Нейропсихология
Нейропсихоло́гия (от нейро... и психология), отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов психических процессов.
Нейропсихология сложилась на стыке психологии, неврологии и физиологии и составляет одно из направлений современной нейронауки. Термин «нейропсихология» впервые появился в работе Д. Хебба («The organization of behavior: a neuropsychological theory», 1949) и получил распространение во второй половине 20 в.
История нейропсихологии связана с противостоянием двух основных подходов к решению проблемы локализации психических функций. Открытие П. Брока в 1861 г. моторного центра речи (в задней части третьей лобной извилины коры левого полушария) и последовавшее в 1874 г. обнаружение К. Вернике сенсорного центра речи (в задней части первой и второй височных извилин коры левого полушария) стали основой узкого локализационизма, исходившего из представления о мозге как совокупности органов, каждый из которых связан с определённой психической функцией (Ф. Й. Галль, Брока, Вернике, К. Клейст и др.). Сторонники антилокализационизма – функциональной эквипотенциальности (П. Ж. М. Флуранс, К. С. Лешли и др.), отталкиваясь от пластичности мозга, его способности к компенсации возможных повреждений, стремились доказать, что любая психическая функция обеспечивается работой всего мозга. Предпринимались попытки эклектического объединения этих теорий: если элементарные функции можно локализовать, то высшие обеспечиваются работой всего мозга (К. Гольдштейн, Г. Хэд и др.).
А. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций человека (на её создание значительное влияние оказали работы Л. С. Выготского и П. К. Анохина), в которой сложные формы психической деятельности рассматриваются как функциональные системы, обеспечивающиеся работой всего мозга; при этом каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этих систем.
А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга, определив специализацию каждого из них в обеспечении сложных форм психической деятельности. Стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в поддержании бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий – аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных вторичных отделах этих зон и объединяется, синтезируется в третичных зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры – аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.
Для выявления роли конкретных зон мозга в обеспечении психических качеств и свойств, выступающих звеньями в структуре различных психических функций, А. Р. Лурия разработал процедуру нейропсихологического синдромного анализа, позволяющего выявлять при обследовании больных с очаговыми поражениями мозга комплекс нарушений высших психических функций и их связь с поражённым участком мозга.
До 1970 г. различные аспекты нейропсихологии были связаны с описанием нейропсихологических синдромов и постановкой топического диагноза. Это положение изменилось с введением современных методов нейровизуализации, сначала с помощью компьютерной томографии (1973), затем в 1980-х гг. – функциональной магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии. Клиническая нейропсихология сосредоточилась на создании функциональных описаний дефектов психических процессов, имеющих важное значение при определении стратегий лечения и реабилитации. В экспериментальной нейропсихологии значительное место заняло сопоставление нейропсихологических моделей психических функций с данными, получаемыми методами функциональной нейровизуализации. Другие направления нейропсихологии: реабилитационная, психофизиологическая, когнитивная, индивидуальных различий, детского возраста и возраста инволюции.