#Меценаты и коллекционеры
Меценаты и коллекционеры
Тег

Меценаты и коллекционеры

Меценаты и коллекционеры
Найденo 18 статей
Георг Кристоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
ЖивописцыЖивописцы
Гроот Георг Кристоф
Гро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.
Живописцы
Рубенс Питер Пауль
Ру́бенс Пи́тер Па́уль (1577–1640), фламандский живописец, график, архитектор, коллекционер, дипломат. Один из крупнейших представителей барокко. Член гильдии Святого Луки (с 1598; 1633 – декан). Дворянин (1624). В 1600–1608 гг. в Италии на службе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи, в качестве художника, дипломата и знатока искусства. Жил в Риме (1601–1602, 1606–1608). С 1608 г. в Антверпене. 1610-е гг. – расцвет творчества: приобрёл и перестроил по собственному проекту дом (ныне Дом Рубенса), организовал крупную мастерскую (А. ван Дейк, Ф. Снейдерс и др.), получил привилегию (исключительное авторское право) на создание гравюр с собственных произведений. После создания алтарей «Воздвижение креста» (1609–1610) и «Снятие с креста» (1611–1614; оба – Собор Богоматери, Антверпен) как художник стал центральным представителем Контрреформации во Фландрии. Выполнял светские заказы («Конный портрет герцога Лермы», 1603, Прадо, Мадрид; «Цикл Марии Медичи», 1622–1625, Лувр, Париж). Обращался к мифологическим («Похищение дочерей Левкиппа», около 1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и историческим сюжетам, охотничьим сценам («Пейзаж с охотой на кабана», около 1616–1618, Дрезденская картинная галерея), пейзажу («Пейзаж с возчиками камней», конец 1610-х гг. – около 1620, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения 1630-х гг. отличаются камерным, интимным характером («Шубка», 1636–1638, Музей истории искусств, Вена). Для творчества Рубенса характерны опора на античную и ренессансную культуру с внедрением в сюжеты новейших археологических и филологических открытий, стремление к синтезу искусств, использование сложных динамичных композиций и театрализованных светотеневых эффектов и др.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. Ок. 1630
Меценаты, благотворители
Мамонтов Савва Иванович
Ма́монтов Са́вва Ива́нович (1841–1918), российский предприниматель, меценат, купец 1-й гильдии, мануфактур-советник (1896). Потомственный почётный гражданин (1853). Из рода Мамонтовых. Отец С. С. Мамонтова. Тесть А. Д. Самарина. Занимался железнодорожным строительством, директор Общества Московско-Ярославской железной дороги (1872–1894), председатель правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1894–1899), главный организатор и руководитель предприятий, занимавшихся производством подвижного состава для железных дорог. Из-за долгов в 1899 г. на несколько месяцев арестован по иску кредиторов. Судом в 1900 г. объявлен несостоятельным должником, его имущество распродано для уплаты долгов. Собирал произведения русских художников, финансировал журнал «Мир искусства», внёс крупную сумму на строительство в Москве Музея изящных искусств императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). На свои средства организовал Частную русскую оперу.
Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897
Военные деятели
Воронцов Михаил Семёнович
Воронцо́в Михаи́л Семёнович (1782–1856), граф, князь (с 1845), светлейший князь (с 1852), российский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1856), почётный член Петербургской АН (1826). Из рода Воронцовых. Сын С. Р. Воронцова. Зять А. В. Браницкой. Воспитывался в Великобритании под руководством отца. Участник русско-персидской войны 1804–1813 гг., русско-прусско-французской войны 1806–1807 гг., русско-турецкой войны 1806–1812 гг., Отечественной войны 1812 г., заграничных походов российской армии 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг. В 1823 – 1844/1845 гг. новороссийский генерал-губернатор и одновременно полномочный наместник (с 1828 генерал-губернатор) Бессарабской области. Член Государственного совета (с 1826), Верховного уголовного суда по делу декабристов (в том же году). В 1844/1845 – 1854 гг. наместник и главнокомандующий войсками на Кавказе, участник Кавказской войны 1817–1864 гг. Собиратель рукописей и книг.
История
Меценаты, благотворители
Мандро Элен де
Мандро́ Эле́н де (Hélène de Mandrot, урождённая Ревийо, Revilliod) (27.11.1867, Женева – 26.12.1948, Ле-Праде близ Тулона, Франция), швейцарская собирательница произведений искусства, меценат, художница. Училась в Школе промышленных искусств в Женеве и в Академии Жюлиана в Париже, затем в Мюнхене. В 1900–1906 гг. экспонировала свои натюрморты маслом, работы из металла и кожи на женевских выставках. Получила 2-ю премию на 1-й Международной художественно-промышленной выставке металла и камня в Санкт-Петербурге (1903–1904).
Элен де Мандро. Ок. 1895
Графики
Вилламена Франческо
Вилламе́на Франче́ско (Francesco Villamena) (1564–1624), итальянский гравёр, рисовальщик, коллекционер. С 1590 г. работал в Риме. Известен как мастер резцовой гравюры. Исполнил в этой технике как авторские портретные (кардинал Д. Тоски, 1604) и религиозные (серия «Жизнь святого Франциска», 1594) композиции, так и копии с произведений Рафаэля, Ф. Бароччи, Дж. Романо и других художников. Жанровые сюжеты, сценки из жизни простолюдинов и бродяг в его гравюрах, в которых реалистичность и детализация соседствовали с гротеском, оказали влияние на искусство Ж. Калло. Для творческого метода Вилламены характерны тщательная прорисовка контуров и выделение резкой светотенью объёмов персонажей первого плана; играя на контрасте с решённым в едином тоне задним планом, художник добивался динамичности в восприятии своих произведений.
Вилламена Франческо. Джаминьано Кальдоростаро, продавец жареных каштанов, плачет, держа в руке бочонок. 1597–1601
Живописцы
Остроухов Илья Семёнович
Остроу́хов Илья́ Семёнович (1858–1929), российский живописец, коллекционер, музейный деятель. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), Императорской Академии художеств (1906); член Московского архитектурного общества (с 1905). Член и экспонент ряда художественных объединений. Мастер лирического пейзажа, сочетающего реалистическое ви́дение натуры с приёмами пленэрной живописи; испытал влияние символизма и модерна («Ранней весной», 1887; «Сиверко», 1890, все – в Третьяковской галерее). В поздние годы жизни занимался преимущественно коллекционированием (с 1890 частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения, собрание национализировано в 1918), также изучением древнерусской живописи. Член комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и других храмов Москвы и Подмосковья; после смерти П. М. Третьякова – член Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–1913) Третьяковской галереи.
Михаил Вербов. Портрет И. С. Остроухова. 1924
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Живанши Юбер де
Живанши́ Юбе́р де (1927–2018), французский дизайнер одежды, коллекционер. Основатель модного дома Givenchy (1952). В женской одежде предлагал сочетать праздничное с дневным, сложное с простым, «ультрафеминное» с практичным, историческое с современным. Ввёл моду на платье-мешок, часто использовал силуэт в виде кокона, модель «baby doll» и туники; использовал асимметрию и варьировал длину рукавов, особое внимание уделял крою воротника. В 1954 г. одним из первых кутюрье запустил линию прет-а-порте. Известен дружбой и творческим сотрудничеством с О. Хепбёрн, воплощавшей созданные Живанши образы на киноэкране и в повседневной жизни. Также создавал наряды для Ж. Кеннеди, М. Каллас, Г. Келли и др.
Юбер Живанши. 1958
Музеи, галереи
Галерея «Гмуржинска»
Галерея «Гмуржинска». В 1965 г. в Кёльне польский коллекционер Антонина Гмуржинска основала крупную коммерческую художественную галерею, которую назвала по своей фамилии. Эта галерея (Galerie Gmurzynska), существующая и в начале 2020-х гг., специализируется на искусстве европейского и американского модернизма, русского авангарда, международном послевоенном и современном искусстве. Гмуржинская была одним из первых европейских коллекционеров и галеристов, обративших внимание на русский авангард. В 1960–1970-е гг. она неоднократно бывала в СССР, наладила контакты с семьями художников, участвовала в вывозе их произведений за границу. Сферой её интересов было также неофициальное искусство послевоенного СССР. В 1986 г., после смерти основательницы, управление галереей перешло к её дочери Кристине Гмуржинской.
Галерея «Гмуржинска», Кёльн. 1991. Архитектурное бюро Diener & Diener
Коллекционеры
Дейвис Теодор
Де́йвис Теодо́р, Теодор Монтгомери Дейвис (Theodore Montgomery Davis) (1838–1915), американский юрист, коллекционер. Известен организацией исследований Долины царей, где в течение 1902–1914 гг. спонсировал раскопки более 20 гробниц, включая царские захоронения Тутмоса I и женщины-фараона Хатшепсут [KV 20 (англ. Kings’ Valley – Долина царей); Тутмос I был перезахоронен своим внуком, Тутмосом III, в KV 38], Тутмоса IV (КV 43), Саптаха (KV 47), Хоремхеба (KV 57) и др. Сотрудничал с Г. Картером, Дж. Квибеллом, А. Уайгаллом, Э. Эртоном и другими египтологами. После кончины Дейвиса его коллекция была передана в Метрополитен-музей.
Теодор Дейвис
1
2