#Историки искусства и теоретики искусства РоссииИсторики искусства и теоретики искусства РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИсторики искусства и теоретики искусства РоссииИсторики искусства и теоретики искусства РоссииНайденo 26 статейЖивописцыЖивописцы Иосиф ВладимировИо́сиф Влади́миров (упоминается в 1642–1666), русский живописец и теоретик искусства. Родом из Ярославля. Работал при царском дворе в Москве. Знаменщик Московского печатного двора, иконописец и мастер монументальной живописи, автор новаторского для своего времени теоретического и эстетического трактата об искусстве иконописи, адресованного С. Ф. Ушакову, – «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу» (написан между 1655 и 1658 или в начале 1660-х гг.).Архитекторы, градостроители Фомин Иван АлександровичФоми́н Ива́н Алекса́ндрович (1872–1936), российский архитектор, график, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1915). Работал в 1898–1905 гг. в Москве в русле модерна, сотрудничал с Л. Н. Кекушевым и Ф. О. Шехтелем, в 1904 г. опубликовал в журнале «Мир искусства» программную статью «Московский классицизм», ознаменовавшую смену его творческого направления и давшую начало неоклассицистическому движению в России. Ключевые работы в стиле неоклассицизма – дача А. А. Половцова (сына А. А. Половцова) на Каменном острове (1911–1913) и дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка (1913–1915; обе постройки – в Санкт-Петербурге). В 1920-е гг. Фомин выступил критиком конструктивизма и разработал созвучные эпохе концепции «красной дорики». В 1930-е гг. Фомин возглавлял архитектурную мастерскую № 3 Моссовета. Среди его последних работ: проект здания Наркомтяжпрома (1934), станции метро «Красные Ворота» (подземный зал; 1934–1935) и «Площадь Свердлова» («Театральная»; завершена Л. М. Поляковым в 1937–1938; все – в Москве), здание Совета Министров УССР в Киеве (завершено П. В. Абросимовым в 1938).Живописцы Ледантю Михаил ВасильевичЛедантю́ Михаи́л Васи́льевич (1891–1917), российский живописец, график, теоретик искусства. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); воспринял идеи лучизма. Вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем открыл творчество Н. Пиросмани. Вместе с И. М. Зданевичем разработал концепцию «всёчества» – переработки всех стилей мирового искусства. В 1910-х гг. создавал картины в духе кубофутуризма («Портрет актёра», 1912, Ярославский художественный музей; «Сазандар», около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914).Архитекторы, градостроители Львов Николай АлександровичЛьвов Никола́й Алекса́ндрович (1753 – 1803/1804), российский архитектор, инженер, график, литератор, естествоиспытатель. Тайный советник; член Российской академии (1783), почётный член Императорской Академии художеств (1786). Представитель зрелого классицизма и наиболее заметный последователь палладианства в архитектуре Российской империи. Создал проекты многочисленных храмовых построек (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1796; церковь Святой Екатерины в Валдае, 1786–1793) и усадеб (Знаменское-Раёк, 1787 – 1790-е гг.; Никольское-Черенчицы, 1780-е – 1790-е гг.; обе – близ Торжка). Автор ряда литературных произведений в жанрах оды, поэмы, оперного либретто и т. д. Перевёл на русский язык и издал 1-ю книгу трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1798). Член Вольного экономического общества (1791).Историки искусств Ровинский Дмитрий АлександровичРови́нский Дми́трий Алекса́ндрович (1824–1895), российский государственный деятель, юрист, историк искусства. Один из основоположников российского искусствознания. Исследователь и популяризатор искусства гравюры, коллекционер, издатель. Действительный тайный советник (1894), почётный член Петербургской Академии наук (1883) и Императорской Академии художеств (1870). Дворянин. Один из основных разработчиков судебной реформы 1860-х гг. Занимался исследованием культуры России до конца 17 в. Коллекционер гравюры – западноевропейской (офорты Рембрандта, голландских мастеров 17 в., гравированные доски и произведения французских, итальянских, немецких и британских гравёров), русской (произведения русских гравёров 16–19 вв., гравированные портреты русских деятелей и работавших в России иностранцев, русский лубок), восточной (народная картинка Японии, Китая, Индии). Автор научных трудов «Русские народные картинки» (1881), «Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках» (1890), «Подробный словарь русских гравированных портретов» (1886–1889), «Подробный словарь русских гравёров XVI–XIX веков» (1895) и др.Творческие союзы, ассоциации, объединения Общество возрождения художественной РусиО́бщество возрожде́ния худо́жественной Руси́, российское художественное объединение. Создано в 1915 г. в Петрограде с целью популяризации русского культурного наследия. Среди членов-учредителей – художники И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, П. С. Наумов, П. И. Нерадовский, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Н. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, архитекторы С. С. Кричинский, В. А. Покровский, А. В. Щусев, историк искусства Д. В. Айналов, историки Н. П. Лихачёв, А. В. Прахов, писатель А. М. Ремизов, режиссёр Н. Н. Евреинов и др. Прекратило свою деятельность в феврале 1917 г.Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры Эль ЛисицкийЭль Лиси́цкий (1890–1941), российский живописец, график, архитектор, дизайнер, фотограф. Один из крупнейших мастеров авангарда. Соединял в своём творчестве традиции еврейской культуры с модернистским художественным языком (книга-свиток «Пражская легенда», 1917, Российская государственная библиотека, Москва). Автор многочисленных беспредметных композиций – проунов. Работал как книжный график (оформление книг В. В. Маяковского «Для голоса», 1923, «Хорошо!», 1927), использовал техники фотоколлажа, фотограммы и фотомонтажа (автопортрет «Конструктор», 1924), разрабатывал архитектурные проекты («Горизонтальные небоскрёбы», не реализованы; здание типографии журнала «Огонёк» в Москве, 1932), во многом повлиявшие на мастеров круга Баухауса, занимался выставочным дизайном («Кабинет абстракций» в Ганноверском музее; утрачен), создавал агитационные плакаты («Клином красным бей белых», 1920) и др.Архитекторы, градостроители Султанов Николай ВладимировичСулта́нов Никола́й Влади́мирович (1850–1908), российский архитектор, реставратор, историк и теоретик архитектуры и искусства, педагог, государственный деятель, тайный советник (1904); действительный член (1893) и академик (1905) Императорской Академии художеств. Реставрировал постройки в усадьбе Кусково (1878–1891), церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1897) и др. Спроектировал собор Святых Петра и Павла в Петергофе (1893; строился в 1895–1904 гг. под руководством Вас. А. Косякова). Теоретик русского стиля.Историки искусств Терновец Борис НиколаевичТернове́ц Бори́с Никола́евич (1884–1941), российский историк искусства, художественный критик, музейный деятель, скульптор и живописец. Директор (1923–1937) и один из создателей коллекции Государственного музея нового западного искусства на основе национализированных собраний И. А. Морозова и С. И. Щукина. Автор трудов по истории западноевропейского и отечественного искусства рубежа 19–20 вв. (монографии об О. Родене, А. Майоле, Дж. де Кирико, В. И. Мухиной и др.), ряда критических статей и т. д. Профессор Московского института философии, литературы и истории (1935–1938).Историки искусств Попова Ольга СигизмундовнаПопо́ва О́льга Сигизму́ндовна (1938–2020), российский историк искусства, педагог; доктор искусствоведения (2004). С 1968 г. преподавала византийское и древнерусское искусство, а также искусство западноевропейского Средневековья на кафедре истории зарубежного искусства (с 1992 – всеобщей истории искусства) исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, профессор (с 2005). В 2002–2020 гг. – заведующая отделом (с 2013 – сектором) византийского искусства в Государственном институте искусствознания. Автор 11 книг и более 120 статей (в журналах, сборниках, каталогах, энциклопедиях и др.), в том числе по византийской и древнерусской книжной миниатюре, иконописи, монументальной живописи и проблемам взаимосвязи искусства Византии, других балканских стран, Руси. 123