Дрезеке Феликс
Дре́зеке Фе́ликс, Феликс Август Бернхард Дрезеке (Felix August Bernhard Draeseke) (7.10.1835, Кобург, Бавария – 26.2.1913, Дрезден), немецкий композитор, музыкальный критик, теоретик музыки и педагог.
Из династии лютеранских богословов. В 1850 г. начал изучать композицию под руководством К. Куммера. Продолжил занятия в Лейпцигской консерватории (1852–1855) в классах Ю. Рицa (композиция), Э. Ф. Э. Риxтepa и М. Хaуптмaнa (теория музыки), Ф. Бpeндeля (история музыки), Л. Плaйди и И. Мoшeлeca (фортепиано).
С 1855 г. в течение нескольких лет работал музыкальным обозревателем и концертным критиком в лейпцигском журнале Neue Zeitschrift für Musik. В 1862–1876 гг. жил в Швейцарии. В 1864–1874 гг. преподавал игру на фортепиано, гармонию и композицию в Консерватории Лозанны; в 1868–1869 гг. сделал перерыв в преподавании, поскольку некоторое время занимал должность директора Мюнхенской консерватории, а затем путешествовал по Европе и Северной Африке. В 1875 г. работал в Женеве. В 1876 г. вернулся в Германию, занимался частной педагогической практикой. С 1884 г. почти до конца жизни работал в Дрезденской консерватории (с 1892 профессор), где преподавал композицию и музыкально-теоретические дисциплины. Автор учебников по гармонии, контрапункту и фуге.
В 1850-х – начале 1860-х гг. как композитор находился под большим влиянием Р. Вагнера (в 1852 в Веймаре посетил представление оперы «Лоэнгрин»), Ф. Листа и идей веймарской школы, однако впоследствии вернулся к композиторам венской классической школы и эпохи барокко в качестве стилистических ориентиров; в своих сочинениях широко использовал полифонию. Среди наиболее известных произведений: опера «Гудрун» (на собственное либретто, 1884; поставлена в том же году в Ганновере), Симфония № 3 («Трагическая», 1886; всего создал 4 симфонии: № 1 – 1872, № 2 – 1876, № 4 «Комическая» – 1912), программные увертюры для оркестра «Жизнь есть сон» (симфоническая прелюдия к пьесе П. Кальдерона де ла Барка) и «Пентесилея» (симфоническая прелюдия к трагедии Г. фон Клейста; обе – 1888), Струнный квинтет фа мажор (1900). В камерных сочинениях заметен интерес Дрезеке к новым инструментам. Среди неопубликованных сочинений – 2 сонаты для виолы альта (инструмент, сконструированный Г. Риттером) и фортепиано. В составе посмертно изданного Струнного квинтета ля мажор («Штельцнер»; 1897) присутствует виолотта (инструмент, сконструированный А. Штельцнером).
Симфонии Ф. Дрезеке входили в репертуар дирижёров Х. фон Бюлова, А. Никиша.
В 1930–1940-х гг. в Дрездене существовало Общество Феликса Дрезеке. В 1986 г. в Кобурге основано Международное общество Дрезеке [Internationale Draeseke Gesellschaft (IDG)], занимающееся изданием и популяризацией его произведений; в 1993 г. в дополнение к нему создано Североамериканское общество Дрезеке [International Draeseke Society / North America (IDS/NA)].