Уйгуры
Уйгу́ры [самоназвание – тюрк, с 1921 также уйгур (уйгурлар); устаревшее – кашгарлыки, сарты, татары Восточного (Китайского) Туркестана; кит. 維吾爾, пиньинь wéiwú’ěr; для древних уйгур – 回鶻, пиньинь huíhú], тюркоязычный народ в Центральной Азии (историческая область Восточный Туркестан / Кашгария). Живут в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в Северо-Западном Китае [11,7 млн человек – 2020, перепись; 12,8 млн (2021, оценка правительства КНР)], в Семиречье и на востоке Ферганской долины на юго-востоке Казахстана (290,3 тыс. человек; из них 112,7 тыс. в г. Алма-Ата, 162 тыс. в Алма-Атинской области – 2021, перепись), севере и западе Киргизии (60,2 тыс. человек; 2021, оценка Национального статистического комитета Кыргызской Республики; по переписи 2009, из общего числа 48,5 тыс. уйгур 15,3 тыс. человек проживали в Чуйской области, 13,4 тыс. – в г. Бишкек, 11,2 тыс. – в Ошской области, 3,9 тыс. – в Иссык-Кульской области) и востоке Узбекистана (19,5 тыс. человек; 2000, оценка; Этнический атлас Узбекистана; в основном в Андижанской области), в дельте Мургаба в Туркмении (1,2 тыс. человек; 1995, перепись), Саудовской Аравии (до 10 тыс. человек), Турции (до 300 тыс. человек; 2021, оценка), России (2,2 тыс. человек; 2020, перепись) и др. Проживают также в США (около 10 тыс. человек; 2022, оценка) и Канаде (около 2 тыс. человек; 2016, перепись). В Восточном Китае существует несколько уйгурских групп в крупных городах; в Северной Хунани, в городском округе Чандэ (常德), проживает около 5 тыс. китаизированных уйгур, для которых созданы 4 автономные волости (1 уйгурско-хуэйская и 3 хуэйско-уйгурские). Говорят на уйгурском языке, распространены также китайский, казахский, русский и др. языки. Мусульмане-сунниты.
Исторический очерк
Оазисы Восточного Туркестана в 1-й половине 1-го тыс. н. э. населяли тохары, согдийцы, саки и другие народы, говорившие на индоевропейских языках, а также (в значительно меньшей степени) китайцы, тибетцы, выходцы из Индии (особенно северных областей). С 605 г., возглавив союз тогуз-огузов в Северной Монголии, уйгуры выделились из других тюркских племён. Попытки создания ими самостоятельного государства завершились формированием в 745 г. Уйгурского каганата, ставшего основной военно-политической силой в Центральной Азии. В 763 г. уйгуры приняли манихейство; основанное на согдийском алфавите уйгурское письмо стало вытеснять древнетюркское руническое письмо. Каганат конкурировал с Тибетской империей за власть над оазисами современного южного Синьцзяна; под его покровительством началось расселение в регионе тюркских племён (прежде всего басмылов, которые начали заселять оазис Турфан). После разгрома каганата в 840 г. енисейскими кыргызами уйгуры покинули родные земли в степях современной Монголии: часть их мигрировала на юго-запад и образовала уйгурские княжества – Ганьчжоуское в Западном Ганьсу [с центром в области Ганьчжоу (甘州), ныне Чжанъе (张掖) в центральной провинции Ганьсу; в 1036 г. уничтожено тангутами] и Турфанское в Восточном Притяньшанье [во главе с правителями-идикутами (идук-кутами), со столицами в Бешбалыке (Бэйтин, 北庭) и Кочо (в Турфане), игравшее важную роль на Великом шёлковом пути]; потомками бежавших из Монголии уйгур являются также современные юйгу (裕固; югуры, шира-йогуры, жёлтые уйгуры) в провинции Ганьсу. В родных степях потомки уйгур ассимилировались с соседними народами (вероятно, прежде всего с найманами и кереитами, наряду с которыми приняли участие в этногенезе монголов времён империи). Среди турфанских уйгур, помимо манихейства, были распространены буддизм и сирийское несторианство. К западу от территории под контролем Турфана сформировался Карлукский каганат, в 10 в. ставший исламским государством Караханидов, начавшим борьбу с уйгурами; среди мусульман Восточного Туркестана (Кашгарии) название «уйгур» означало «враг, неверный»: Турфан на несколько веков стал главным оплотом буддизма, постепенно отступавшего перед натиском ислама. С 12 в. турфанские идикуты попали в зависимость от государства каракитаев, в 1209 г. признали себя вассалами Чингисхана; советники из уйгур играли ключевую роль при первых правителях Монгольской империи; чиновники-уйгуры занимали важные посты во всех чингисидских улусах. В 1270–1275 гг. Турфанское княжество было поглощено Чагатайским улусом, находившимся под контролем мятежного хана Кайду (идук-куты перебрались в Китай под защиту империи Юань), к 15 в. Турфан был исламизирован, а наименование «уйгуры» надолго забыто (до 20 в. уйгуры не имели общего самоназвания, используя отдельные самоназвания в зависимости от оазиса), к 17–18 вв. арабский алфавит вытеснил уйгурское письмо (кроме юйгу); которое, впрочем, стало основой монгольского, маньчжурского и ойратского письма; тюркские языки региона являются потомками карлукского. В середине 18 в. Восточный Туркестан был завоёван маньчжурской империей Цин.
Уйгуры Синьцзяна делятся на локальные группы (юрт), получившие своё название по месту проживания и различающиеся говорами, деталями традиционного костюма, фольклора и др.: кашгарцы (кашкарликлар), хотанцы (хотанликлар), или таглыки, аксуйцы (аксулуклар), лобнорцы (лопнурлуклар), турфанцы (турпанликлар), комульцы (кумуллуклар, в Кумульском оазисе близ г. Хами), атушцы, доланы, абдалы и др.; в 18 в. в рамках профилактики восстаний в оазисной части юга Синьцзяна уйгуры были расселены правительством империи Цин в Илийском крае (Семиречье), образовав группу кульджинцев, или илийских уйгур (гулжиликлар, илиликлар; устар. – таранчи, т. е. земледельцы; их диалект, вобравший в себя все остальные, лёг в основу современного литературного уйгурского языка). В последние десятилетия из-за урбанизации и миграции локальные группы несколько размываются, однако продолжают существовать как в эпонимных оазисах, так и в местах нового проживания; ряд немногочисленных групп (например, лобнорцы), видимо, должны считаться исчезнувшими (ассимилированными иными группами) по причине исчезновения исходных мест обитания и условий хозяйствования. В 18–19 вв. уйгуры принимали участие во множестве восстаний против цинского владычества, в том числе в Уйгуро-дунганском восстании 1864–1877 гг., в ходе и после подавления которого часть их переселилась в российскую часть Семиречья и Фергану. Кризис империи Цин и Синьхайская революция вызвали рост национально-освободительного движения в Синьцзяне. В 1921 г. на съезде интеллигенции и активистов Восточного Туркестана в Ташкенте по предложению тюрколога С. Е. Малова представителями тюрков Синьцзяна было принято общее название «уйгуры» [не принятое значительной частью борцов за независимость (предпочитавших пантюркистский вариант тюрки́); укоренилось как самоназвание только во 2-й половине 20 в.] – как обращающееся к славным традициям прошлого и при этом не используемое ни одной из этнических групп. Вторая волна переселения уйгур на территорию СССР пришлась на начало 1950-х гг. и была связана с вхождением Восточно-Туркестанской республики (Второй Восточно-Туркестанской республики) в состав КНР. В 1959–1963 гг. десятки тысяч жителей Синьцзяна, спасаясь от голода, несмотря на усилия китайских пограничников помешать им, перешли границу, открытую СССР. Ассимиляционная политика КНР вызывает эмиграцию уйгур поныне.
Письменность на основе арабского алфавита использовалась уйгурами бывшего СССР до 1930 г., уйгурами Китая – до 1960 г. В СССР в 1930 г. был введён уйгурский алфавит на основе латинского письма, в 1947 гг. – на базе русского алфавита. В Китае в 1960–1965 гг. была предпринята попытка перевести уйгурскую письменность на латинскую графическую основу, с 1965 г. латинизированный алфавит сосуществовал с письменностью на базе арабского письма; после 1982 г. применяется только арабица.
В Казахстане уйгурский язык преподаётся в школах (на 2012 существовало 14 уйгурских школ, в ряде школ уйгурский язык преподаётся факультативно); выходят газеты «Уйғур авази» (с 1957; до 1991 называлась «Коммунизм туғи») и «Азия бугун», с 2019 г. работает телеканал «Кадам»; функционируют общественные объединения Общество культуры уйгур Республики Казахстан (с 1997), Республиканский культурный центр уйгур Казахстана (с 2003). Также действует Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии имени К. Х. Кужамьярова в г. Алма-Ата. Уйгур К. К. Масимов (р. 1965) дважды занимал пост премьер-министра страны. Тем не менее нередки и случаи конфликтов с казахским большинством, отмечены эпизоды давления со стороны властей, в том числе с целью принудить уйгур выбирать казахскую этничность при получении паспорта. Антикитайская деятельность уйгурских активистов не поощряется властями Казахстана, опасающимися реакции Пекина.
В диаспоре в 1992 г. создан Национальный конгресс Восточного Туркестана (с 2004 Всемирный уйгурский конгресс), борющийся за права уйгур и сохранение уйгурской культуры в Китае и за его пределами; с 2004 г. также существует и более радикально настроенное (согласное только на независимость от Китая) правительство в изгнании Восточного Туркестана. Эти организации диаспоры, ориентирующиеся на построение светского государства, влиятельны вне Синьцзяна, но в нём самом среди уйгур гораздо большим влиянием пользуется радикальный ислам. В 1989 г. была основана Исламская партия Восточного Туркестана (ИПВТ; также Исламское движение Восточного Туркестана), штаб-квартира которой в 1998 г. перенесена в Кабул, находившийся под контролем талибов (организация, запрещённая в Российской Федерации). В 2002 г. ИПВТ была внесена США в список террористических организаций; к 2003 г. почти прекратила своё существование под ударами американской и пакистанской армий (22 уйгурских боевика были узниками тюрьмы в Гуантанамо). В 2020 г. исключены США из списка террористических организаций по причине прекращения существования организации. На деле ИПВТ возродилась около 2006–2008 гг. как Туркестанская исламская партия (ТИП), связавшая свою судьбу с Аль-Каидой (организация, запрещённая в Российской Федерации) и в дальнейшем – с Исламским государством (организация, запрещённая в Российской Федерации), в войсках которого уйгуры составляли заметную часть. После возвращения в 2021 г. к власти талибов тренировочные лагеря ТИП в афганской провинции Бадахшан были свёрнуты по просьбе китайского правительства; в Сирии бойцы ТИП воевали в отрядах Джебхат ан-Нусры (организация, запрещённая в Российской Федерации); на начало 2020-х гг. их основной базой был район Идлиба. С ИПВТ и ТИП китайские власти связывают десятки терактов, произведённых в Синьцзяне и иных китайских провинциях (в 2008 в Кашгаре, в 2013 в Пекине, в 2014 в Куньмине), а также организацию нескольких массовых протестов уйгур против политики КНР [например, в 1997 в Кульдже (Инине), в 2009 в Урумчи]. Радикализация значительной части уйгур, рост связей с джихадистами за границей во многом стали причиной крайне жёсткой ассимиляционной политики, с конца 2000-х гг. проводящейся властями КНР: резко сократилось преподавание уйгурского языка и публикация книг на уйгурском языке, разрушаются мечети, традиционные кладбища и мазары, сотни тысяч людей прошли через т. н. лагеря переобучения. Запрещена часть исламских имён арабского происхождения, преследуется слишком «исламская» внешность (например, бороды). Ведётся борьба с многодетностью среди уйгур, к 2018 г. рождаемость среди них упала в 5 раз по сравнению с 2010 г. – ниже уровня рождаемости среди китайцев. На государственном уровне пропагандируются смешанные браки. Всё бо́льшая часть уйгур, особенно в городах, переходит на китайский язык в быту, ассимилируется. 31 августа 2022 г. опубликована оценка Управления верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации в Синьцзяне, где сказано, что действия властей КНР могут квалифицироваться как преступления против человечности. Всё это также является причиной роста эмиграции уйгур – впрочем, крайне затруднённой.
Этнографическое описание
Традиционная культура в общем типична для народов Центральной Азии. Основное занятия – пашенное поливное земледелие (основные культуры – пшеница, кукуруза, рис; пахотное орудие – грядильное рало сапан, букуса, в Фергане – мотыга кетмен), огородничество, садоводство и виноградарство (Турфан), выращивание бахчевых культур, прежде всего дынь (оазис Комул). Для хотанцев и части кашгарцев характерны отгонное скотоводство (разведение лошадей, овец, коз, коров, яков и хайнаков), у хотанцев – шелководство, для лобнорцев были характерны охота и рыболовство. Развиты ткачество (знамениты кашгарские ткани: хлопчатобумажные – гладкие даба, боз, клетчатые алача, шёлковые – машрун, атляс, шайи; хотанские белые кошмы и ворсовые ковры и др.), изготовление войлока (в том числе войлочных ковров и кошм с цветными аппликациями, особенно на севере Синьцзяна), ковроткачество, изготовление расписной глазурованной керамики (г. Куча в округе Аксу и др.); кузнечное дело (производство традиционных ножей пчак в уезде Янгисар).
Жилище глинобитное с плоской крышей, крытой террасой (айван), отапливается открытым очагом или каном, в Кашгаре – сандалом; бо́льшую часть жилого помещения занимает глинобитная платформа (супа). Одежда – штаны с широким шагом (иштан, тамбал) с рубахой (калта хантай) у мужчин, с туникообразной рубахой (у замужних – с вышивкой на правой стороне груди) или платьем на кокетке у женщин; сверху надевают стёганные на вате короткую куртку (чамча), длинную безрукавку (камзал), халат (чапан), подвязанный кушаком (бельбаг); головные уборы – тюбетейка (допа, борюк) или меховая шапка (тумак).
Традиционная кухня в целом типична для народов Центральной Азии, но имеет ряд особенностей, а также в большей степени, чем кухни соседей, носит признаки китайского влияния. Например, уйгуры также едят палочками; блюда китайской кухни или наиболее «китаизированные» порой воспринимаются как более престижные, демонстрирующие «культурность» хозяев. В свою очередь, собственно уйгурская кухня крайне популярна в Китае, в крупных городах Китая есть уйгурские рестораны, а некоторые блюда, считающиеся уйгурскими (например, острая баранина с кумином), как правило, встречаются в меню и самых обычных китайских ресторанов. К типичным блюдам уйгурской кухни относятся многочисленные вариации лагмана – лапши с обжаренным мелко порубленным мясом, птицей, овощами (способ обжарки также можно трактовать как китайское влияние); плов (уйгурский плов отличается от иных его разновидностей, например, тем, что мясо готовится крупными кусками); разнообразные шашлыки (кавап); тандырная выпечка (прежде всего лепёшки). Наиболее популярные специи – чили и кумин. В Турфане, который был исламизирован позже других регионов, традиционно было развито виноделие, однако в последние десятилетия, в связи с усилением роли ислама в повседневной жизни (религия воспринимается как важная часть самосознания уйгур, в качестве важнейшего отличия от китайцев) оно практически забыто – вино изготавливается почти исключительно в заводских условиях (в Синьцзяне производится основная масса китайских виноградных вин), продукция виноградарства в основном перерабатывается в изюм. В г. Кульджа (ныне Инин) и окрестностях популярностью пользуется «квас» (гэвасэ), который представляет собой своего рода брагу на меду и появился, вероятно, под влиянием русских поселенцев.
Уйгурское общество, несмотря на усилия китайских властей, по-прежнему устроено довольно традиционно. Семейный уклад патриархальный, в целом схож с другими среднеазиатскими народами; традиционно было распространено многожёнство, ныне запрещённое. Как и раньше, большую роль играет мусульманское духовенство, суфии (для государств региона в 17–18 вв. была характерна оригинальная теократия: во главе государств стояли династии т. н. ходжей – суфийских лидеров братства Накшбандийа, разделённых на 2 противоборствующие группы – белогорцев (актаклыг) и черногорцев (ишакийя). Потомки ходжей сохраняли своё влияние и после маньчжурского завоевания, именно они стояло во главе большинства антикитайских восстаний 18–19 вв.; мусульманское духовенство играло главную роль и в национально-освободительных движениях 20 в.
Устное творчество
Устное наследие уйгур представлено песнями (обрядовые, трудовые, лирические и др.), инструментальной музыкой (сольная, ансамблевая, оркестровая), разнообразными танцами – женскими и мужскими. Основа традиционной музыки (народной и профессиональной) – монодия. В центре профессиональной музыкальной традиции – вокально-инструментальный цикл из 12 мукамов, имеющий 5 основных региональных разновидностей: кашгарский (классический, широко бытует поныне), илийский, хотанский, кумульский и доланский. Форма мукама обнаруживает сходство с таджикско-узбекским макомом. Текстовая основа – классическая уйгурская и арабо-персидская поэзия. В исполнении мукама участвуют певцы-солисты, инструментальный (в составе – струнные и ударные инструменты) и вокальный ансамбли. Для первого раздела мукама характерна вокальная импровизация; в следующих, метрически определённых разделах используется ритмическое остинато (усуль); в последний раздел включается танец. Мукам уйгур Синьцзяна включён ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества (2005, 2008).
Основной музыкальный инструментарий общий для многих народов Ближнего и Среднего Востока; в числе традиционных инструментов: струнные щипковые – дутар, тамбир (танбур), равап (кашгарский рубаб); струнные смычковые – сатар (сато), геджак (гиджак); цимбалы чанг, продольная флейта най, бубен дап (дафф), литавры награ (нагара).
Первый профессиональный уйгурский композитор – К. Х. Кужамьяров, его сочинения отсылают к фольклору уйгур, живущих в Казахстане. С национальными традициями уйгур Синьцзяна связан ряд сочинений китайских композиторов, в их числе – «Весенний танец» для фортепиано Ицянь Суня (1980; написан по заказу Лю Шикуня). В Алма-Ате функционирует Уйгурский театр музыкальной комедии – первый в истории уйгур профессиональный театр, при нём работает ансамбль «Нава», популяризирующий национальное музыкальное наследие.