Медиация (в праве)
Медиа́ция (англ. mediation; лат. mediatio – посредничество, от medio – делить пополам, посредничать), один из способов альтернативного разрешения споров (АРС / ADR – alternative dispute resolution), заключающийся в добровольном урегулировании преимущественно частноправового спора его сторонами посредством проведения переговоров при участии привлечённого посредника (медиатора), который при применении коммуникативных техник способствует принятию сторонами взаимоприемлемого медиативного соглашения.
Становление современной медиации является одним из итогов проведённой в апреле 1976 г. Конференции Паунда (в честь Р. Паунда), в рамках которой профессор Гарвардской школы права Ф. Сандер обосновал необходимость создания многофункциональных центров (multi-door center), в которых наряду с традиционной судебной процедурой разрешения споров участникам предоставлялся бы выбор альтернативных юрисдикционных процедур разрешения и неюрисдикционных процедур урегулирования споров (Ковач. 2013. С. 19).
В развитых зарубежных правопорядках, в особенности в США (Носырева. 2001. С. 24–25) и Великобритании, медиация является довольно распространённым институтом альтернативного урегулирования споров, популярность которого объясняется частными началами процедуры, договорной природой медиативного соглашения и процессуальной экономией. Так, выделяют 6 факторов, объясняющих востребованность процедуры медиации в зарубежных правопорядках: стороны осознают непредсказуемость результата судебного разбирательства; судопроизводство и подготовка к судебному разбирательству являются дорогостоящими и эмоционально некомфортными процедурами; в судебном разбирательстве принимают участие обычно не сами стороны, а их представители, в меньшей степени склонные к добровольному урегулированию спора; окончательное решение по делу обычно предполагает победу без компромисса лишь одной стороны; разбирательство в суде проходит в условиях гласности, т. е. за ходом процесса может наблюдать всё общество, что приводит к нарушению конфиденциальности; разбирательство является «частной войной», что приводит к нарушению партнёрских отношений сторон (Эндрюс. 2012. С. 373–374).
21 мая 2008 г. с целью интенсификации применения процедуры медиации и создания условий для единообразного правового регулирования в странах Европейского союза была принята Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» (Страсбур). Согласно ст. 3 указанной Директивы медиация – это организованный процесс, как бы он ни назывался, в котором две или более стороны пытаются добровольно достигнуть разрешения своего спора с помощью посредника. Этот процесс может быть начат сторонами, предложен или назначен судом либо предписан правом государства. Положения Директивы были имплементированы в национальное законодательство стран – участниц ЕС.
В российской правовой системе институт медиации закреплён Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (Закон о медиации). Положения указанного закона во многом схожи как с Директивой № 2008/52/ЕС, так и Единообразным законом США о медиации 2001 г. Несмотря на неоднократное изменение правового регулирования процедуры медиации, расширение критериев медиабельности споров, появление интегрированной в судебную систему процедуры медиации (судебного примирения) (Трезубов. 2020. С. 90) в 2019 г., до сих пор процедура медиации в России не приобрела популярности и не применяется широко (История и современные тенденции. 2019. С. 252–254).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о медиации процедура медиации представляет собой «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». С участием медиатора могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона о медиации).
Процедура медиации применяется в спорах, участники которых обладают автономией воли и равноправны в спорном материальном правоотношении. Эти споры не должны затрагивать права и законные интересы третьих лиц, также недопустимо, чтобы процедура медиации каким-либо образом затрагивала публичные интересы (ч. 5 ст. 1 Закона о медиации). Поэтому возможность урегулирования спора, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, имеет существенные ограничения, т. к. свобода поведения должностных лиц и органов власти в таких видах судопроизводства не может выходить за пределы соответствующей административной процедуры, из которой возник спор.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о медиации).
Принципы добровольности, сотрудничества и равноправия сторон процедуры медиации последовательно реализуются в первую очередь в договорном регулировании процесса примирения. Процедура медиации предполагает наличие трёх соглашений лиц, участвующих в спорном правоотношении, – соглашение о применении процедуры урегулирования спора с участием посредника, или медиативная оговорка (закрепляет намерение урегулировать спор с участием посредника); соглашение о проведении процедуры (устанавливает срок и порядок проведения процедуры медиации) и медиативное соглашение (итог примирения, которым исчерпывается конфликт в правоотношении, по своей природе является гражданско-правовым договором) (Аболонин. 2014. С. 257).
Принцип конфиденциальности предполагает, что никакие сведения о фактах, ставшие известными в процессе урегулирования спора с участием посредника, не могут иметь доказательственного значения при рассмотрении судом этого же или иного дела. Более того, за разглашение информации, ставшей известной медиатору в связи с проведением процедуры медиации, посредники несут гражданско-правовую ответственность (ст. 17 Закона о медиации). Продолжением реализации этого принципа является и свидетельский иммунитет медиатора [п. 1 ч. 3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ); ч. 5.1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ); п. 1.1 ч. 3 ст. 51 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)]. При этом разглашение сведений, ставших известным медиатору, может быть осуществлено с согласия сторон (ч. 2 ст. 5 Закона о медиации).
Принцип беспристрастности и независимости медиатора влияет как на организационные особенности проведения процедуры урегулирования спора, так и на выбор фигуры медиатора. Медиатор не должен находиться в организационной, функциональной или иной прямой либо косвенной зависимости от сторон спора. Задача медиатора сводится лишь к созданию условий для проведения процедуры примирения. В силу ст. 11 Закона о медиации медиатор не вправе ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение или умалять права и законные интересы участников процедуры. Также медиатор не вправе без специальной договорённости сторон вносить предложения об урегулировании спора. Медиатор не осуществляет правового консультирования и не несёт ответственности за действительность заключённого по итогам процедуры медиативного соглашения. По смыслу действующего законодательства посредник должен лишь создать условия для примирения сторон и быть максимально индифферентным по отношению к спору. Согласно ст. 2 Европейского кодекса поведения медиаторов медиатор не должен действовать или, начав работу, должен приостановить деятельность при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Такими обстоятельствами могут быть личные или деловые отношения медиатора с одной из сторон, финансовая и иная прямая или косвенная заинтересованность медиатора в результате медиации, наличие факта сотрудничества медиатора или любого другого работника его же компании с одной из сторон в каком-либо качестве помимо медиации.
Закон о медиации выделяет следующие виды медиации: внесудебную и судебную, профессиональную и непрофессиональную.
Внесудебная процедура медиации проводится с целью урегулирования спора, требование по которому ещё не разрешается в судебном или арбитражном порядке. Законом о медиации не установлены специальные профессиональные или образовательные цензы для медиатора, привлекаемого со стороны для проведения внесудебной процедуры медиации (ч. 2 ст. 15 Закона о медиации).
Судебная процедура медиации применяется с целью урегулирования сторонами спора по их взаимному заявлению уже после возбуждения производства по делу судом или третейским судом.
Судебная медиация в РФ может осуществляться медиаторами только на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о медиации), и к фигуре такого медиатора предъявляются требования о наличии высшего образования, получении дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации и достижении минимального возраста в 25 лет. Профессиональными медиаторами также могут быть судьи, пребывающие в отставке, при условии включения их в соответствующие списки советами судей субъектов РФ (ч. 1.1 ст. 16 Закона о медиации).
Кроме того, судебную медиацию подразделяют на ассоциированную (проводится вне суда независимым по отношению к суду частным медиатором) и интегрированную (проводится в здании суда непосредственно судьёй, сотрудником аппарата суда или специально привлекаемым судом медиатором) модели медиации (Альтернативное разрешение споров. 2019. С. 143). Вариант интегрированной в судебную систему модели медиации представлен сегодня в российском цивилистическом процессе институтом судебного примирения (ст. 153.6 ГПК РФ, ст. 138.5 АПК РФ, ст. 137.6 КАС РФ).