Музыкальная культура буддизма
Музыка́льная культу́ра будди́зма, комплекс традиций, объединяющий литургическую практику разных направлений буддизма.
Музыка играет существенную роль в литургической практике буддизма. Восходит к музыке Вед, включавшей речитацию и пение. В Индии буддийские песнопения исполнялись мужским хором в унисон в сопровождении струнных и духовых (ныне струнные сохранились в отдельных монастырях Вьетнама и Японии). В раннем индийском буддизме практиковались театрализованные представления с музыкой и танцем; ныне подобные представления существуют в виде тибетских (чам) и монгольских (цам) танцевальных литургических мистерий. В буддизм перешла древнеиндийская концепция первичного звука Вселенной – шабда. С музыкальными звучаниями связаны представления буддистов о рае, чем обусловлено обилие изображений музыкальных инструментов в руках гандхарв (небесных музыкантш); буддийская иконография сохранила облик инструментов, некогда входивших в литургическую практику (лютни, арфы). Первые сведения об индийских буддийских песнопениях принадлежат китайскому путешественнику И Цзину (конец 7 в.), первые сведения о китайской буддийской музыке – японскому монаху Эннину (9 в.). Первый японский трактат о буддийской музыке создал монах Аннэн (880).
Музыкальные традиции современного буддизма соответствуют трём его главным направлениям: махаяне, хинаяне, ваджраяне; самостоятельностью отличается музыкальная традиция японского буддизма (учения тэндай, сингон). В странах преимущественного распространения хинаяны священные тексты распеваются на языке пали, в странах распространения махаяны и ваджраяны – на санскрите и в переводе на местные языки (в Непале используется только санскрит). В храмах и монастырях во время служб распеваются сутры, поучительные тексты, гатхи, мантры (применяются пять видов артикуляции), обычно в сопровождении ударных инструментов. Пение респонсорное (главным образом мужское), мелизматическое; развита мелодизированная речитация сутр и мантр. В песнопениях большое значение имеет священный слог «ом». Хор, как правило, поёт в унисон, в октаву, иногда в квинту или кварту; в тибетских песнопениях используется звукоизвлечение, родственное горловому пению. В дальневосточной традиции преобладает пение естественным голосом, в Камбодже – назальное, во Вьетнаме – фальцетное, в тибетской традиции – пение в очень низком регистре. Организация культовой музыки полностью подчинена буддийской системе символов. Мелодическая структура песнопений основана на комбинации формул (до 50) и определённого вида орнаментации отдельных тонов. В дальневосточной традиции (Китай, Корея, Япония) учитывается абсолютная высота звука по системе люй-люй (влияние древнекитайской теории музыки). Буддийская музыка нотировалась (японские, тибетские и корейские источники), однако способ обучения всегда был устным. Темп и ритм песнопений и речитаций обычно определяют ударные, наиболее разнообразен инструментарий тибетской традиции: различного типа тарелки, рамный двусторонний барабан, ручной колокольчик, барабан в форме песочных часов, гонг, раковина-труба, длинные металлические трубы (до 7 м), короткие трубы (в том числе из берцовой кости человека), язычковые типа гобоя (духовые всегда используются парно). В качестве сигнальных инструментов (для призыва к богослужению и т. п.) используются колокола, гонги, барабаны, в странах ваджраяны – деревянные ручные била, раковины-трубы. Традиционный атрибут странствующих монахов – посох со звенящими подвесками. Уникальна музыкальная традиция японской секты Фукэ: сольная игра на бамбуковой флейте сякухати является специфической дзенской практикой. Буддийская музыка непосредственно связана с медитативной техникой и может «заменяться» созерцанием священных объектов. Отдельный пласт представляет музыка буддийских праздников и фестивалей (обычно инструментальная ансамблевая) и музыка похоронных церемоний. В новых школах также культивируется музыка, применяются европейские инструменты (например, орган и фисгармония в службах школы Ниси Хонгандзи в Киото).