Исламское право
Исла́мское пра́во, система правовых норм или правил у мусульман, генетически связанных с шариатом и фикхом.
Исламская мысль определяет шариат в качестве совокупности божественных откровений, ниспосланных людям Аллахом через его посланника пророка Мухаммеда. Они содержатся в Коране и переданных сподвижниками Мухаммеда преданиях о его высказываниях и поступках (Сунна пророка). Согласно наиболее распространённому взгляду, шариат состоит из трёх элементов – постулатов религиозной догматики, этических предписаний и правил поведения людей. Последнюю группу норм изучает специальная исламская наука, которая носит название «фикх». Данным термином обозначаются и сами указанные правила.
В научной литературе исламское (мусульманское) право понимается по-разному, но чаще всего сводится к шариату.
Отождествление исламского права с шариатом фактически означает его сведение к фикху – системе норм, которая в одном понимании ограничивается предписаниями Корана и Сунны, а в другом – наряду с ними включает правила, разработанные различными школами фикха-науки. Так обычно воспринимают исламское право мусульманские религиозные деятели и учёные, многие простые мусульмане, а также авторы большинства правовых исследований.
Сторонники данной позиции представляют исламское право, ассоциируемое с шариатом, в виде не практически действующих, а идеальных предписаний фикха, сформулированных в научных трактатах. Шариат относится к религиозным явлениям, а выводы фикха как его структурная часть рассматриваются в качестве шариатских правил. Положения шариата (фактически – фикха) сами по себе не могут считаться правом в юридическом смысле. Рассматривать их как исламское право некорректно.
Приверженцы другого подхода не ограничиваются отвлечёнными от практики выводами фикха-науки, а рассматривают исламское право как систему реально функционирующих правил фикха. Такие нормы в мусульманской среде тесным образом взаимодействуют с местными традициями и обычаями, которые нередко отходят от предписаний фикха.
Этнографы, историки, представители СМИ часто называют симбиоз правил шариата (фикха) и сложившихся в среде мусульман обычаев исламским правом. Мусульманские сообщества, сохранившие элементы традиционного уклада жизни, также видят в нём смесь положений фикха и обычаев.
В основе такого подхода не юридическое, а общесоциальное значение понятия «исламское право». Называть такую систему норм, объединяющую предписания фикха (шариата) с обычаями, правом в юридическом смысле нет научных оснований, поскольку не все входящие в неё правила являются юридическими. Считать её исламской также нельзя из-за того, что многие охватываемые ею обычаи вступают в прямое противоречие с шариатом (например, кровная месть, т. н. убийства чести, институт калыма, браки с малолетними девочками) и не относятся к исламу.
Согласно ещё одному подходу исламское право трактуется как нормы фикха, которые поддерживаются государством, являясь частью официальной позитивной правовой системы. При таком понимании исламское право включает не все предписания фикха, а только такие его выводы, которые имеют юридический характер. Данный подход, в противовес отмеченным выше позициям, обосновывает трактовку исламского права с учётом признаков, которым должны отвечать юридические нормы в отличие от других видов социальных регуляторов.
Если рассматривать исламское право в строгом, юридическом смысле, то оно должно отвечать критериям, которые теория права предъявляет к праву вообще. В правовой науке разработано несколько концепций понимания права. Можно анализировать исламское право в русле любой из них. В теоретическом плане продуктивно осмысливать его под углом зрения либертарно-юридической теории, которая видит суть права в регулировании отношений между свободными субъектами по принципу формального равенства. В фикхе можно обнаружить выводы и общие принципы, соответствующие данному требованию. С позиций указанной теории они являются исламским правом.
В практическом отношении целесообразно ориентироваться на позитивистскую теорию, предлагающую трактовку права как системы общеобязательных норм, прямо сформулированных или санкционированных государством и поддерживаемых его властным механизмом (например, в форме системы правосудия), в том числе с помощью принуждения. Данный подход отвечает потребностям юридической практики, интересам конкретных субъектов права, а также даёт возможность рассмотреть исламское право как комплекс действующих юридических норм и элемент правовой системы конкретной страны.
В качестве выводов фикха, поддерживаемых государством, исламское право стало результатом разработок мусульманских учёных и деятельности судей, которые искали решения рассматриваемых ими споров в предписаниях ислама. На протяжении многих столетий единственным юридическим источником исламского права являлась доктрина – произведения мусульманских учёных по вопросам фикха, на которые ссылались суды при вынесении своих решений. Эти произведения создавались представителями разных школ (толков) фикха-науки, которые сформировались в первые века ислама. В различных регионах мусульманского мира авторитетом пользовались положения определённых школ, которые опирались на поддержку государства.
Отдельные элементы (отрасли) исламского права развивались неравномерно. Наиболее разработанным является т. н. право личного статуса – нормы, регулирующие семейные, наследственные и некоторые примыкающие к ним отношения. На практике они действовали наиболее последовательно. Близкую оценку можно дать исламскому праву собственности и обязательственному праву. Уголовное право тщательно разработано на уровне теории, но на практике всегда действовало непоследовательно.
В эпоху Средневековья правовые системы мусульманских стран, наряду с исламским правом, включали и иные элементы – нормы, регулировавшие отношения личного статуса среди немусульман, государственное законодательство, зачастую отходившее от исламских постулатов, а также иностранное право, применявшееся в силу т. н. режима капитуляций.
Перелом в развитии исламского права произошёл в результате реформ в Османской империи в 19 в. Это выразилось в широкой рецепции европейских законодательных образцов, в результате чего исламское право в большинстве входивших в состав империи стран сохранило позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса в среде мусульман. Одновременно была проведена кодификация выводов фикха путём принятия в 1869–1876 гг. т. н. Маджаллы – гражданского и гражданского процессуального кодекса. С этого времени наряду с доктриной в качестве юридического источника исламского права появился нормативный правовой акт.
Исламское право продолжает играть значительную роль в современных правовых системах почти всех мусульманских стран. В некоторых из них исламское право выступает стержнем правовой системы, в других занимает не такое заметное место. Есть страны, где оно ограничивается вопросами личного статуса мусульман. Эти системы строятся на взаимодействии исламского права с правовыми институтами европейского типа в различном сочетании.
В наше время сложилось современное исламское право, отличающееся от традиционного. Ведущим юридическим источником современного варианта исламского права выступает нормативный правовой акт (исламское законодательство). Однако такую роль продолжает играть и доктрина, которая также является историческим источником исламского законодательства и иногда выступает субсидиарным источником права в случае молчания закона. Для современного исламского права характерен отказ от связанности определённым толком фикха. Теперь материальные нормы исламского права применяются судами, которые по своей организации и процессуальным правилам существенно отличаются от традиционных шариатских судов. Связь многих норм современного исламского права с их религиозными источниками ослабевает. Некоторые его институты модифицируются под влиянием общемировых тенденций эволюции современной правовой культуры.
Отдельные институты исламского права действуют в немусульманских странах, например традиционно применяются в регулировании отношений личного статуса мусульман в ряде стран Азии и Африки. В некоторых западных государствах исламское право допускается в области имущественных и предпринимательских отношений, в регулировании работы исламских банков.
В Российской империи исламское право действовало в сфере личного статуса мусульман. В современной России его отдельные нормы предусмотрены в уставах духовных управлений мусульман и применяются шариатскими судами, функционирующими в качестве общественных институтов или структурных элементов религиозных мусульманских организаций. Некоторые институты исламского права реализуются в работе исламских банков и других предпринимательских структур, в исламском страховании. Действующее российское законодательство не исключает обращения к положениям исламского права по вопросам, регулируемым диспозитивными нормами закона, в деятельности третейских судов и арбитражных учреждений, а также в процедуре медиации.