Тег

Музейные деятели

Музейные деятели
Найденo 13 статей
Георг Кристоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
ЖивописцыЖивописцы
Гроот Георг Кристоф
Гро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.
Политические деятели
Вальц Жан-Жак
Вальц Жан-Жак (1873–1951), французский и эльзасский художник-иллюстратор, карикатурист, политический активист. Известен своими иллюстрациями в духе модерна на почтовых открытках и акварелями с зарисовками из жизни Эльзаса, а также как автор книги «Профессор Кначке» («Professor Knatschké», 1908), под именем которого он вывел директора лицея Кольмара Г. Гнайссе, выступавшего в пользу перехода всего обучения в Эльзасе на немецкий язык. Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг., служил военным переводчиком, составлял листовки, адресованные немецким солдатам. Идиллические сельские пейзажи и жанровые сценки из жизни Эльзаса авторства Дядюшки Анси стали визитной карточкой региона и широко представлены в современной сувенирной продукции.
Жан-Жак Вальц. 1948
Историки искусств
Терновец Борис Николаевич
Тернове́ц Бори́с Никола́евич (1884–1941), российский историк искусства, художественный критик, музейный деятель, скульптор и живописец. Директор (1923–1937) и один из создателей коллекции Государственного музея нового западного искусства на основе национализированных собраний И. А. Морозова и С. И. Щукина. Автор трудов по истории западноевропейского и отечественного искусства рубежа 19–20 вв. (монографии об О. Родене, А. Майоле, Дж. де Кирико, В. И. Мухиной и др.), ряда критических статей и т. д. Профессор Московского института философии, литературы и истории (1935–1938).
Борис Терновец
Живописцы
Остроухов Илья Семёнович
Остроу́хов Илья́ Семёнович (1858–1929), российский живописец, коллекционер, музейный деятель. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), Императорской Академии художеств (1906); член Московского архитектурного общества (с 1905). Член и экспонент ряда художественных объединений. Мастер лирического пейзажа, сочетающего реалистическое ви́дение натуры с приёмами пленэрной живописи; испытал влияние символизма и модерна («Ранней весной», 1887; «Сиверко», 1890, все – в Третьяковской галерее). В поздние годы жизни занимался преимущественно коллекционированием (с 1890 частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения, собрание национализировано в 1918), также изучением древнерусской живописи. Член комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и других храмов Москвы и Подмосковья; после смерти П. М. Третьякова – член Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–1913) Третьяковской галереи.
Михаил Вербов. Портрет И. С. Остроухова. 1924
Графики
Лукомский Георгий Крескентьевич
Луко́мский Гео́ргий Креске́нтьевич (1884–1952), российский график и историк искусства. Брат специалиста по геральдике Владислава Лукомского (1882–1946). Во время путешествий по Европе (1904–1905 и 1907) создавал серии архитектурных рисунков («По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург»).  Автор многочисленных статей и книг об архитектуре, в том числе российской провинции («Вологда в её старине», 1914, и др.). Жил в Париже (с 1921), Лондоне (с 1940). Участник выставок русского искусства в Берлине, Париже, Лондоне, сотрудничал с журналами «Жар-птица», Apollo, был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Красная панорама».
Георгий Лукомский. Городской пейзаж. 1910
Архитекторы, градостроители
Лансере Николай Евгеньевич
Лансере́ Никола́й Евге́ньевич (1879–1942), российский архитектор, график, историк архитектуры, музейный работник. Сын Е. А. Лансере. Постройки в духе неоклассицизма (особняки М. А. Новинской и В. А. Засецкой, 1913–1914; оба в Санкт-Петербурге), необарокко (фасады Школы народного искусства на канале Грибоедова, 1914–1915), конструктивизма (проекты планировки и павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1922; проект памятника-маяка Х. Колумбу в Санто-Доминго, 1929). Работал в области книжной графики; создавал акварельные циклы, посвящённые Ленинграду и пригородам («Гатчина», 1924; «Пушкин», 1926; «Петергоф», 1929, и др.). Автор трудов по истории русской архитектуры. Репрессирован (1931; вторично в 1938); реабилитирован в 1957 г.
Николай Лансере. Проект комплекса Всесоюзного института экспериментальной медицины. Перспектива на главный двор в сторону клинического сектора. Эскиз. 1934
Музейные деятели, кураторы
Энгельбах Реджинальд
Энгельба́х Реджина́льд (Reginald «Rex» Engelbach) (1888–1946), британский египтолог и инженер. Обучался в Институте Сити и Гильдий Лондона (1905–1908). Увлёкся египтологией, познакомился с Ф. Питри и на несколько лет стал его помощником. Начал принимать участие в раскопках с 1911 г. (с перерывами). Исследовал Гелиополь, Лахун и другие памятники. Став главным инспектором Службы древностей Верхнего Египта в 1920 г., произвёл учёт жилищ, устроенных на территории Фиванского некрополя. С 1924 г. сотрудник Египетского музея в Каире. Кавалер ордена Почётного легиона (1937) и других наград.
История
Музейные деятели, кураторы
Бозо Доминик
Бозо́ Домини́к (Dominique Bozo) (1935–1993), французский музейный деятель. Учился в Школе Лувра, Институте искусства и археологии (Центр Мишле), Высшей школе практических исследований в Париже. С 1969 г. работал в Национальном музее современного искусства в Париже (с 1977 в составе Центра Помпиду; директор музея в 1972–1975, 1981–1986; президент в 1991–1993), где отвечал за формирование музейной коллекции и реорганизацию музея. В 1975–1980 гг. по поручению Министерства культуры Франции вёл переговоры с семьёй П. Пикассо о передаче в дар Франции части его наследия, которое легло в основу Музея Пикассо в Париже. Занимался отбором произведений для коллекции музея, а также подготовкой ретроспективных выставок Пикассо в Гран-Пале в Париже (1979) и Музее современного искусства в Нью-Йорке (1980). Первый директор Музея Пикассо (1985–1986). В начале 1960-х гг. посетил СССР, встречался с представителями неофициального искусства – В. Б. Янкилевским, Ф. Инфантэ-Арана и др.
Искусство
Музейные деятели, кураторы
Панюшкин Анатолий Дмитриевич
Па́нюшкин Анато́лий Дми́триевич (1934–2006), российский музейный работник, переводчик, заслуженный работник культуры РФ (1994). В 1959 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (ныне Лингвистический университет имени Мориса Тореза). Работал переводчиком с французского языка в экскурсионно-методическом отделе Всесоюзного акционерного общества «Интурист» (1958–1959), Управлении внешних сношений Министерства культуры СССР (1961–1985). С 1985 г. – в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки: до 1987 г. заместитель директора, в 1990 г. исполняющий обязанности директора, в 1991–1995 гг. директор, с 1995 г. до конца жизни генеральный директор. Член оргкомитета по празднованию 200-летия со дня рождения М. И. Глинки (2003). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2000).
Музыка
1
2