Лансере Евгений Александрович
Лансере́ Евге́ний Алекса́ндрович [12(24).8.1848, Моршанск – 23.3(4.4).1886, село Нескучное Курской губернии, Российская империя, ныне Харьковской области, Украина], российский скульптор. Почётный вольный общник петербургской Академии художеств (1876).
Внук офицера наполеоновской армии Поля Лансере, сын инженера путей сообщения Людвига (Александра) Лансере. Систематического художественного образования не получил, учился рисунку в Екатеринославе у С. Е. Плиса (1855–1856); переехав в 1861 г. в Санкт-Петербург, посещал мастерские скульпторов (в том числе Н. И. Либериха), фигурный и натурный классы Академии художеств. В 1864–1870 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета; затем работал переводчиком в Министерстве финансов. В 1867 и 1876 гг. изучал художественное литьё в Париже.
Работал преимущественно в малых формах, создав свыше 200 анималистических и жанровых статуэток и групп с изображением главным образом лошадей, всадников, сцен из жизни разных народов, увиденных им во время частых путешествий по России (Малороссия, Грузия, Средняя Азия, Крым и т. д.) и Алжиру в 1883 г. (композиции «Тройка», 1866, 1868, 1872, 1873, 1879, 1880, 1881, 1884; «Чумак с возом», 1870; «Запорожец после битвы», 1873; «Киргиз с беркутом», 1876; «Табун кабардинских лошадей, возвращающихся с поля», 1878; «Араб со львятами», 1879; «Туркестанский воин», 1879; «Афганец», 1879; «Большая арабская фантазия», 1884; «Араб с мёртвым сыном», 1885, и др.). Серия статуэток лошадей разных пород (частично – в Музее коневодства, Москва) свидетельствует о глубоком знании их особенностей и повадок. Работы Лансере сочетают этнографическую достоверность и поэтичность («Прощание казака с казачкой», 1870-е гг.; «Башкирка-кумысница», 1884). Создавал также портреты (в том числе бюст А. Н. Бенуа, 1876, Русский музей, Санкт-Петербург; конные скульптуры великой княгини Марии Фёдоровны, 1870–1874, совместно с А. Е. Тимашевым; генерала М. Д. Скобелева, 1882; предполагался как проект памятника для Москвы), работы на исторические темы («Царский сокольничий XVII века», 1872; «Опричник», 1877; «Илья Муромец», 1885; «Святослав на пути в Царьград», 1886, и др.). Откликом на события русско-турецкой войны 1877–1878 гг. стали работы «Казак, преследующий врага», «После битвы» («Утрата товарища», обе – около 1878), «Переход через Балканы» (1880) и др.
Исполнял также скульптурное оформление произведений прикладного искусства (чернильные приборы, часы, подсвечники, пепельницы, вазы и т. п.). Большинство работ Лансере по восковым моделям отлиты в бронзе (фабрика Ф. Ю. Шопена и др.), также в серебре (группа «В память освобождения болгар», около 1880, совместно с М. О. Микешиным, А. Л. Обером); существуют увеличенные отливки его работ (в г. Ментона, Франция, и др.); некоторые его работы тиражировались на Каслинском чугунолитейном и других заводах. В работе Лансере с 1874 г. помогала его жена, художница Екатерина Бенуа (1850–1933), дочь архитектора Н. Л. Бенуа.
Среди детей Лансере – Е. Е. Лансере, Н. Е. Лансере, З. Е. Серебрякова.