Флота, выполняющих задачи в удалённых районах Мирового океана и др. (II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане. Ст. 23).
В качестве региональных направлений национальной морской политики выделяются Арктическое, Тихоокеанское, Атлантическое (Балтийский, Азовско-Черноморский и Средиземноморский бассейны), Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое региональные направления (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 49). Национальная морская политика на этих направлениях строится исходя из географических и социально-экономических особенностей регионов, а также их геополитической и военно-стратегической значимости для Российской Федерации (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 48). Особо выделены зоны, влияющие на национальную и стратегическую безопасность. Среди факторов, определяющих значимость данных зон, упоминается также их экономическое влияние; к таким зонам отнесены: «1) акватории океанов и морей, прилегающие к побережью Российской Федерации, включая Азовское и Чёрное моря; 2) восточная часть Средиземного моря; 3) Черноморские, Балтийские и Курильские проливы; 4) районы прохождения мировых морских транспортных коммуникаций, в том числе пролегающих вдоль азиатского и африканского побережья» (II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане. Ст. 15).
К приоритетам морской деятельности отнесены: развитие морского транспорта; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана; развитие морских трубопроводных систем; морские научные исследования; военно-морская деятельность; обеспечение возможностей судостроительного комплекса Российской Федерации по строительству крупнотоннажных судов, в том числе современных авианесущих кораблей для Военно-Морского Флота (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 52, п. 3).
Исключительно важными являются положения, характеризующие военно-морскую деятельность Российской Федерации. В частности, в качестве приоритетов морской национальной политики особое место отведено обеспечению заданного оперативного режима в арктической зоне РФ за счёт укрепления боевого потенциала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов, а также органов ФСБ в соответствии с существующим и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз в Арктике (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 50, п. 3). Также отмечено намерение осуществлять контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути. Россия намерена продолжать морские научные исследования, изыскания и работы для расширения и юридического закрепления внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане; расширение деятельности на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и острове Врангеля; (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 50, п. 6, 12, 21). В Атлантике Россия будет отстаивать свои национальные интересы и противостоять попыткам НАТО продвигать военную инфраструктуру к границам страны (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 54). Россия будет развивать войска и системы базирования Каспийской флотилии, а также укреплять сотрудничество с военно-морскими силами государств данного региона (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 58, п. 10–11).
Ключевой посыл доктрины – расширение возможностей Военно-Морского Флота страны, особенно в части создания в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и странах Средиземноморья пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота России (V. Региональные направления национальной морской политики. Ст. 52, п. 6; Ст. 56, п. 4). Более того, Россия при исчерпании возможностей политико-дипломатических и других несиловых инструментов в жизненно важных для неё районах Мирового океана может применить военную силу (II. Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане. Ст. 18).