Лаокоон
Лаокоо́н (Λαοκόων), в греческой мифологии троянский прорицатель или жрец.
На исходе Троянской войны ахейцы по совету Одиссея уничтожили свой лагерь и отплыли от берегов Троады, оставив сооружённого ими огромного деревянного коня, внутри которого спрятались воины. Когда троянцы обсуждали, как им поступить с этим конём, только Кассандра и Лаокоон пытались предотвратить беду, предупреждая о коварстве врага. Во время совершения Лаокооном жертвоприношения Посейдону из моря выползли две огромные змеи, которые растерзали двух его сыновей и задушили самого Лаокоона, бросившегося на помощь детям. Свершив это, змеи укрылись у ног статуи Афины в её храме. Поражённые случившимся, троянцы поспешили доставить деревянного коня в город, что и стало причиной гибели Трои. Существуют иные варианты мифа, объясняющие гибель Лаокоона. Сюжет о деревянном коне впервые упоминается в «Одиссее» Гомера (VIII, 500–518); эти события излагались также в киклической поэме «Разрушение Илиона» (7–6 вв. до н. э.). Наиболее яркое воплощение миф о Лаокооне нашёл в поэме Вергилия «Энеида» (II, 40–56, 200–231).
Сюжет о Лаокооне отражён в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т. д.). Знаменитая эллинистическая мраморная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» родосских скульпторов Агесандра, Афанодора и Полидора (середина 1 в. до н. э.; копия с бронзового греческого оригинала 2 в. до н. э.; Ватиканские музеи) упоминается Плинием Старшим («Естественная история», XXXVI), который видел её во дворце императора Тита. Обнаруженная при раскопках в Риме в 1506 г., она была приобретена папой Римским Юлием II и помещена во дворе Бельведера в Ватикане (в 1797 вывезена в Париж, возвращена в 1815). Группа послужила прототипом для последующих воплощений мифа [Джулио Романо, Эль Греко – единственная его картина на мифологический сюжет (1610–1614, Национальная галерея искусства, Вашингтон), П. П. Рубенс и др.]; воспроизводилась и в карикатурном виде (Тициан и др.). Ватиканская скульптура известна также в копиях Б. Бандинелли (мрамор, 1520–1525, галерея Уффици, Флоренция) и Ф. Приматиччо (бронза). Г. Э. Лессинг в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) на основе анализа этого памятника попытался продемонстрировать принципиальное отличие изобразительных искусств от поэзии.