Флорентийская республика
Флоренти́йская респу́блика (лат. Respublica Florentina, итал. Repubblica fiorentina; Флоренция, лат. Florentia, итал. Firenze), независимая республика в Северной Италии, существовавшая в 1115–1532 гг.
Становление республики
В 9–10́ вв., до обретения независимости, Флоренция была центром маркграфства Тосканского. Непосредственно городом управляли Сенат Ста и два консула. В 1115 г., после смерти графини Матильды Тосканской, Флоренция перестала подчиняться власти духовных или светских властителей и превратилась в независимую коммуну. В городе сложилась особая форма правления – Консулат (1115–1207), включавшая три основные составляющие: народное собрание полноправных граждан (Парламенто), Совет доверия (Сенат из 100 выборных лиц) и коллегию консулов, избираемых из представителей флорентийской знати – грандов (всего 50–60 фамилий), являвшихся владельцами земель и замков в округе Флоренции – «контадо», т. е. сельской территории, подчинённой городу. На территории города гранды возводили укреплённые башни высотой до 70–150 м, образуя «союзы башен», которые воевали между собой.
Несмотря на то что город не контролировал морские торговые пути и испытывал постоянные внутренние потрясения и внешние угрозы, уже ко второй трети 13 в. он достиг значительного экономического процветания. В 1252 г. Флоренция одной из первых в Европе стала чеканить полновесную золотую монету – флорин. Он быстро распространился не только на рынках европейских городов, но также в Византии, землях Леванта, на севере Африки. Торгово-банковские дома флорентийцев покрыли сетью своих филиалов почти все страны Западной и Центральной Европы, а также Средиземноморья. Этот успех был достигнут во многом благодаря внутренней перестройке текстильного производства – использования разных форм мануфактурной организации труда. Вместе с тем росло торгово-ремесленное население – пополаны. Они объединялись в цехи, число которых со временем достигло 21.
С возрастанием значения пополанства консулы, представляющие интересы исключительно знати, не могли обеспечивать целостность всего коммунального общества, поэтому к управлению городом привлекли иноземное должностное лицо – подеста, выступавшее арбитром и гарантом политического равновесия между грандами и пополанами. Режим правления подеста удерживался во Флоренции с 1207 по 1282 гг. Он был актуален ещё и потому, что в первой четверти 13 в. флорентийское общество разделилось по партийному признаку – на гибеллинов, сторонников власти императоров Священной Римской империи, и гвельфов, поддерживающих Римских пап в биполярном противостоянии, сложившемся в Западной Европе. Значительную роль в борьбе партий играли большие семьи (консортерии), включавшие родственников, клиентов, вассалов, лиц, находившихся в разной степени зависимости, обязанных подчиняться главе консортерии и следовать семейному праву, основной составляющей которого являлась вендетта – кровная месть. В войне между гвельфами и гибеллинами во Флоренции побеждала поочерёдно то одна, то другая партия.
Режим «Первого народного правления» и «Установлений справедливости» во Флоренции
В 1250 г. в городе были проведены политические и административные реформы. В рамках установления «Первого народного правления» (Primo popolo) пополаны добились учреждения новой должности – капитана народа – чужеземца, возглавлявшего городское ополчение, и нового органа власти – Совета Народа, в состав которого входили только пополаны. Совет Коммуны, управляемый подеста и состоящий из грандов и пополанов, должен был обсуждать и утверждать законы, предварительно одобренные Советом Народа.
Система организации городского общества складывалась во второй половине 13 в., она состояла из трёх основных частей: компании народа, объединяющиеся по топографическому признаку, цехи – по профессиональному принципу, партия гвельфов – по политико-идеологическим предпочтениям. Результатом второй реформы в пользу народа стала реорганизация городского пространства на 6 сестьер, внутри которых по инициативе пополанства в 1250 г. произошло деление на 20 гонфалонов (от итал. gonfalone – знамя, хоругвь). С 1343 г. пространство внутри городских стен было разделено на 4 картьеры и 16 гонфалонов – по 4 в каждой картьере. В каждом гонфалоне основывалась компания народа (гранды и гибеллины не допускались) во главе с гонфалоньером народа, избираемым на год. Все пополаны от 15 до 60 лет являлись членами компаний народа и вставали в ополчение гонфалонов, главной задачей которого была мобилизация народа в случае репрессий, совершенных грандами против кого-либо из пополанов. Одна из реформ 1250 г. также предписывала знати сократить до 50 м высоту башен, которые использовались как укрепления. Эта система флорентийской демократии сохранялась до второй половины 15 в.
Социально-политические преобразования происходили на фоне нескончаемой вооружённой борьбы между гвельфами и гибеллинами: одержавшие победу в 1250 г. сторонники папы Римского уже через 10 лет были разбиты в сражении при Монтаперти. Вернувшись во Флоренцию в 1267 г., гвельфы стали активно развиваться как политико-идеологическая организация. Опираясь на постулат, что именно их партия ведёт город по пути истинного христианского правоверия, они экспроприировали имущество гибеллинов и активно им пользовались, пуская средства в оборот.
В 1282 г. в политическом развитии города-государства наступил новый этап: создание пополанской коммуны с преобладанием демократических тенденций (1282–1382). Пополаны, воспользовавшись ослаблением грандов в войне партий, создали новый правительственный орган – коллегию приоров цехов во главе с капитаном цехов – предводителем цехового ополчения. Теперь они объединились не только по топографическому, но и по цеховому принципу, что способствовало превращению ремесленных корпораций в политические организации.
В 1293 г. было принято новое законодательство – «Установления справедливости» – по инициативе одного из предводителей народа – Джано делла Белла. Согласно этой конституции Приорат цехов становился основой вновь учреждённой Синьории, главного органа власти в республике. Он представлял собой избираемый сроком на два месяца совет из девяти приоров (семь из «старших цехов», два из «младших»). Во главе стоял гонфалоньер справедливости. К совету примыкали ещё две коллегии: «12 добрых мужей», избираемых на 4 месяца, и «16 гонфалоньеров компании», избираемых на 6 месяцев и представляющих гонфалоны. Синьории принадлежала законодательная инициатива и исполнительная власть. Большинство граждан добились права избирать и быть избранными на государственные посты. Особенностью этой республики при частой сменяемости состава правящих структур являлось отсутствие профессиональной бюрократии. Возникла система широкой демократии, которую современные историки часто характеризуют как «колыбель современного западного общества» (Najemi. 2014. P.XI). Во второй половине 13 в. в городской культуре ярко воплотились идеи о превосходстве благородства личности над знатностью рода в произведениях поэтов Данте Алигьери, Чекко д’Асколи (1257–1327), юриста Брунетто Латини, хрониста Дино Компаньи.
В 14 в. в условиях демократического правления при отсутствии сильной централизованной власти общество раздирали противоречия между знатью, недовольной «Установлениями справедливости», и народом; между партиями и фракциями (в том числе белыми и чёрными гвельфами); между отдельными семьями и родами. В этих условиях сохранялось управление иноземными лицами, «встроившимися» в систему коммунальных учреждений: подеста по-прежнему возглавлял Совет Коммуны, капитан народа – Совет Народа. Стремясь к наиболее эффективному урегулированию общественного порядка, в первой половине 14 в. Флоренция призывала на должность Синьоров города даже ставленников королей Неаполя. Однако все попытки возвыситься над коммунальными властными структурами и править, не считаясь с «Установлениями справедливости», заканчивались изгнанием, как показал опыт одиннадцатимесячного правления Готье де Бриенна (1302–1356), герцога Афинского – последнего представителя неаполитанских монархов, занимавшего должность Синьора в 1342–1343 гг. и руководившего от имени короля Роберта Мудрого (правил в 1309–1343).
В 1358 г. руководители партии гвельфов добились принятия трагического для общества закона: каждый заподозренный в гибеллинизме гражданин лишался права занимать какие-либо должности в государстве и подлежал публичному остракизму, а каждый, кого открыто обвиняли в гибеллинизме, изгонялся из Флоренции с конфискацией имущества. Партия гвельфов без участия Синьории и Советов выносила вердикты о подозрении или обвинении в гибеллинизме, поэтому период 1358–1378 гг. можно характеризовать как засилие партии гвельфов в коммунальном обществе. Как с горечью писал один из хронистов: «Теперь нельзя сесть за ужин без того, чтобы никто не вошел в твой дом и воскликнул: «А, вы едите против партии!» (Stefani M. Cronaca fiorentina / a cura di N. Rodolico // Rerum Italicarum Scriptores. Città di Castello., 1903–1913. Rubrica 730. P. 179–180).
Граждане, поколения которых привыкли к своего рода свободе слова и избирательным правам, гарантированным государством, не могли долго терпеть произвол партии. В 1378 г. произошёл государственный переворот, называемый восстание чомпи (наёмных рабочих в текстильных цехах). Последствиями этих событий стало свержение диктатуры партии и установление режима «тощего» народа (1378–1382): в Синьории и Советах в этот период преобладали члены младших цехов. В 1382 г. режим «тощего» народа был свергнут, должностные лица партии гвельфов вернулись в город, но вынуждены были подчиниться закону, гласящему, что отныне никто не может быть ни заподозрен, ни обвинён в гибеллинизме без постановления Синьории, утверждённого Советом Народа и Советом Коммуны. Эпоха засилья партии гвельфов ушла в прошлое.
Несмотря на постоянную внутреннюю социально-политическую нестабильность, Флорентийская республика осуществляла успешную территориальную экспансию. Подчинённая ей сельская округа, ранее охватывающая окрестные земли в радиусе от 10 до 50 километров, к последней четверти 15 в. вобрала в себя почти всю территорию Тосканы (кроме Республики Сиена): под юрисдикцию Флоренции перешли, в частности, Ареццо (1385) и Пиза (1406), которая обеспечила республике выход к морю.
Олигархическая республика
В 1382–1434 гг. в республиканском режиме Флоренции стали преобладать олигархические тенденции (т. н. золотой век флорентийской олигархии). Государственные перевороты и вооружённые гражданские столкновения остались в прошлом. Все республиканские органы власти, введённые «Установлениями справедливости», продолжали действовать, представители «тощего» народа сохраняли небольшую квоту мест в Синьории и Советах. Свободный выход к морю обеспечил подъём экономики, обусловивший процветание строительства и искусств. Современники в разных источниках отразили это состояние относительного равновесия: «Наконец, наше государство пребывало в покое» (Morelli G. Ricordi / a cura di V. Branca. Firenze, 1956. Р. 322–323). Выдающийся гуманист Леонардо Бруни в «Похвале городу Флоренции» («Laudatio florentine urbis», 1403–1404), уподобил его «гармоничной симфонии совершенного инструмента» (Bruni L. Laudatio urbis Florentiae // Baron H. From Petrarch to Leonardo Bruni. London, 1968. P. 235–262; Бруни Л. Восхваление города Флоренции. Вступительная статья, пер. с лат. и ком. И. Я. Эльфонд // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М., 2004. С. 180). Одновременно с этим создавались сочинения, в которых выражались резко критические настроения и осуждалось сужение демократической основы государства, ведущее к тому, что реальная власть сосредотачивалась в руках немногих лиц, действующих за фасадом выборных коммунальных учреждений: могущественные и влиятельные кланы соперничали за преобладание и влияние в правящих структурах. Среди них особенно выделялись две фамилии – Медичи и Альбицци.
Их борьба закончилась в 1434 г. победой Козимо Медичи (1389–1464), что стало началом последнего этапа республики (1434–1530).
Политическая стратегия первых трёх Медичи состояла в том, чтобы на основных постах оказывались их сторонники. Репрессии не были основным методом их правления: Козимо поддерживал своё влияние посредством кредитов банка Медичи и стратегической паутины брачных союзов, соединявших семьи его сторонников и недоброжелателей. Притягательным для граждан являлся пропитанный духом Ренессанса двор Медичи, а также часто устраиваемые Лоренцо Великолепным (1449–1492), внуком Козимо, празднества и массовые зрелища. Медичи увеличили в структурах органов республиканской власти количество мест для городских низов и часто созывали народное собрание, где члены младших цехов, оказываясь в большинстве, проводили угодные правящему семейству решения. При Лоренцо Медичи стал созываться Совет семидесяти (1480). Его члены избирались пожизненно, а компетенции не имели чётких ограничений. Этот орган в обход коммунальных советов сосредоточил в своих руках бо́льшую часть законодательной власти. Благодаря сильной и многочисленной оппозиции, стремящейся сохранить демократические порядки при первых трёх правителях из рода Медичи, сохранялся республиканский строй. В то же время Козимо, его сын Пьеро (1416–1469) и внук Лоренцо не стремились установить тиранический режим, идентифицируя себя с республиканским строем и комплексом ценностей пополанской демократии.
После смерти Лоренцо Медичи дважды предпринимались попытки возродить прежнюю пополанскую республику – в 1494–1512 гг. и в 1527–1530 гг. Первая реставрация пополанского правления во главе с пожизненным гонфалоньером справедливости Пьеро Содерини в целом оказалась неудачной. Город-коммуна Флоренция превратился в территориальное государство, а цехи – одна из опор народовластия – находились в упадке вследствие Итальянских войн, что обусловило нужду в сильной централизованной власти. За долгие десятилетия правления Медичи общество привыкло к тому, что многие проблемы решаются не путём повышения налогов, а за счёт банка правящего рода. Вторая попытка вернуться к республиканскому правлению не удалась из-за острых противоречий между знатными фамилиями (оптиматами) и народом.
В результате в 1530 г. город взяли имперские войска. Карл V упразднил республиканскую форму правления, поставив во главе Флоренции Алессандро Медичи. В 1532 г. ему был дарован титул герцога.
Флорентийское герцогство просуществовало до 1569 г., ему на смену пришло Великое герцогство Тосканское.
Внутренние противоречия не помешали Флоренции стать родиной новой светской культуры, известной миру как культура итальянского Возрождения, и до 16 в. оставаться её главным центром. Флорентийцем был великий мыслитель и поэт Данте Алигьери. С этим городом связаны судьбы Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Колюччо Салютати (1331–1406) и Леонардо Бруни, канцлеры Флорентийской республики, стали основоположниками идеологии гражданского гуманизма. Именно во Флоренции зародилось и развивалось ренессансное искусство, первые признаки которого проявились в творчестве Джотто ди Бондоне, а затем Мазаччо, Ф. Брунеллески, Донателло – трёх флорентийских гениев, которые открыли новую эпоху в архитектуре, живописи и скульптуре. Гражданами Флоренции являлись и великие мастера Леонардо да Винчи и Микеланджело.