Гуцинь
Гуци́нь (古琴, пиньинь gǔqín; буквально – древний цинь), китайский семиструнный щипковый инструмент, вид длинной цитры. Другие названия: цинь (琴), цисяньцинь (七弦琴 – семиструнный цинь), юйцинь (玉琴 – нефритовый цинь), яоцинь (瑶琴 – драгоценный цинь), сытун (丝桐, буквально – шёлк и тунговое [дерево]). Один из самых древних музыкальных инструментов Китая. Включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2003) и в Список национального нематериального культурного наследия Китая (2006).
Название инструмента составлено из 2 частей: гу (古 – древний) и цинь (琴 – музыкальный инструмент). В современном китайском музыкознании термины «гуцинь» и «цинь» обозначают один и тот же инструмент, однако в историческом контексте (по отношению к ранним инструментам, старинной музыке) принято использовать термин «цинь». Термин «гуцинь» используется с 1920-х гг. для отличия этого инструмента от других, в названия которых входит слово «цинь»; в их числе: янцинь (инструмент типа цимбал), ганцинь (фортепиано, буквально – стальной цинь), струнные смычковые инструменты семейства хуцинь.
С древности и поныне преобладает сольное исполнительство на гуцине. Практикуется и ансамблевая игра: гуцинь с флейтой сяо (箫), с цитрой сэ (дуэт с цитрой сэ в первоначальной настройке восстановил в 2002 Дин Чэнъюнь), с голосом (певец – исполнитель южнокитайского жанра наньинь или драмы куньцюй). Со времён Конфуция и до наших дней распространено пение стихов с гуцинем – циньгэ. Помимо программных пьес конфуцианского содержания, в репертуаре гуциня содержится значительное количество инструментальных даосских пьес и небольшое число буддийских. Гуцинь традиционно входил в состав церемониальных оркестров, использовался в конфуцианской оркестровой и ансамблевой ритуальной музыке яюэ (雅乐, буквально – изящная музыка).
Происхождение и философско-эстетический контекст
Самые ранние упоминания о цине встречаются в «Книге песен» («Ши цзин», 诗经, 11–6 вв. до н. э.) и в главе «Канон Шуня» («Шунь дянь», 舜典) в «Книге истории» («Шу цзин»,书经, 8–3 вв. до н. э.). Наиболее древний из сохранившихся экземпляров инструмента, возрастом около 2700 лет, найден в 2016 г. в археологических раскопках захоронений Гоцзямяо (郭家庙) городского уезда Цзаоян провинции Хубэй (см. в статье: Хубэй. Музыкальная культура). В 1978 г. в археологических раскопках гробницы цзэнского хоу (князя) И (曾侯乙墓) в г. Суйчжоу провинции Хубэй в числе других музыкальных инструментов найден десятиструнный цинь, датируемый около 433 г. до н. э. Первый семиструнный цинь обнаружен в археологических раскопках гробниц Мавандуй (马王堆, 2 в. до н. э.) в 1973 г. в городском округе Чанша провинции Хунань.
Как правило, в археологических раскопках цинь находят рядом с двадцатишестиструнной цитрой сэ (瑟). Цинь и сэ часто упоминаются вместе в стихах древнекитайских авторов как символ гармонии, в частности супружеского согласия.
В музыкальной эстетике, связанной с этим инструментом, отразились основные идеи конфуцианского мировоззрения: золотой середины (чжунъюн, 中庸), гармонии (чжунхэ, 中和), «воспитания сердца» (янсинь, 养心). Одна из воспитательных функций музыки циня выражена иероглифом цзинь (禁 – сдерживать, запрещать), первые упоминания об этом встречаются в главе «О дао циня» («Цинь дао пянь», 琴道篇) трактата «Новые суждения» («Синь лунь», 新论) философа и музыканта Хуань Таня (桓谭; 23 г. до н. э. – 50-е гг. н. э.), а также в трактате «Диспут о добродетели в Зале Белого тигра – Ритуал и музыка» («Байху тун дэлунь лиюэ», 白虎通 德论 礼乐) под редакцией историографа и поэта Бань Гу (班固, 32–92 гг.).
Цинь, как и музыкальное искусство в целом, согласно конфуцианскому и даоссскому мировоззрению, должен служить средством для самосовершенствования. В главе «Подробное разъяснение ритуала» («Цюйли», 曲礼) канонической конфуцианской «Книги ритуалов» («Ли цзи», 礼记; 6–1 вв. до н. э.) говорится: «...учёный не может без причины расставаться с цинем и сэ» (https://ctext.org/liji/qu-li-ii; «стих» 94).
Влияние даосской эстетики на инструментальную музыку циня выражается в обилии соответствующих сюжетов – в пьесах «Чжуан-цзы видит во сне бабочку» («Чжуанцзы мэн де», 庄子梦蝶), «Ле-цзы летит, оседлав ветер» («Ле-цзы юй фэн», 列子御风), «Мелодия [о стране] Хуасюй» («Хуасюй инь», 华胥引), в идеях слияния с природой, ухода от реальности, упоминаниях фантастических путешествий, утопических прекрасных краёв – в пьесах «Чжуан-цзы» (庄子), «Ле-цзы» (列子).
Циню традиционно придаётся важнейшее значение в китайской музыкальной культуре. Так, в трактате писателя и историка Ин Шао (应劭) «Смысл нравов и обычаев» («Фэнсу тунъи», 风俗通义, 195 г. до н. э.) говорится: «В цине – вся музыка» (цит. по: Цзи Вэй. 2019. С. 24). Хуань Тань писал, что гуцинь главенствует над всеми «восемью тембрами» баинь (八音; баинь – древняя китайская классификация инструментов; см. в статье: Китай. Музыкальная культура).
Китайские мифы и легенды сообщают несколько версий происхождения инструмента. По одной из них, цинь создан первопредком Фуси (伏羲); об этом говорится, например, в трактате «Мелодии циня» («Циньцао», 琴操) музыканта и учёного Цай Юна (蔡邕; 132/133 – 192). По другой версии, цинь создан первопредком Шэньнуном (神农; см. трактат «Хуайнань-цзы», 淮南子; 2 в. до н. э.). Третья версия приписывает создание пятиструнного циня мифическому императору Шуню (舜), о чём рассказывают «Записки о музыке» («Юэцзи», 乐记) из «Книги ритуалов» («Ли цзи»).
Мифы повествуют о магическом воздействии звуков циня на природу и на людей: о том, как Шунь создал пятиструнный цинь и с его помощью упорядочил Вселенную, как музыкант Ши Куан (师旷) звуками циня заставил журавлей танцевать и вызвал бурю [«Трактат о музыке» («Юэшу, 乐书) из «Исторических записок» («Ши цзи», 史记) историографа Сыма Цяня (司马迁, 2–1 вв. до н. э.)].
Конструктивные особенности
Корпус гуциня полый, длиной около 125 см и шириной около 20 см, деревянные деки склеены между собой по краям (нижняя дека имеет «бортик»). Согласно традиции, длина инструмента должна составлять 3 чи 65 цуней, или 365 фэней (примерно 120 см), что символизирует 365 дней календарного года. Верхняя дека скруглённая, нижняя – прямоугольная и плоская, что по представлениям древних китайцев символизирует круглое небо и квадратную землю.Верхняя дека изготавливается из тунгового дерева, или павловнии (тунму, 桐木), нижняя – из катальпы (цзыму, 梓木); также обе деки гуциня могут быть выполнены из куннингамии (шаму, или шаньму, 杉木). Использование тунгового дерева и катальпы в качестве материала для циня и сэ описано ещё в «Книге песен» («Ши цзин») в стихотворении «Созвездие Дин посреди неба». Корпус гуциня покрыт несколькими слоями лака. Трещины дуаньвэнь (断纹, буквально – узоры трещин), образующиеся на лаке с течением времени, весьма ценятся знатоками; в зависимости от рисунка различают «черепашьи узоры» (гуйвэнь, 龟纹), «узоры мэйхуа» (мэйхуавэнь, 梅花纹), «узоры змеиного брюшка» (шэфувэнь, 蛇腹纹), «ледяные узоры» (бинвэнь дуаньвэнь, 冰纹断纹), «узоры коровьего волоса» (нюмаовэнь, 牛毛纹), «узоры текущей воды» (люшуйвэнь, 流水纹) и др. Иногда практикуется искусственное «состаривание» лака с целью получения трещин-дуаньвэнь.
Конструкция гуциня символически связана с мифическими фениксом и драконом. Головная часть корпуса – «лоб циня» (цинь’э, 琴额), или «лоб феникса» (фэн’э, 凤额). В головной части гуциня снизу под корпусом (подо «лбом») находятся «пруд колков» (чжэньчи, 轸池) с колками (циньчжэнь, 琴轸), закрытый «щитом колков» (хучжэнь, 护轸).
Далее находится «шейка» (цзин, 颈), переходящая в самую широкую часть корпуса – «плечи» (цзянь, 肩), затем – «крылья феникса» (фэнчи, 凤翅) и «талия» (яо, 腰); самая узкая часть – «хвост» (вэй, 尾), где располагается «драконья десна» (лунъинь, 龙龈) – место, где струны огибают корпус по направлению к месту крепления.
В головной части инструмента расположен порожек (юэшань, 岳山), сделанный из красного дерева; «хвостовая» часть («коронный угол», гуаньцзяо, 冠角, или «обгоревший хвост», цзяовэй, 焦尾) обрамлена также красным деревом. С левой стороны, снизу, на расстоянии примерно на 30 см от «хвоста», находятся 2 ножки – «гусиные лапки» (яньцзу, 雁足), приподнимающие «хвостовую» часть гуциня для свободного резонирования корпуса (у древнего циня ножка всего одна).
Две распорки между деками влияют на резонанс и тембр инструмента: справа устанавливается круглый «небесный столб» (тяньчжу, 天柱), слева – квадратный «земной столб» (дичжу, 地柱). Посередине нижней деки находятся 2 резонаторных отверстия – «водоём дракона» (лунчи, 龙池) справа и «пруд феникса» (фэнчжао, 凤沼) слева.
Напротив них, на внутренней стороне верхней деки, находятся наинь (纳音, буквально – концентрация звуков) – небольшие бороздки, благодаря которым продлевается резонирование.
Очертания корпуса могут быть разными, однако различия сводятся в основном к изгибам «шейки» и «талии» инструмента. Наиболее типичные формы: «Конфуций» (или «Чжунни», 仲尼, самая популярная), «Фуси» (伏羲), «банановый лист» (цзяое, 蕉叶), «хаос» (хуньдунь, 混沌, без изгибов), «вечерняя заря» (лося, 落霞), «жемчужное ожерелье» (ляньчжу, 连珠). Начиная с эпохи Тан (618–907) размеры корпуса постепенно уменьшались.
Струны натянуты слегка веерообразно. Справа закреплены с помощью колков, однако в отличие от подавляющего большинства струнных инструментов они не наматываются на колки, а крепятся к ним посредством специальных нитей (жункоу, 绒扣). Слева струны намотаны на «гусиные лапки».
Первоначально цинь был пятиструнным, впоследствии количество струн варьировало от 5 до 12; с эпохи Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) цинь стал семиструнным. В эпоху Сун (960–1279) проводились эксперименты с количеством струн: существовали одно-, трёх-, пяти-, девяти- и даже двенадцатиструнные цини; последние использовались только в дворцовой церемониальной музыке яюэ.
Традиционно струны изготавливались из шёлка. После «культурной революции» 1966–1976 гг. получили распространение металлические струны, обвитые нейлоновыми или шёлковыми нитями. С 1990-х гг. использование шёлковых струн возрождается в Гонконге, а с 2010-х гг. и в материковом Китае; ныне они считаются атрибутом исторически корректного воспроизведения старинной музыки для циня (John Thompson on the Guqin Silk String Zither).
Названия струн совпадают с основными названиями китайского пентатонического звукоряда: гун (宫), шан (商), цзюэ (角), чжи (徵 или 征), юй (羽), 2 добавочные струны – вэнь (文), у (武). Первое упоминание этих названий струн циня встречается в трактате Хуань Таня «Новые суждения» («Синь лунь»). Однако в табулатуре цзяньцзы пу (см. ниже в разделе «Нотация») струны обозначаются порядковым числом начиная с нижней; самая тонкая и, соответственно, самая высокая струна – 7-я. Интересно, что фактические ступени пентатонического звукоряда далеко не всегда совпадают со звучанием одноимённых струн; при стандартной настройке тон гун находится, как правило, на 3-й открытой струне.
На верхней деке располагаются 13 ладов – хуэй (徽), выполненных в виде точек-инкрустаций из перламутра или нефрита, а иногда просто нарисованных; нумерация ладов идёт от «головы» к «хвосту», в центре находится 7-й лад.
В первые века существования инструмент был безладовым, со сплошным корпусом (из цельного куска древесины), неровной поверхностью, иногда со сложной декоративной резьбой. К 1-й половине эпохи Хань (Западная Хань) в литературе о цине уже появляются упоминания о ладах-хуэй, впервые – во 2 в. до н. э. в трактате «Хуайнань-цзы». Самое раннее дошедшее до нас изображение циня с ладами-хуэй относится к 4 в. н. э. («Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици» – правая часть рельефа из гробницы Сишаньцяо, Нанкин; Музей провинции Цзянсу, Нанкин). 13 ладов-хуэй символизируют 12 месяцев и 1 добавочный месяц жунь юэ 闰月в високосном году (согласно китайскому лунному календарю). Иероглиф хуэй также обозначает шнур, который закрепляет струны на инструменте (первое упоминание – в трактате «Ханьшу»; 汉书, 6 в.).
Музыкальный склад, особенности лада и формообразования
Основной принцип музыкального склада – монодия, с вкраплением гармонических интервалов (октава, квинта, кварта, реже диссонансы – септима или секунда), которые призваны обогатить звучание и придать выразительность сюжетным узлам: см., например, пьесы «Скорбь разлучённого» («Лисао», 离骚) и «Осенние гуси» («Цюхун», 秋鸿) из собрания «Чудесные тайные ноты» («Шэньци мипу», 1425).
В ладовой организации с 17 в. доминирует традиционная пентатоника. Однако как видно из дошедших до нас образцов, старинная музыка для гуциня отличалась значительным ладовым разнообразием. Так, например, самая ранняя сохранившаяся нотированная пьеса – «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея» (известна по списку 7 в.) – написана в семиступенном диатоническом ладу, совпадающем с условно лидийским (в современном китайском музыковедении – «древнекитайский звукоряд»), характерным для церемониальной конфуцианской «изящной музыки» яюэ. Ладовое разнообразие, выраженное прежде всего в использовании диатоники и миксодиатоники с хроматическими ступенями, сохранялось вплоть до конца эпохи Мин (1368–1644). При игре «дуэтом» (с флейтой сяо, цитрой сэ, с голосом) гуцинь и другой инструмент (или певец), как правило, ведут одну и ту же мелодическую линию с небольшими вариациями в основном орнаментального характера.
Для большинства жанров китайской традиционной музыки характерно строение пьесы по темповому принципу. В китайском музыковедении применительно к пьесам для гуциня используются термины: «рассеянное начало» (саньци, 散起), «вход в мелодию» (жудяо, 入调), «замедление» (жумань, 入慢) и «заключение» (вэйшэн, 尾声).
Формы музыки для гуциня принципиально отличны от большинства жанров китайской традиционной музыки, опирающихся на систему цюйпай (曲牌 – типовые мелодии; как правило, фольклорного происхождения). В основном им свойственны собственные мелодии, до маньчжурского правления в Китае (эпоха Цин, 1644–1912) по большей части не имевшие фольклорных ассоциаций.
В названиях пьес для гуциня встречаются такие устойчивые термины, как цао (操; здесь: мелодия), нун (弄; строфа, куплет), инь (吟; декламация), инь (引; мелодия), цы (词; стих). Во многих произведениях для гуциня наблюдается некоторое сходство с европейскими формами: строение пьес может быть строфическим, рондообразным, концентрическим и др.
Развёртывание музыкального произведения осуществляется на основе мелодической формулы. Оно реализуется путём её повторения – особенно часто в больших произведениях [«Поэма Гуанлина» («Гуанлинсань», 广陵散), «Три прикосновения к цветам мэйхуа» («Мэйхуа саньнун», 梅花三弄), «Гармония божества и человека» («Шэньжэнь чан», 神人畅), «Воспитание истинной природы» («Ичжэнь», 颐真) и др.]; путём повторения и дробления (очень часто); способом секвенцирования [например, в пьесах «Осенние гуси» («Цюхун»), «Мелодия о северных пустынях» («Луншо цао», 龙朔操)]; введением каденционных мелодических оборотов (ритмически фиксируют окончание фраз или разделов).
Существует точка зрения (Р. Х. ван Гулик и др.), что в китайской музыкальной эстетике значение отдельно взятого звука и его тембра выше значения мелодии. В некоторой степени это справедливо в отношении музыки для гуциня 18 в., с её рафинированностью, особым отношением к тембровой разработке отдельного тона, однако к более ранним мелодиям это утверждение вряд ли применимо (см.: Музыка для гуциня: особенности эстетического восприятия).
Ладовые звукоряды, настройки
Диапазон инструмента с учётом флажолетов охватывает более 4 октав – от C (иногда B1) до d3. В настоящее время используется 3 основных настройки струн: C–D–F–G–A–c–d (стандартная настройка чжэндяо); C–D–F–G–B–c–d (жуйбинь дяо); B1–D–F–G–B–c–d (хуанчжун дяо – «жёлтый колокол», по названию основного тона системы люй-люй).
В эпоху Мин, наряду со стандартной настройкой чжэндяо, существовало около 20 нестандартных (см., например, сборник пьес «Первозданная изысканность разума» – «Лисин юанья», 1618), которые, как и лад и мелодия, обозначались термином дяо (调). Родство понятий настройки и лада подтверждается тем, что начиная с эпохи Тан пьесы в сборниках группировались по настройкам и ладам. До конца эпохи Мин таким образом было организовано подавляющее большинство сборников пьес для циня; каждой группе пьес в том или ином ладу и той или иной настройке предшествовала короткая прелюдия дяо’и (调意, буквально – смысл лада) – единственный вид «непрограммной» музыки для гуциня (почти исчезла к 17 в.). В такой прелюдии в собранном виде содержались ладо-интонационные особенности тех пьес, которые звучали следом.
Настройки гуциня эпохи Мин весьма разнообразны. В некоторых случаях они связаны с содержанием пьес, как, например, маньшан дяо (慢商调; настройка с пониженной на целый тон струной шан, 商; т. е. 2-й струной) или Гуанлинсань дяо (广陵散调, буквально – лад Гуанлинсань; используется только для пьесы «Поэма Гуанлина» – «Гуанлинсань»). Настройка цилян (凄凉, буквально – скорбный лад), или чушан (楚商调, буквально – чуский [лад] шан), как правило, используется в пьесах, сюжетно связанных с царством Чу и поэтом Цюй Юанем: «Скорбь разлучённого» («Лисао»), «Мелодия о болотном береге» («Цзэпань инь», 泽畔引). Настройка хуанчжун дяо («жёлтый колокол») часто связана по сюжету с центральноазиатскими («варварскими») странами: пьесы «Малая варварская флейта» («Сяо хуцзя», 小胡笳), «Большая варварская флейта» («Да хуцзя», 大胡笳), «Осенняя крепость под желтыми облаками» («Хуан юнь цюсай», 黄云秋塞), «Мелодия о северных пустынях» («Луншо цао») и др. Иногда пьесы, не связанные с ними непосредственно, могут быть обогащены соответствующими этой настройке интонациями: «Воспитание истинной природы» («Ичжэнь»).
Способы звукоизвлечения и приёмы игры
В звучании гуциня выделяются 3 основных тембра, связанных с разными способами звукоизвлечения: на открытых струнах – саньинь (散音), на прижатых струнах – аньинь (按音), флажолеты – фаньинь (泛音; всего можно извлечь 91 флажолет). По распределению данных тембров в произведении можно с высокой степенью вероятности предположить, к какому историческому периоду относится та или иная музыка.
При игре инструмент ставят на специальный стол или подставку, головной частью к правой руке, самой высокой (тонкой, 7-й) струной к исполнителю. Насчитывается около 150 основных приёмов игры правой и левой рукой. Из них около 30 – вибрато левой рукой: вибрато с широкой амплитудой «обезьяний крик» (нао, 猱), малое вибрато «декламация» (инь, 吟) и их разновидности – «качающееся нао» (даннао, 荡猱), «летящая декламация» (фэйинь, 飞吟) и др. Используется множество разновидностей глиссандо: разнонаправленное по разным струнам и образующее круг, исполняемое правой рукой (гуньфу, 滚拂), скольжение левой рукой по одной струне восходящее (чо, 绰) и нисходящее (чжу, 注) и др.
Нотация
Произведения для циня традиционно записывались в виде табулатур, в которых высота звука и ритм не фиксированы, но детально указаны лад, настройка, положение правой и левой рук на струнах и способы звукоизвлечения. Благодаря этим указаниям возможна достаточно точная реконструкция музыки.
Наиболее ранний сохранившийся нотный источник – пьеса «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея» («Цзеши дяо – Юлань», 碣石调 – 幽兰) Цю Мина (493–590) из танского списка 7 в. (ныне в коллекции Токийского национального музея). Этот единственный дошедший до нашего времени законченный образец «словесной нотации» вэньцзы пу (文字谱), записанный посредством полных иероглифов, – свидетельство высокохудожественной музыкальной традиции.
Цао Жоу (曹柔, 730–?) изобрёл новый вид табулатуры для циня – цзяньцзы пу (减字谱 – табулатура, [основанная на] сокращённых иероглифах); этот способ, появившийся в эпоху Тан, продолжал развиваться, и к эпохе Сун сформировалась табулатурная запись, близкая современной, хотя в дальнейшем этот способ нотации и претерпевал некоторые изменения. Соотношение между ладами-хуэй к концу эпохи Мин (примерно с 1600) стало подчиняться десятичной системе счисления, что связывают с переходом циня от чистого строя к пифагорову; одновременно из табулатур исчезли остатки предшествующей «словесной нотации» вэньцзы пу. Знаком 。отмечаются окончания музыкальных фраз; также есть специфические обозначения – «остановка» (чжиси, 止息) и «широкое вибрато» (нао, 猱), косвенно указывающие на продолжительность звука.
Ныне для записи классических и современных пьес для гуциня используются европейское пятилинейное нотное письмо и распространённая в Китае цифровая ступенная запись цзяньпу (简谱, буквально – простые ноты), пришедшая в Китай из Японии в 19 в., куда ранее попала из Франции (см.: Сунь Лу. 2014). Кроме того, существуют экспериментальные способы записи табулатуры, упрощённые по сравнению с традиционной формой, например оригинальный метод Гун И (龚一, род. 1941).
Исполнительские школы (циньпай, 琴派)
В среде исполнителей на гуцине важное значение имеет преемственность, как «школьная», т. е. связанная с каким-либо течением или исполнительской школой, так и «семейная». Последняя прослеживается с 2–3 вв. н. э.; среди представителей: Цай Юн (132/133 – 192) и его дочь Цай Вэньцзи (蔡文姬, 177–249); сычуаньские мастера семьи Лэй (雷) эпохи Тан (изготавливали цитры, которые чрезвычайно ценили сунские императоры); поколения принцев императорского рода Чжу эпохи Мин; династия мастеров Сюй эпохи Мин; У Цзинлюэ (吴景略, 1907–1987) и его сын У Вэньгуан (吴文光, род. 1946); Яо Бинъянь (姚丙炎, 1921–1983) и его сын Яо Гунбай (姚公白, род. 1948).
Наиболее влиятельная школа со времён поздней Сун до раннего периода Мин (11–15 вв.) – чжэцзянская школа (Чжэ пай, 浙派). Её представители ратовали за чистую инструментальность музыки циня – в отличие от цзянской школы (Цзян пай, 江派), где ведущая роль признавалась за циньгэ (琴歌, пьесы для гуциня с пением). Основатель чжэцзянской школы – Го Чуван (郭楚望, или Го Мянь, 郭沔; 1190–1260), автор известной пьесы «Воды рек Сяо и Сян» («Сяо Сян шуйюнь», 潇湘水云). Его ученики Мао Миньчжун (毛敏仲, годы жизни неизвестны) и Сюй Тяньминь (徐天民, 2-я половина 13 в.) составили сборник из 468 пьес «Пещера Пурпурной зари» («Цзысядун», 紫霞洞; не сохранился) на основе ранних произведений, послуживший в дальнейшем важным источником пьес для циня.
Юйшаньская школа (Юйшань пай, 虞山派) получила название по местности, где она возникла – у холма Юйшань в уезде Чаншу городского округа Сучжоу; была создана в конце эпохи Мин Янь Чэном (严澄) по прозвищу Тяньчи (天池, 1547–1625), сыном чиновника высокого ранга. К трудам представителей этой школы относится сборник пьес для циня «Дворец свободных струн» («Сунсяньгуань циньпу», 松弦馆琴谱, 1614) под редакцией Янь Чэна, который в предисловии критикует обычай добавлять стихи к пьесам. Это единственное издание пьес для циня эпохи Мин, вошедшее в «Полное собрание книг по четырём разделам» («Сыку цюаньшу», 四库全书, 1772–1787) – самое масштабное в эпоху Цин. В труде «Сишаньские положения циня» («Сишань цинькуан», 溪山琴况) его составитель Сюй Шанъин (徐上瀛, 1582–1662) излагает 24 основных эстетических принципа искусства игры на цине.
Гуанлинская школа (Гуанлин пай, 广陵派) – южнокитайское направление музыки для циня, возникшее в начале эпохи Цин (Гуанлин – старинное название г. Янчжоу). Основатель гуанлинской школы – Сюй Чанъюй (徐常遇, 17 в.), представитель юйшаньского направления. Самое раннее издание школы – «Ноты для циня ʺЗал прозрачных отраженийʺ» («Чэнцзяньтан циньпу», 澄鉴堂琴谱, 1686). Другие собрания: «Кабинет пяти знаний» («Учжичжай циньпу», 五知斋琴谱, 1721), «Зал приволья» («Цзыюаньтан циньпу», 自远堂琴谱, 1802), «Банановая хижина» («Цзяоань циньпу», 蕉庵琴谱, 1868) и др. Среди наиболее выдающихся представителей гуанлинской школы в 20–21 вв.: Сунь Шаотао (孙绍陶, 1879–1949), Чжан Цзыцянь (张子谦, 1899–1991), Лю Шаочунь (刘少椿, 1901–1971), Ли Сянтин (李祥霆, род. 1940), Ли Фэнъюнь (李凤云, род. 1960), Дай Сяолянь (戴晓莲, род. 1963). Одна из особенностей обучения в традиции гуанлинской школы – пропевание названий струн (их порядковых номеров) и приёмов в разучиваемой пьесе (чансяньфа, 唱弦, буквально – пение струн).
В середине 19 в. в г. Чжучэн провинции Шаньдун возникла чжучэнская школа (Чжучэн пай, 诸城派), вышедшая из гуанлинской и юйшаньской школ. Её основатели – Ван Пучан (王溥长, 1807–1886) и Ван Юймэнь (Ван Лэнцюань, 王雩门 или 王冷泉, 1807–1887). Для чжучэнской школы характерны небольшие пьесы и использование в них шаньдунских народно-песенных интонаций. Стиль игры отличается особым восходящим и нисходящим глиссандированием в объёме большой секунды или малой терции. Репрезентативный сборник чжучэнской школы – «Горный домик под сенью тунгового дерева» («Тунъинь шаньгуань циньпу», 桐荫山馆琴谱), из его 15 пьес особенно характерны: «Стихи об осеннем ветре» («Цю фэн цы», 秋风词), «Тоска во дворце Чан» («Чанмэнь юань», 长门怨), «Луна над горной заставой» («Гуань шань юэ», 关山月). На его основе были изданы многие сборники в 20 в., в том числе «Мэйаньские ноты для циня» («Мэйань циньпу», 梅庵琴谱, 1931).
Цзю’и (九嶷) – одна из значимых школ гуциня, сложившихся в 20 в. Её создатель – Ян Цзунцзи (杨宗稷, 1863–1932), в разное время к ней принадлежали крупные музыканты: Цяо Шань (乔珊, род. 1962), Гуань Пинху, Ван Ди, Сюй Цзянь и др. В 1947 г. Пу Сючжай (溥雪斋, 1893–1966), Ян Баоюань (杨葆元, 1899–1961), Гуань Пинху, Чжа Фуси и другие организовали Бэйпинское общество изучения циня (Бэйпин циньсюэшэ, 北平琴学社, с 1954 – Пекинское общество изучения гуциня, Бэйцзин гуцинь яньцзюхуэй, 北京古琴研究会); в том же году к Обществу присоединилась Юэ Ин.
Мэйаньская школа (Мэйань циньпай 梅庵琴派), основанная в 1917 г. при Нанкинском педагогическом университете, является ответвлением чжучэнской школы. Среди основных представителей: Ван Яньцин (王燕卿, 1867–1921), Сюй Лисунь (徐立孙, 1896–1969), Лю Цзиншао (刘景韶, 1903–1987).
В 1936 г. Чжан Цзыцянь, У Цзинлюэ и Чжа Фуси основали в г. Сучжоу Современное Юйшаньское общество циня (Цзинь Юй циньшэ). В 1937 г. оно переместилось в Шанхай, его председателем стал Чжан Цзыцянь, впоследствии один из виднейших представителей гуанлинской школы. Участниками Современного Юйшаньского общества (функционирует поныне) было подсчитано общее число исполнителей на гуцине в Китае – около 200 человек; к 1954 г. их количество сократилось до 90 с небольшим. В дальнейшем искусство игры на гуцине стало возрождаться благодаря Чжа Фуси, его сподвижникам и ученикам; в 2019 г. насчитывались 323 члена Комитета по культуре и искусству гуциня при Ассоциации по содействию традиционной китайской культуре [中国琴委会(中国传统文化促进会古琴文化艺术委员会)首批委员、会员名单 // Sohu. com].
На протяжении 20 в. понятие школы постепенно размывалось: многие исполнители учились у представителей разных школ и их собственный стиль претерпевал значительные изменения на протяжении жизни. Кроме того, и в более раннее время музыканты призывали к обучению у учителей разных школ; так, принц Чжу Цюань в 15 в. писал, что «дао у всего разное» и что его помощники учились у многих учителей (цит. по: Цюй Сянь. Шэнь Ци Ми Пу).
Современная исполнительская культура
В 21 в. в Китае широко распространены «изысканные собрания» исполнителей на гуцине – яцзи (雅集), участники которых обмениваются опытом, совместно музицируют. История их восходит к собраниям эпохи Сун, весьма разнообразным по тематике: в них участвовали поэты, философы, каллиграфы, музыканты (к эпохе Сун относится провозглашение 4 искусств, необходимых для воспитания благородной и гармоничной личности: это игра на гуцине, шахматы, каллиграфия, живопись (цинь-ци-шу-хуа, 琴棋书画) [см. «Краткие речения из Бэймэна» («Бэймэн соянь», 北梦琐言) Сунь Гуансяня (孙光宪, 901–968)].
В 2001 г. в составе Китайского общества по изучению национальных струнных и духовых инструментов (Чжунго миньцзу гуаньсянь юэци сюэхуэй, 中国民族管弦乐器学会) создан Китайский специализированный комитет по изучению гуциня (Чжунго циньхуэй, 中国琴会), занимающийся в том числе проведением фестивалей музыки для гуциня, концертов, конкурсов.
Со 2-й половины 20 в. гуцинь иногда звучит в сопровождении оркестра китайских национальных инструментов или с симфоническим оркестром; это могут быть аранжировки традиционных пьес или новые сочинения.
Современное состояние искусства игры на гуцине напрямую связано с искусством реконструкции старинных пьес (дапу, 打谱) – научно-творческим процессом, включающим не только расшифровку звуковысотной стороны табулатур, но и воссоздание метроритмического облика произведений и их мотивно-мелодической логики. В случаях, когда исполнительская традиция пьес не прерывалась, реконструкция следует устной традиции. Реконструкцией пьес занимаются китайские и зарубежные профессиональные исполнители.
Крупнейшие мастера реконструкции музыки для гуциня в 20–21 вв.: Чжа Фуси, Гуань Пинху (реконструировал пьесы «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея», «Поэма Гуанлина» и др.), Чжан Цзыцянь, У Цзинлюэ, Яо Бинъянь, Ван Ди (реконструировала множество циньгэ – пьес для гуциня с пением), У Вэньгуан (полностью расшифровал сборник «Чудесные тайные ноты»), Гун И, Дин Чэнъюнь, Ли Фэнъюнь, американский исследователь и исполнитель Дж. Томпсон.
Всего сохранилось около 150 сборников пьес и около 650 пьес с разными названиями; почти все они опубликованы в масштабном проекте Чжа Фуси «Собрание пьес для циня» (Циньцюй цзичэн, 琴曲集成; 1-е издание 1963, новейшая редакция сделана в 2010 и включает 30 томов). С 1956 г. Чжа Фуси, Сюй Цзянь, Ван Ди, а также сотрудники Института изучения национальной музыки (Миньцзу иньюэ яньцзюсо, 民族音乐研究所) при Центральной консерватории вели экспедиционную работу по поискам исполнителей на гуцине, оставшихся нотных сборников и пьес для гуциня. Исследователи посетили 17 городов; результатом экспедиций стала запись 262 произведений для гуциня от 86 исполнителей. Итоги исследований опубликованы Чжа Фуси в «Руководстве по сохранившимся пьесам для гуциня» («Цуньцзянь гуциньпу цзилань», 存见古琴曲谱缉览, 1958).
Музыка для гуциня (произведения для солирующего инструмента, аранжировки для ансамблей и оркестров) создаётся и в 20–21 вв. Образцы современного творчества: композиции Ван Ди, Чэн Гунляна (成公亮, 1940–2015), Гун И, Ли Чунвана (李崇望, род. 1935), Се Цзюньжэня (谢俊仁,Гонконг, род. 1949), авторов Общества гуциня (Цзыдэ циньшэ, 自得琴社), зарубежных музыкантов – Дж. Томпсона, Андре Рибейро (Бразилия, род. 1975), Н. Б. Старостиной и др.
История изучения гуциня. Основные трактаты, исследования, издания
Наука о цине (гуцине) обозначается термином циньсюэ (琴学); впервые он встречается в названии трактата 1664 г. «Гармоничные ноты "Голос сердца науки о цине"» («Циньсюэ синьшэн сепу», 琴学心声谐谱) под редакцией Чжуан Чжэньфэна (庄臻凤, около 1624 – 1667).
В многочисленных трудах, посвящённых циню и созданных на протяжении веков, рассмотрены вопросы философско-эстетического характера, приведены сведения об особенностях конструкции и настройки. В трактате ханьского учёного Хуань Таня «Новые суждения» (глава «О дао циня») содержатся сведения об истории циня, исполнителях и некоторых пьесах, посвящённых легендарным правителям древности. Здесь же говорится о главенстве циня над всеми «восемью тембрами» баинь и о необходимости «сдерживать [звучность]» (цзинь, 禁). Последнее стало характерной чертой эстетики музыки циня в целом.
В трактате «Мелодии для циня» Цай Юна собраны имена авторов и сюжеты около 50 сочинений, созданных ещё до эпохи Хань.
Цзи Кан (嵇康, 223–262) в «Оде циню» («Циньфу», 琴赋) писал о воспитательном значении музыки и перечислил известные пьесы для циня (включая «Поэму Гуанлина»), которые разделены на 2 категории: «изысканные» и «простонародные». В том же трактате содержится знаменитая глава «Музыка не скорбна и не радостна» («Шэн у ай лэ», 声无哀乐).
К эпохе Шести династий (222–589) относится пьеса «Мелодия каменной стелы – Одинокая орхидея» Цю Мина, известная по списку 7 в. Кроме этого списка, до нашего времени не дошло танских табулатур для циня. Однако известно, что эпохи Суй (581–618) и Тан были «золотым веком» циня. К эпохе Тан относится расцвет мастерства изготовления циня (семья мастеров Лэй, 雷) и деятельность известных исполнителей. Среди них: братья Ван Тун (王通, 584–617) и Ван Цзи (王绩, 585–644), Чжао Ели (赵耶利, 563–639), Дун Тинлань (董庭兰, 695 – около 765), Чэнь Канши (陈康士, работал около 873 – 888), которым приписываются многие пьесы, сохранившиеся в более поздних источниках. Кроме того, циню посвящено множество стихотворений танских поэтов – Ли Бо, Бо Цзюйи, Ван Вэя и др.
В период Северной Сун (960–1127) создан трактат «Комментарии [к музыке] циня» («Цинь цзянь», 琴笺) Цуй Цзуньду (崔遵度, 953–1020), где говорится о способе использования 13 ладов-хуэй, а также об эстетических принципах музыки для циня. «История циня» («Цинь ши», 琴史) Чжу Чанвэня (朱长文, 1038–1098) – один из фундаментальных трудов эпохи Сун, важнейший источник сведений и первый исторический трактат о цине; 5 из 6 томов трактата посвящены жизнеописанию и деятельности 156 исполнителей на цине с конца эпохи Цинь (221–207 до н. э.), один из томов содержит теоретические сведения. «Записи бесед в Мэнси» («Мэнси би тань», 梦溪笔谈) китайского учёного Шэнь Ко – трактат о способах настройки циня и правильного расположения ладов-хуэй. Трактат «О строе циня» («Циньлюй шо», 琴律说) создал Чжу Си.
Даосский монах Цзян Куй (姜夔) по прозвищу Байши (白石, буквально – Белый камень; 1155 – около 1221) – композитор и поэт периода Южной Сун (1127 – 1276/1279), создал сборник пьес «Песни даоса Байши» («Байши даожэнь гэцюй», 白石道人歌曲). В их числе – циньгэ (пьеса для циня с пением) «Древняя тоска» («Гу юань», 古怨) – первый сохранившийся образец табулатуры цзяньцзы пу.
К тому же периоду относится эстетический трактат «Дискуссия о цине» («Циньи», 琴仪) Лю Цзи (刘籍,работал между 1208 и 1224), в котором говорится: «Воля [чжи, 志], таящаяся в глубине [души], выражается словами [янь, 言]; если слов не хватает, её выражают письменно [вэнь, 文]; если же и письмена не исчерпывают её выражение, то прибегают к музыке [инь, 音]» (цит. по: Сюй Цзянь. 2012. С. 189).
Трактат эпохи Юань (1271–1368) «Кратко о тонах циня» («Циньлюй фавэй», 琴律发微, 1320) Чэнь Миньцзы (陈敏子, 14 в.) посвящён сочинению пьес, важности основного лада (в том числе обязательному возвращению к основному тону в конце сочинения) и различиях между ладами.
Множество трудов создано в эпоху Мин. Среди них – «Шестнадцать приёмов голоса циня» («Циньшэн шилюфа», 琴声十六法) Лэн Цяня (冷谦, около 1310–1371), в котором приводятся высказывания об исполнительском мастерстве; например: «Вибрато не должно быть ни слишком поспешным, ни слишком медленным, но соответствующим» (цит. по: Сюй Цзянь. 2014. С. 244).
В 1590 г. опубликовано «Полное собрание сочинений о цине» («Циньшу дацюань», 琴书大全) Цзян Кэцяня (蒋克谦, годы жизни неизвестны) в 22 томах. Первые 20 томов содержат информацию об инструменте (технология изготовления, техника игры, школы, исполнители), 2 последних – 62 композиции для циня, созданные, по словам составителя, в эпохи Тан и Сун. В книге «Новые речения о люйсюэ [науке о строе]» («Люйсюэ синьшо», 律学新说; 1596) Чжу Цзайюя (朱载堉; 1536–1611) впервые в истории музыки даются обоснования равномерно темперированного строя (см.: Исследования музыкального строя в Китае).
В трактате «Гармоничные ноты "Голос сердца науки о цине"» под редакцией Чжуан Чжэньфэна (1664) рассматриваются теоретические вопросы, а также особенности школ того времени. Автор высказывается против возвеличивания своей школы за счёт уничижения других, а также разделяет пьесы для циня на исключительно инструментальные (пишет о недопустимости искусственного присоединения текста к ним) и те, которые можно соединять с пением.
«Чудесные тайные ноты» («Шэньци мипу», 神奇秘谱; 1425) – первое сохранившееся собрание пьес для циня (в 3 томах – цзюанях), включает 64 пьесы. Редактор-составитель и автор некоторых из них – принц Чжу Цюань (朱权, 1378–1448), 17-й сын основателя эпохи Мин, военачальник, музыкант, драматург, чаевед. Данное собрание стало важнейшим источником репертуара для современных исполнителей и богатым материалом для исследователей; в ноябре 1992 г. в Пекине состоялся Академический семинар, посвящённый его изучению.
Сохранилось 39 пьес из сборника «Ноты для циня Чжэ[цзянской школы]: разъяснение через слова» («Чжэинь шицзы циньпу», 浙音释字琴谱; 1491), в том числе самый ранний вариант известной пьесы «[Прощание у заставы] Янгуань с тремя припевами» («Янгуань саньде», 阳关三叠). Составление сборника приписывается принцу Чжу Дяньпэю (朱奠培, 1418–1491) – внуку Чжу Цюаня. Все мелодии имеют сопроводительный и/или подписанный текст.
Другие сборники: собрание пьес для циня с пением (циньгэ) «Музыка, завещанная древностью» [«Тайгу и’инь», 太古遗音; 1-е издание – 1511, под редакцией Се Линя (谢琳), 36 пьес; 2-е издание – 1515, под редакцией Хуан Шида (黄士达, годы жизни неизвестны), 38 пьес]; собрание для циня «Зал подножия Западной горы» («Силутан циньтун», 西麓堂琴统; 1525) Ван Чжи (王芝, 1476–1526) содержит 25 томов и 170 пьес; «Сокровенные творения, носимые ветром» («Фэнсюань сюаньпинь», 风宣玄品; 1539) – 101 пьеса, 34 из которых – с текстами, редактор и составитель – принц Чжу Хоуцзяо (Хоуцзюэ, 朱厚爝; 1506–1550).
Крупное собрание табулатур – «Первозданная изысканность разума» («Лисин юанья», 理性元雅; 1618; составитель – Чжан Тинъюй, 张廷玉) – сборник в 4 томах, в который входят 72 произведения, все с текстами; 1-й том содержит 49 пьес для семиструнного циня в 20 нестандартных настройках, 2-й том – 13 композиций для пятиструнного циня, 3-й том – 5 пьес для девятиструнного циня, четвёртый – 5 пьес для однострунного.
«Зал прозрачных отражений» («Чэньцзяньтан циньпу», 澄鉴堂琴谱; 1686) под редакцией Сюй Чанъюя (徐常遇, 17 в.) – один из первых и основных сборников гуанлинской школы, состоит из 37 пьес. Сборник «Кабинет пяти знаний» («Учжичжай циньпу»; 1721) под редакцией Сюй Ци (徐祺; 17–18 вв.) включает и более ранние пьесы, относящиеся к разным региональным традициям; всего содержит 33 пьесы в 8 томах. Сборник «Зал весенних трав» («Чуньцаотан циньпу», 春草堂琴谱; 1744) включает 28 пьес, а также теоретический раздел о строе гуциня и известные «Восемь правил игры на гуцине» («Гу цинь ба цзэ», 鼓琴八则), автор которых, Дай Юань (戴源, 18 в.), подчёркивает важность выражения чувства музыкой, «певучести» игры на гуцине, чёткого следования табулатуре. Один из характерных сборников гуанлинской школы – «Банановая хижина» («Цзяоань циньпу», 1868) в 4 томах, под редакцией Цинь Вэйханя (秦维瀚, 1816–1868), включает 32 пьесы.
145 мелодий собраны в сборнике «Павильон внимания небу» («Тяньвэньгэ циньпу», 天闻阁琴谱, 1876) под редакцией Тан Имина (唐彝铭, 1862–1908) – ученика известного исполнителя, даоса Чжан Куншаня (张空山, годы жизни неизвестны). Из них особенно известны «Поток» («Люшуй», 流水) и «Вечерняя песня хмельного рыбака» («Цзуйюй чанвань», 醉渔唱晚).
Монументальное издание пьес в 43 томах «Собрание науки циня» («Циньсюэ цуншу», 琴学丛书, 1911–1931) составил Ян Цзунцзи.
В 20–21 вв. опубликованы: «Издание для циня современного Юйшаньского [общества]» [«Цзинь Юй цинькань», 今虞琴刊, 1937; составители Чжа Фуси, Пэн Циншоу (彭庆寿, известен также как Пэн Чжицин, 彭祉卿; 1891–1944), Чжан Цзыцянь и др.]; «Собрание пьес для гуциня» («Гуцинь цюйцзи», 古琴曲集; 1965) в 2 томах, составленное Сюй Цзянем, – хрестоматийное издание, поныне пользующееся большой популярностью в ученических кругах, содержит пьесы 7–20 вв.; «Ноты для циня юйшаньского мастера У» (Юйшань Уши циньпу, 虞山吴氏琴谱; 2001) – сборник, составленный У Цзинлюэ и У Вэньгуаном на основе сделанных ими реконструкций старинных пьес; «Ноты для циня "Дунгао": исследование и реконструкция собрания» под редакцией Ли Фэнъюнь («"Дунгао циньпу" яньцзю дапуцзи», 东皋琴谱: 研究打谱集, 2019) и др.
Фестивали
С 1995 г. каждые 5 лет в г. Чэнду (провинция Сычуань) проводится международный Китайский фестиваль искусства игры на гуцине (Чжунго гуцинь ишу хуэй, 中国古琴艺术荟) – крупнейший в мире; в нём принимают участие известные исполнители на гуцине из Китая и других стран. Кроме того, проводятся локальные фестивали, посвящённые событиям, связанным с гуцинем: юбилеям школ или мастеров игры на гуцине, реконструкциям старинных сборников и т. д.
О распространении инструмента в разных странах см.: Гуцинь за пределами Китая.