Китай. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Кита́я. Музыка Китая объединяет свыше 50 национальных традиций: собственно китайцев – ханьцев (хань), тибетцев, монголов, маньчжур, тайских (чжуан, мяо-яо), тюркских (уйгуры, казахи, киргизы) народов и др. Самые ранние памятники музыкальной культуры Китая относятся к 6–5 тыс. до н. э. (костяные продольные флейты, найденные в провинции Хэнань, и др.), наиболее ранние изображения музыкальных инструментов – к эпохе Инь (Шан). В процессе развития китайская музыка взаимодействовала с культурами Южной, Центральной и Западной Азии. Оказала сильное влияние на формирование музыкальных культур Вьетнама, Кореи, Японии. Китайская музыка распространена, помимо территории Китая, в Сингапуре и ряде других стран Юго-Восточной Азии. Древнейший пласт китайской музыки связан с народными культами и практикой шаманизма, на их основе сложилась даосская обрядовая практика, включающая музыкально-танцевальные действа.
В Древнем Китае понятие «музыка» (юэ; слово известно с 12 в. до н. э.) обозначало сложный синкретический комплекс. В 13–12 вв. до н. э. сложился статус профессионального мастера-музыканта. Позднее (до 6 в. до н. э.) юэ (музыка и танец) входило в систему «шести искусств» (люи; наряду со стрельбой из лука, управлением колесницей, каллиграфией, математикой, этикетом). Впоследствии юэ конкретизировалось как искусство звуков (иньюэ).
Ещё в древности сложились идеологическая, эстетическая и теоретическая основы китайской музыки, связанные главным образом с конфуцианством и даосизмом. Музыка рассматривалась как порождение дао, одна из субстанций бытия, и осмыслялась как звуковая реализация принципа инь – ян, связывалась с первоэнергией ци. Строгая символико-числовая организация музыки опиралась на принцип пяти первоэлементов, которым соответствовали 5 ступеней звукоряда (концепция лада – дяо – описана в словаре «Эръя» и других источниках 3 в. до н. э.), находилась в соответствии с 12 символами животных восточного гороскопа. Сложилась система классификации музыкальных инструментов баинь («восемь звуков/тембров»), связанная с 8 триграммами (составившими основу гексаграмм книги «И цзин», 1-я половина 1-го тыс. до н. э.) и основанная на координации материалов, из которых сделаны инструменты или их основные части (глина, камень, металл, кожа, дерево, бамбук, тыква, шёлк), со сторонами света, временами года и т. д. Сформировалась практика оркестрового исполнительства (древнейшая в мире), причём оркестры включали 3 группы инструментов – ударные, духовые, струнные. Придворная музыка была разделена на две категории – ритуальная культовая (яюэ, «изысканная музыка») и развлекательная (суюэ, «простая музыка», – вокальные жанры, основанные на народных песнях; театрализованные представления, в том числе танцевальные – «военные» и «гражданские»). Музыка была призвана передавать некое универсальное содержание; создание «правильной» музыки преследовало цель достижения вселенского равновесия (за создание «неправильной», «безнравственной» музыки в Древнем Китае подвергали смертной казни). Будучи аспектом официальной идеологии – конфуцианства, музыка служила одним из средств упорядочения социальных и государственных отношений, регламентации всех областей жизни. Музыкальная жизнь была организована в соответствии с астрологическим календарём; сложился 12-тоновый музыкальный строй люй-люй с учётом абсолютной высоты звуков (одно из ранних подробных изложений – в трактате «Люй-ши чунь цю»). С воцарением каждой новой династии основной тон строя люй-люй изменялся в соответствии с астрологическими параметрами династии, соответственно перенастраивались инструменты придворного оркестра, включая колокола и литофоны. В эпоху Чжоу была теоретически оформлена ладовая система, основанная на 6 «мужских» и 6 «женских» 5–7-ступенных ладах. Исполнительская практика базировалась на концепциях ли (ритуал) и вэнь (художественная форма), сформулированных в «Ли цзи» – «Книге ритуалов» (4–1 вв. до н. э.). Конфуцианская идея юэ развивалась в трактатах на протяжении тысячелетия [от «Юэцзи» (раздел «Ли цзи») до «Юэшу» Чэнь Яна (начало 12 в. н. э.)].
В эпоху Чжоу исполнением придворной оркестровой музыки и танцами ведала придворная палата Дасыюэ («Большое музыкальное ведомство»), включавшая около 1,5 тыс. человек (музыкантами были и мужчины – как правило слепые, и женщины). В литературных памятниках упоминаются свыше 70 музыкальных инструментов, среди них – колокола чжун, литофоны цин, барабаны гу, щипковые цитры цинь, сэ, продольные и поперечные флейты, губной орган шэн, окарина сюнь, многоствольная флейта пайсяо. Музыкальные инструменты описаны в конфуцианских текстах «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы», точная датировка неизвестна, предположительные периоды создания: 11 в. до н. э., 1-я или 2-я половина 1-го тыс. до н. э., 3 в. до н. э.), словарях «Эръя» («Приближенный к правильному [языку]», 3 в. до н. э.), «Шовэнь цзецзы» Сюй Шэня («Рассуждение о письменах и толкование иероглифов»; окончен в 100 н. э., представлен к императорскому двору в 121 н. э.), позднее – в энциклопедии «Тун Дянь» Ду Ю («Общие установления», 801). Династийные хроники, литературные и философские тексты содержат сведения только о придворной оркестровой музыке (главным образом ритуальной конфуцианской), которая понесла урон в связи с гонениями на конфуцианство при императоре Цинь Шихуанди (его придворный оркестр включал 829 музыкантов, танцевальная труппа – 132 человека) и была возрождена в периоды Западной Хань и Восточной Хань. В эпоху Хань музыкальная жизнь регламентировалась придворной «музыкальной палатой» Юэфу (образована в правление императора У-ди, 140–87 до н. э.; в её составе было 829 музыкантов), которая ведала также сбором и обработкой народных песен для включения их в репертуар придворной музыки. В рамках Министерства ритуалов и музыки была также учреждена Палата, ведающая военной музыкой, наряду с Палатой Великой музыки (Даюэшу), контролировавшей придворную развлекательную музыку. Появились музыкально-театральные представления байси («сто игр/представлений»). Музыкальный инструментарий пополнился гонгами ло.
В первые века нашей эры распространилась музыка буддийского ритуала (песнопения шэнмин на санскрите, основной жанр – фанпа). В китайскую музыку проникли элементы индийской музыкальной теории, индийская техника мелодической орнаментации и др. В 3 в. получила широкое развитие традиция сольного исполнительства на цитре цинь. В музыкальный инструментарий добавились тарелки бо, завезённые из Центральной Азии.
С 5–6 вв. распространялись песенно-танцевальные представления индийского и персидского происхождения, новые музыкальные инструменты: лютня пипа, гобой били, угловая персидская арфа чанг (китайское название – кунхоу), барабаны в форме песочных часов. Включение в придворный репертуар музыки некитайского происхождения (из корейских государств, Самарканда и Бухары, Тибета и др.) обусловило интернациональный характер придворной музыки Китая, которая достигла расцвета в эпоху Тан. Музыкальными центрами стали Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Янчжоу, Чэнду. При дворе функционировали 6 специальных музыкальных учреждений, в том числе Даюэшу и музыкальные школы для императорского гарема. Вне двора в 7 в. существовали музыкальные учебные заведения для «девушек чайных домов». В 714 г. император Сюань-цзун (Ли Лунцзи) в Чанъани основал музыкально-театральное учебное учреждение Лиюань («Грушевый сад»), где обучалось около 300 музыкантов, на его основе при императоре Вэнь-цзуне было создано учебное заведение Сяньшаоюань («Двор музыки небожителей»). Придворные музыканты имели статус государственных рабов и делились на 5 рангов. В Чанъани функционировали 4 оркестра: конфуцианский ритуальный, императорский церемониальный, военный и оркестр императорского гарема. В эту эпоху развивались инструментальная и вокально-инструментальная традиции, получил распространение новый инструмент – металлофон фансянь. Возникли 12-частная театрализованная вокально-инструментальная форма дацюй (в эпохи Тан и Суй было создано свыше 3 тыс. композиций, по содержанию связанных с историческими и общественными событиями), камерный вокально-инструментальный жанр цзацюйцзы (в котором 5–7-слоговые стихи были положены на 8-дольную мелодию); развивались традиции игры на цине (гуцине) [наиболее ранний из известных на сегодняшний день нотированных образцов музыки для гуциня датируется 7 в. – пьеса Цю Мина (493–590) «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея» («Цзеши дяо – Юлань», 碣石调 – 幽兰)], эпических героических сказаний в сопровождении пипы (сказители объединялись в гильдии)].
Формирование новых общественных слоёв (купцы, торговцы), активная урбанизация в эпоху Сун обусловили рост популярности зрелищных видов искусств. Развивался появившийся ещё в 8 в. на основе народного песенного творчества вокальный жанр цы; исполняемый профессиональными певицами на разговорном языке, он стал ведущим городским жанром и оказал огромное влияние на развитие китайского классического театра, который стал преобладающей формой реализации китайской музыки в 13–19 вв. На классический театр оказал влияние и жанр исторического сказа (типа баллады) шочан. В 13 в. обрёл классическую форму жанр музыкальной драмы цзацзюй, зародившийся на севере Китая и быстро распространившийся по всей стране. В жанре цзацзюй речитативные диалоги чередовались с «ариями» (цюй) главных героев (существовало около 65 стандартных мелодий), оркестр включал пипу, поперечные флейты, барабаны, гонг, деревянные трещотки. На юге Китая сформировался музыкально-театральный жанр наньси, развивался музыкальный кукольный театр (известный ещё в эпоху Тан). Вошёл в моду фрикционный (позднее смычковый) музыкальный инструмент сицинь (прототип широко распространившихся позднее инструментов семейства хуцинь). В эпоху Сун созданы энциклопедический труд «Трактат о музыке» («Юэшу») Чэнь Яна и трактат «Записи бесед в Мэнси» («Мэнси би тань») Шэнь Ко, включающий также раздел о музыке и музыкальных инструментах.
В эпоху Мин основным музыкально-театральным жанром стала драма куньцюй («кунь[шаньская] мелодия»; зародилась в 16 в.; в 2008 включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО), отличавшаяся чрезвычайной протяжённостью (количество актов достигало более 40).
Сцена из спектакля куньцюй «Белая шёлковая рубашка» в исполнении актёров Театра драмы куньцюй провинции Цзянсу. Музей китайской драмы куньцюй, новая сцена в традиционном стиле, Сучжоу. 2016.В оркестр придворной развлекательной музыки введены новые инструменты (эрху и другие смычковые инструменты семейства хуцинь), в репертуар – мелодии чжурчжэней. Распространилась 3-струнная лютня саньсянь (известна с 12 в.). В 1584 г. теоретик музыки Чжу Цзайюй, работавший над системой люй-люй, изобрёл разновидность равномерной темперации. В эпоху Цин к середине 19 в. на основе нескольких региональных видов китайской традиционной музыкальной драмы, в том числе куньцюй, сформировался жанр цзинцзюй («столичный спектакль», т. н. пекинская опера, включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2010). Возникли новые традиции: городская камерно-инструментальная музыка, исполняемая на двухструнном смычковом инструменте эрху, бамбуковой флейте сяо и др.; две музыкально-повествовательные формы – таньцы («слова [под аккомпанемент] щипкового [инструмента]») в сопровождении лютни пипа или саньсянь и дагуцы в сопровождении барабана дагу и деревянных кастаньет или лютни саньсянь. Обе исполняли профессиональные певцы-рассказчики шошуды (с собственным аккомпанементом). Распространился новый инструмент – цимбалы янцинь. Многие городские и крестьянские музыкальные традиции сохранились поныне.
Китайская музыка монодийна в своей основе, при игре на инструментах возникают гетерофонные отклонения, а также кварто-квинтовые созвучия; характерна микротоновая орнаментация звуков. Распространено антифонное и респонсорное пение. В основе ладовой организации традиционной китайской музыки, имеющей фиксированную абсолютную высоту звуков по системе люй-люй, лежит пентатоника; на её основе образуются 7-ступенные звукоряды (две дополнительные ступени – IV и VII – используются в качестве орнаментальных). В прошлом были известны 9-ступенные звукоряды в пределах октавы. Метр в основном двудольный. В вокальной музыке ритм подчинён законам стихосложения, согласно которым образуются мелодико-ритмические модели (самые ранние образцы таких моделей встречаются в книге «Ши цзин» – «Канон стихов», 11–6 вв. до н. э.). Древнейшая система записи китайской музыки – иероглифическая (известна с 4 в. до н. э.), в дальнейшем использовались и другие системы нотации (в том числе табулатуры) для циня, флейт, пипы, цитры чжэн. В 20 в. наиболее распространённая нотация традиционной музыки – цифровая (используются арабские цифры), иероглифическая запись сохраняется преимущественно для цитры гуцинь (инструмент и музыка для него внесены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, 2008), а также для ударных инструментов. Ныне нередко применяется европейская 5-линейная нотация.
После англо-китайской войны 1840–1842 гг. началось проникновение европейских влияний: музыки христианской церкви, военных духовых оркестров; в школах нового, европейского типа были введены уроки пения и европейской теории музыки, появился новый для Китая жанр школьной песни; процесс европеизации особенно заметен на рубеже 19–20 вв. Между 1919 и 1949 гг. музыкальная культура Китая в целом была связана с национально-освободительным движением. На основе школьной песни появились жанры массовой патриотической песни и кантаты; представители этого направления Не Эр (автор «Марша добровольцев», 1935; с 1949 Государственный гимн КНР) и Сянь Синхай (автор «Кантаты о Хуанхэ», 1939) считаются основоположниками современной музыки Китая. В 1919 г. при поддержке музыкального деятеля Сяо Юмэя создано музыкальное отделение в Пекинском университете (обучение по программе европейских музыкальных учебных заведений), в 1927 в Шанхае открыта первая в стране консерватория. Значительный вклад в развитие академической музыки европейской традиции в Китае внесли русские музыканты-эмигранты, которые работали в музыкальных учебных заведениях и первых симфонических оркестрах – Харбинском (1908), Шанхайском муниципальном (1879, современное название с 1922). В 1930–1940-х гг. появился ряд крупных музыкантов, учившихся в Европе и Китае: Хуан Цзи, Лю Тяньхуа, Ма Сыцун, Тань Сяолин, Цзян Вэнье, Хэ Лутин и др. В своём творчестве композиторы стремились сочетать интонационный строй и образную сферу традиционной китайской музыки с формами европейской музыки 19 в. В период войны с Японией (1937–1945) усилились демократические тенденции, развивалось групповое музыкальное творчество [в 1945 в Академии искусств имени Лу Синя поставлена музыкальная драма «Седая девушка», написанная коллективом композиторов (Ма Кэ, Чжан Лу и Цюй Вэй)].
Образование КНР (1949) дало новый импульс развитию музыкальной культуры. Создавались новые музыкальные учебные заведения, к преподаванию привлекались лучшие китайские и зарубежные (большей частью из СССР) специалисты. На государственной основе создавались музыкальные и театральные коллективы как с традиционным китайским, так и с европейским репертуаром. Создана Всекитайская ассоциация литературы и искусства (1949), из которой в 1953 г. выделилась Ассоциация китайских музыкантов. Руководство страны призывало деятелей культуры создавать высокоидейные, обращённые к широким массам произведения. Предпринимались попытки реформы в области традиционной музыки: модификация музыкальных инструментов, расширение их диапазонов и унификация строя. Были созданы большие оркестры китайских инструментов по типу симфонического оркестра. Традиционные формы музыкальной драмы стали применяться для воплощения сюжетов из современной жизни. Проводились эксперименты по созданию оперных спектаклей на основе народных песен. В 1959 г. композиторы Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао создали концерт для скрипки с оркестром «Лян Шаньбо и Чжу Интай», в котором удачно соединены китайские традиции с европейской формой; это сочинение сохраняет широкую популярность в Китае. Среди музыкантов данного периода: дирижёры Ли Дэлунь, Цао Пэн, пианисты Лю Шикунь, Инь Чэнцзун, композиторы У Цзуцян, Ду Минсинь, Дин Шаньдэ, певицы Чжоу Сяоянь, Го Шучжэнь.
В конце 1950-х гг. наметилась тенденция к вульгаризации музыкального творчества. Непоправимый ущерб музыкальной культуре Китая нанесла «культурная революция» (1966–1976). В этот период было запрещено исполнение любой зарубежной, а также китайской музыки, кроме весьма ограниченного числа произведений (часть из них известна как 8 «образцовых представлений» янбаньси), отвечавших идеям Мао Цзэдуна и призванных иллюстрировать политические лозунги, среди них – балет «Красный женский батальон» и музыкальная драма «Взятие горы Вэйхушань». Распространялись песенки на тексты из «цитатника Мао». Учебные заведения закрылись, многие видные музыканты были репрессированы или сосланы на «трудовое перевоспитание» в деревни.
С 1980-х гг. музыкальная культура Китая развивается в русле государственных реформ, в значительной мере направленных на расширение контактов с западной культурой. Восстановлена работа музыкальных вузов страны, открылись новые музыкальные учебные заведения. Уже в 1980-х гг. китайские вузы подготовили ряд композиторов «новой волны», овладевших западными композиторскими техниками 20 в., среди них: Тань Дунь (США), Чэнь Циган (Франция), Цзо Чженьгуань (Россия), Го Вэньцзин, Хэ Сюньтянь, Е Сяоган. Созданы оперы – «Степь» Цзин Сяна (1987; по пьесе Цао Юя), «Записки сумасшедшего» Го Вэньцзина (1994; по рассказу Лу Синя), балеты – «Подними красный фонарь» Чэнь Цигана (2001; по одноимённому фильму режиссёра Чжан Имоу), произведения симфонической и камерной музыки (среди авторов – Чэнь Пэйсюнь, Чжу Цзяньэр, Ван Силинь), активно развивается жанр популярной песни. Большое влияние на новую китайскую музыку оказали гонконгские и тайваньские песни.
Возрождаются разного рода национальные праздники (Весны, Середины осени, Обливания водой в провинции Юньнань и др.), проводятся музыкальные фестивали, международные – Шанхайский (с 1959), Пекинский (с 2004) – и национальные. Особо популярны большие музыкально-театральные шоу на исторические и этнографические сюжеты, телевизионные музыкальные конкурсы.
Среди известных исполнителей: дирижёры – Чэнь Цзохуан, Тан Мухай, Чэнь Сеян, Ли Синьцао, Юй Лун; певцы – Ху Сяопин, Ляо Юнчан; пианисты – Лан Лан, Ли Юньди; виолончелист Ван Цзянь. Среди крупнейших музыковедов 20 в.: Ван Гуанци, Ян Иньлу, Инь Фалу; музыковед и фольклорист Сюй Чанхуэй (Тайвань).
Среди оперных театров Китая – Центральный (основан в 1942 в Яньане, с 1952 в Пекине), Шанхайский (1942; с 1998 базируется в Шанхайском большом театре). Функционируют многочисленные симфонические оркестры, в том числе Шанхайский симфонический (1879), Национальный симфонический (1956, современное название с 1996), Китайский филармонический (2000). В 2007 г. в Пекине открыт Национальный центр исполнительских искусств, в состав которого входят оперный и концертный залы.
В стране работают крупные музыкальные вузы, в том числе Центральная (1949, Пекин), Китайская (1964, Пекин), Шанхайская (1927), Тяньцзиньская (1958) консерватории.
Популярная китайская музыка, возникшая в 1920–1930-е гг. под влиянием джаза, была запрещена во времена «культурной революции», и её возрождение началось лишь в конце 1970-х гг. Современная популярная музыка Китая, получившая обобщённое название «Си-поп» (англ. C-Pop, от Chinese popular music, по аналогии с К-поп), включает в себя черты как традиционной китайской, так и европейской и американской музыки, однако в целом ориентирована на слушателей из Азии.
В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО включены традиции разных регионов и народов Китая: уртын-дуу (совместно с Монголией), 12 уйгурских мукамов (оба – 2008), крестьянский танец китайских корейцев, тибетская опера, «великая песня» народа дун (все – 2009), монгольское певческое искусство хоомей (2010). Также в списке (помимо упомянутых выше): опера юэ (шаосинская опера); хуа эр – импровизируемые по определённым правилам песни, распространённые в провинциях Цинхай и Ганьсу; вокально-инструментальный жанр наньинь; сианьская музыка для ансамбля духовых и ударных инструментов (все – 2009). В список включены явления устного творчества с выраженной музыкальной составляющей: эпосы «Манас» и «Гэсэр» (оба – 2009), йимакан – искусство повествования, занимающее промежуточное положение между пением и речью (2011).