Донни Йен
До́нни Йен (англ. Donnie Yen Ji-Dan; Чжэнь Цзыдань, кит. 甄子丹, пиньинь Zhēn Zǐdān; Янь Читан, кантон. 甄子丹, ютпхин jan¹ zi²daan¹) (род. 27.7.1963, Гуанчжоу, Китай), гонконгский, китайский и голливудский актёр, постановщик боевых сцен и мастер боевых искусств. Известен тем, что привнёс элементы смешанных единоборств в традиционные кун-фу боевики. Один из самых популярных и высокооплачиваемых азиатских киноактёров в мире.
Семья и ранние годы
Донни Йен родился в семье редактора газеты и преподавательницы уданцюань – набора классических китайских боевых искусств (включающих в себя, например, тайчи) и дыхательных гимнастик. Когда Йену было 2 года, его родители переехали в Гонконг (Сянган), а спустя ещё девять лет – в США и осели в Бостоне, где мать Йена основала собственную школу восточных единоборств.
Йен изучал боевые искусства с раннего детства – сначала те, что преподавала его мать, а позднее всё новые стили и направления. В 9 лет он начал осваивать японское карате, в 14 обратился к китайскому ушу, а в 16 – к корейскому тхэквондо. Одним из его кумиров в кино был Брюс Ли, а фильмы о Рокки и А. Шварценеггере пробудили интерес к бодибилдингу (Thorp. 2020). Обычной школой Йен интересовался мало и после переезда в Бостон часто прогуливал уроки, чтобы попасть в кино на фильмы о боевых искусствах. В 1978 г. родители решили отправить проблемного ребёнка в Пекин, где благодаря протекции матери Йена взяли в национальную команду по ушу.
Главным тренером команды был У Бинь (а главной звездой – будущий актёр Джет Ли), которого разочаровали разрозненные и бессистемные навыки Йена. Наставник передал его другому тренеру и сказал, что, если за полгода подросток не достигнет приемлемого уровня мастерства, ему придётся покинуть команду. Однако спустя полгода, когда Йен добился прогресса, У Бинь предложил ему место не в мужской, а в женской сборной, где больший упор делают на гимнастику и гибкость, которой не хватало Йену. После года тренировок в женской сборной Йен решил вернуться в США. Как он позже писал в своей автобиографии, его разочаровало, что большинство отрабатываемых им движений годились только для показательных выступлений, но не для реального боя (Yen. 2011; Beijing martial arts team ... 2020).
По дороге в США Йен оказался в Гонконге, где познакомился с режиссёром и экшен-хореографом Юэнь Ву-Пином, к тому моменту уже снявшим успешные боевики с Джеки Чаном «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle’s Shadow», 1978), «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978), а также «Великолепный мясник» («The Magnificent Butcher», 1979) с Саммо Хуном и «Чудо-бойцы» («Miracle Fighters», 1982). Благодаря тому, что сестра Юэня оказалась бывшей ученицей матери Йена, ему удалось попасть на прослушивание в новый фильм Юэня под названием «Пьяный тайчи» («Drunken Tai Chi», 1984) и получить в нём главную роль. Фильм с трудом запускался в производство, и пока Йен ждал начала съёмок, он успел поработать дублёром главных исполнителей в другом фильме Юэня, «Мастер удана» («Shaolin Drunkard», 1983).
Первые роли
«Пьяный тайчи» заработал в гонконгском кинопрокате почти 900 тыс. долл., войдя в топ-30 самых кассовых фильмов 1984 г., и Донни Йен решил не возвращаться в США, а попытаться построить кинокарьеру в Гонконге. Сразу после «Пьяного тайчи» он сыграл в следующем фильме Юэнь Ву-Пина, «Странные парочки» («Mismatched Couples», 1985), где показал не только свою подкованность в боевых искусствах, но и увлечение брейк-дансом.
Между Юэнь Ву-Пином и Йеном сформировался многолетний творческий союз. До конца 1980-х гг. Йен сыграл ещё в трёх фильмах режиссёра: «Клетка тигра» («Tiger Cage», 1988), «При исполнении 4: Свидетель» («In the Line of Duty 4», 1989) и «Клетка тигра 2» («Tiger Cage 2», 1990), каждый из которых стал кассовым хитом и считается классикой жанра гонконгского боевика.
В поисках новых проектов и дополнительного заработка в начале 1990-х гг. Йен начал сниматься не только у Юэнь Ву-Пина и принял участие в сериале «Криминальное дело» («The Crime File», 1991, режиссёры Юэнь Кам-Тим и Хо Шу-Пау) и боевиках «Охота за кристаллом» («Crystal Hunt», 1991, режиссёр Сюй Ся), «Святая дева против зловещих мертвецов» («The Holy Virgin Vs. the Evil Dead», 1991, режиссёр Тони Лю) и «Огненный гепард» («Cheetah on Fire», 1992, режиссёры Сюй Ся, Чуй Фат, Ип Шин-Хун). Ни один из проектов не показал больших кассовых сборов.
Кризис актёрской карьеры
Переломным моментом для карьеры Донни Йена стало участие в историческом боевике «Однажды в Китае 2» («Once Upon a Time in China 2», 1992, режиссёр Цуй Харк). Исполнив роль антагониста, Йен был впервые номинирован на Гонконгскую кинопремию как лучший актёр второго плана, а фильм в целом ждал кассовый успех.
Тем не менее дальнейший выбор ролей Йена был не всегда удачным – наряду с участием в таких хитах, как «Железная обезьяна» («Iron Monkey», 1993, режиссёр Юэнь Ву-Пин) и «Герой среди героев» («Heroes Among Heroes», 1993, режиссёры Юэнь Ву-Пин и Чан Чинь-Чунг), он соглашался на роли второго плана, которые мало способствовали росту его популярности [«Бабочка и меч», 1993, режиссёр Майкл Мак), «Вин Чунь» («Wing Chun», 1994, режиссёр Юэнь Ву-Пин)], включая провальные проекты [«Циркачи» («Circus Kids», 1994, режиссёр У Ма)].
После таких низкопробных фильмов, как «Азиатский коп» («Asian Cop: High Voltage», 1994, режиссёр Эндрю Кам) и «Железная обезьяна 2» («Iron Monkey 2», 1996, режиссёры Чиу Ло-Конг и Лань Цзин), Йен решил сам освоить профессию режиссёра. Он основал собственную производственную компанию Bullet Films и выступил постановщиком двух боевиков, в которых сыграл главные роли, – «Легенда о волке» («Legend of a Wolf», 1997) и «Баллистический поцелуй» («Ballistic Kiss», 1998). Оба фильма показали низкие результаты в прокате и были неоднозначно встречены критиками. К концу 1990-х гг. в результате череды творческих неудач Йен превратился из восходящей звезды класса «А» в заходящую звезду класса «Б», а его финансовое положение было настолько тяжёлым, что актёр был вынужден занимать деньги и обедать у знакомых (Li. 2019).
Экшен-хореография
В конце 1980-х гг. Донни Йен попробовал себя не только в качестве актёра, но и как постановщик боёв. Он участвовал в создании экшен-хореографии двух частей «Клетки тигра», после чего всегда старался во всех фильмах с собственным участием ставить поединки самостоятельно. В конце 1990-х гг. западный кинематограф переживал пик интереса к гонконгскому экшену, и Йен оказался в числе азиатских мастеров, приглашённых поработать в Голливуд. Он был нанят как экшен-хореограф в фантастические боевики «Горец 4» («Highlander: Endgame», 2000, режиссёр Д. Арниокоски) и «Блейд 2» («Blade 2», 2002, режиссёр Г. дель Торо), но в обоих случаях так впечатлил постановщиков, что они предложили ему в этих фильмах небольшие роли второго плана.
В 2002 г. по инициативе Джета Ли Йен исполнил роль одного из соперников Ли в историческом боевике «Герой» («Hero», режиссёр Чжан Имоу), а в 2003 г. Джеки Чан сделал Йена главным антагонистом своего героя в комедийном боевике «Шанхайские рыцари» («Shanghai Knights», режиссёр Д. Добкин). В том же году вышел гонконгский комедийно-мистический боевик «Близнецы» («Twins Effect», режиссёры Данте Лам и Донни Йен), в котором Йен выступил постановщиком экшена, а в виде камео в фильме появлялся Чан. С этого момента Йен окончательно вернулся в Гонконг и в 2005 г. в качестве ведущего актёра и экшен-хореографа принял участие в фильме «SPL: Звёзды судьбы» («S.P.L.», 2005, режиссёр Уилсон Ип). Фильм стал классикой жанра и одним из предвестников надвигающегося ренессанса китайского боевого кино. За «Близнецов» и «Звёзды судьбы» Йен удостоился двух наград Гонконгской кинопремии как лучший постановщик экшена.
Второй этап актёрской карьеры
«Звёзды судьбы» дали новый импульс актёрской карьере Донни Йена, и в последующие годы он исполнил главные роли ещё в двух боевиках Уилсона Ипа: «Врата тигра и дракона» («Dragon Tiger Gate», 2006) и «Вспышка» («Flashpoint», 2007). Финальная схватка из «Вспышки», в которой традиционные боевые искусства сочетаются со зрелищными приёмами современного ММА, считается одной из лучших его работ как экшен-хореографа и входит в большинство рейтингов боевых сцен в кино.
В 2008 г. вышел ещё один совместный проект Йена с Уилсоном Ипом – исторический боевик «Ип Ман» («Ip Man», 2008), посвящённый легендарному мастеру винчуня из Фошаня, для роли которого Йен похудел на 14 кг. Фильм стал кассовым хитом, получил множество наград и восторженных отзывов со стороны критиков. Впоследствии было снято три прямых сиквела, каждый из которых собирал в прокате больше предшественника, а Ип Ман, до фильма Уилсона Ипа основательно забытый, со временем стал одним из самых популярных киноперсонажей – фильмы о нём начали снимать и другие китайские режиссёры.
Хотя в 1997 г. Гонконг вошёл в состав КНР, гонконгская киноиндустрия слишком сильно отличалась от материковой, построенной на строгой цензуре, и переживала кризис в начале 21 в. Несмотря на кассовый успех его фильмов в материковом Китае Йен продолжал поддерживать Гонконг, снимаясь там не только в крупнобюджетных боевиках, но и небольших местных комедиях и мелодрамах за сравнительно скромные гонорары. Так, после камео в новогодней комедии «Всё хорошо, что хорошо кончается 2009» («All’s Well Ends Well 2009», режиссёр Винсент Кок) он вернулся уже в главных ролях в сиквелах «Всё хорошо, что хорошо кончается 2011» («All’s Well Ends Well 2011») и «Всё хорошо, что хорошо кончается 2012» («All’s Well Ends Well 2012») режиссёров Чаня Хин-Ка и Джанет Чун. Он исполнил также одну из главных ролей полицейского, неспособного улыбаться, в гонконгской мелодраме «Вместе» («Together», 2013, режиссёр Кларенс Фок) и появился в камео в образе сразу четырёх поющих близнецов в комедийном детективе «Визит инспектора» («An Inspector Calls», 2015, режиссёры Рэймонд Вонг и Герман Яу).
В 2014 г. Йен сыграл заглавную роль в крупнобюджетном фэнтези «Царь обезьян» («Monkey King», 2014, режиссёр Чин Поу-Сой). Несмотря на высокие сборы и положительные отзывы критиков об актёрской игре, Йен отказался от съёмок в продолжениях по сугубо практическим соображениям – из нежелания облачаться в громоздкий костюм обезьяны со сложным гримом (Ng Jun Tong. 2011).
На этот этап карьеры Йена приходились и свои провалы. Так, фантастический боевик «Ледяной человек» («Iceman», 2014, режиссёр Ло Винг-Чеонг), ремейк гонконгского фильма «Ледяная комета» («The Iceman Cometh», 1989, режиссёр Кларенс Фок), стал крупным провалом как в коммерческом, так и в художественном отношении. Изначально фильм был разделён на две части, снимавшиеся одновременно, однако сборы первой оказались столь низкими, что продюсеры всерьёз рассматривали возможность отказаться от выпуска уже почти снятого сиквела. Фильм всё-таки вышел в 2018 г. и был принят ещё хуже, чем первая часть.
Вторая половина 2010-х гг. стала для Йена временем сиквелов и ремейков. Третья часть «Ип Мана» («Ip Man 3», 2015, режиссёр Уилсон Ип) должна была стать последней, но её прокатный успех заставил авторов снять ещё одну часть, которая вышла в 2019 г. и стала самой кассовой во всём цикле. В спин-оффе «Звёздных войн» «Изгой Один: Звёздные войны. Истории» («Rogue One», 2016, режиссёр Гарет Эдвардс) Йен сыграл одного из самых ярких персонажей вселенной, слепого джедая Чиррута Имве. Он также принял участие в проекте Netflix «Крадущийся тигр, затаившийся дракон 2» («Crouching Tiger, Hidden Dragon: Sword of Destiny», 2015, режиссёр Юэнь Ву-Пин), уступившем первому фильму как в художественных достоинствах, так и в прокатных сборах.
В Гонконге была снята криминальная драма «В погоне за драконом» («Chasing the Dragon», 2017, режиссёры Эндрю Лау, Вонг Цзин, Джейсон Кван, Аман Чан), вольная вариация на тему классического гонконгского боевика «Стать первым» («To Be Number One», 1991, режиссёр Пун Ман-Кит), посвящённого боссу триады по прозвищу Хромой Хо. Также в Гонконге был снят комедийный боевик «Входит толстый дракон» («Enter the Fat Dragon», 2020, режиссёр Танигаки Кендзи и Аман Чан), вдохновлённый одноимённой гонконгской кун-фу комедией 1978 г. с Саммо Хуном в главной роли. В Голливуде вышла игровая версия «Мулан» («Mulan», 2020, режиссёр Ники Каро), основанная на китайской легенде о девушке, выдававшей себя за мужчину, чтобы отправиться на войну вместо своего престарелого отца. Йен сыграл в этом фильме генерала армии, командира Мулан в исполнении китайской актрисы Кристал Лю.
В 2010-х гг. Йен заговорил о том, что хочет отойти от экшен-жанра. Несмотря на это, вышедший в 2021 г. боевик «Перекрёстный огонь» («Raging Fire», 2021, режиссёр Бенни Чан) стал самым кассовым фильмом Йена в китайском прокате, а также получил Гонконгскую кинопремию за лучший фильм, режиссуру, монтаж и постановку экшена (самим Йеном). Всё это подтверждало, что и критики, и зрители лучше всего воспринимали Йена именно в боевиках. В 2023 г. Йен сыграл одну из ведущих ролей в четвёртой части боевика «Джон Уик» («John Wick: Chapter 4», режиссёр Ч. Стахелски). Фильм стал самым кассовым во всей франшизе: сборы премьерного уикенда составили 73,5 млн долл., что на 16,7 млн долл. выше, чем у предыдущей части (Colbert. 2023).
Личная жизнь
В отличие от многих своих коллег, Донни Йен изучал боевые искусства не только для того, чтобы убедительно смотреться на экране. Как и в юности, когда он много дрался на улицах Бостона, единоборства продолжали интересовать его главным образом с практической точки зрения – и Джеки Чан, и Джет Ли неоднократно повторяли, что в реальной драке Йен не менее опасен, чем его киноперсонажи, а гонконгские новостные каналы в конце 1990-х гг. сообщали о массовой драке, в которой актёр нанёс травмы восьмерым хулиганам, защищая свою девушку, актрису Джой Мэн (Samson. 2017).
Йен был дважды женат. Его первый брак с гонконгской рекламщицей Лян Цзинцы был заключён в 1993 г. и продлился всего год, но уже после его расторжения у пары родился сын Джефф. В 2003 г. Йен женился во второй раз, на бывшей модели Сесилии Ван, от которой у него родились дочь и сын. Со временем Сесилия подключилась к продюсированию фильмов мужа [так, в числе прочего она работала над фильмами «В погоне за драконом», «Входит толстый дракон» и «Большой брат» («Big Brother», 2018, режиссёр Кам Ка-Вай)], а её сестра, актриса и модель Айрин Ван, снималась в фильмах Йена «Вспышка», «Всё хорошо, что хорошо кончается 2011» и «Царь обезьян».
Карьеру актрисы выбрала и младшая сестра Йена Крис, также занимавшаяся боевыми искусствами, которую актёр сам привёл в кино. В частности, он добился для неё главной роли в фэнтезийной кун-фу комедии «Встреча с вампиром» («The Close Encounter of the Vampire», 1986, режиссёр Юэнь Ву-Пин), но на съёмках, проходивших на Тайване, произошёл инцидент, поставивший точку в её едва начавшейся карьере: к 11-летней девочке грубо приставал один из членов местной съёмочной группы, и когда Йен узнал об этом, он избил обидчика, а тот, в свою очередь, обратился за помощью к членам местной триады. Только благодаря вмешательству Юэнь Ву-Пина историю удалось замять без каких-либо заметных последствий (Yen. 2011).
Как и многие китайские звёзды, Йен занимается благотворительностью. Вместе с женой он основал благотворительную онлайн-платформу (Donnie Yen & Cissy Wang ... 2012), а также стал послом фонда «Спасём детей» (Save the children Hong Kong ... 2016). С началом пандемии коронавируса актёр пожертвовал 1 млн гонконгских долл. в фонд помощи медицинским работникам Уханя (Alladin. 2020).