Тег

Обычаи

Обычаи
Найденo 22 статьи
История
Социальные институтыСоциальные институты
Тайный союз
Та́йный сою́з, первобытный социальный институт, возникший на основе мужских союзов (реже – женских союзов). Выполнял функции социальной регуляции и управления, был одним из механизмов формирования потестарной организации (ранних форм политической власти), а также общественной и имущественной дифференциации. Тайные союзы защищали собственность и привилегии своих членов как прямым террором по отношению к непосвящённым, так и воздействием на них эзотерическими ритуалами, носившими устрашающий характер. Деятельность союзов окутывалась атмосферой тайны, они имели свою мифологию, связанную с культом предков, особый язык и ритуальные костюмы с масками. Наиболее широкое распространение тайные союзы получили у народов Меланезии, Северной Америки, Западной и Экваториальной Африки, где они превратились в мощные межобщинные и межэтнические организации, осуществлявшие судебно-полицейские и другие раннеполитические функции.
Социальные институты
Дук-дук
Дук-дук, тайный союз у меланезийского народа толаи (о. Новая Британия), существовавший во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Ключевая особенность организации – атмосфера тайны, которая окутывала все ритуалы, а также знания о союзе. Исследователи (Р. Паркинсон, Й. Пфайль, С. А. Токарев) полагают, что организация выполняла скорее социальную, нежели сакральную функцию: поддерживала иерархию в обществе. Традиции, связанные с союзом Дук-дук, стали постепенно исчезать после Первой мировой войны. В начале 21 в. они возрождаются как зрелищное мероприятие для туристов.
Толаи. Мужчины в костюмах тайного мужского союза дук-дук
Орудия труда, предметы быта
Русская печь
Ру́сская печь, разновидность печи, устройство для отопления, приготовления пищи, место для сна членов семьи, в отдельных случаях – для санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий. Распространена на территории Восточной Европы, на Урале и в Сибири. Сформировалась в центральной и северной частях Руси к середине 2-го тыс. н. э. Отличается от других печей (каменка, «голландка», овинная печь) многофункциональностью горнила и устья, что избавляет от дополнительных пристроек к основному сооружению и приспособлений (например, котлов). Наличие печи дало название русскому жилищу [слово «изба» («истьба», «истобка») происходит от слова «истопить»] и конструктивно определяет интерьер избы. С 1-й половины 20 в. русская печь постепенно исчезала в городах; в 1960-е гг. произошёл отказ от печей в крупных сельских населённых пунктах; 1980-е гг. – окончательный отказ от русской печи в сельской местности в пользу дровяных плит со щитками; 2000-е гг. – переход в отдельных местностях на газовое отопление.
Русская печь с припечком и лежанкой (слева)
Социальные институты
Эздел
Э́здел, у ингушей – свод морально-этических правил поведения, неписанный кодекс норм, в том числе речевых. В ингушской культуре эздел имеет 2 основных значения: 1) благородство, вежливое поведение: «эздий саг» (лит. – благородный человек, буквально – соблюдающий эздел человек) обозначает воспитанного, хорошего человека; 2) соблюдение традиций ингушского народа. «Эздий саг» – это также тот, кто ведёт себя по-ингушски.
Почитание старших. Ингушские старейшины и молодёжь
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Охота за головами
Охо́та за голова́ми, архаический воинский ритуал добычи, хранения и почитания голов (черепов) убитых врагов. Имеет общие истоки с человеческим жертвоприношением и ритуальным каннибализмом. В основе его лежит представление о жизненной силе, содержавшейся в голове поверженного врага. Считалось, что, овладев головой и проведя над ней определённые обряды, можно обезопасить мстительную душу врага и стать хозяином этой силы (сходные ритуалы проводились и с головами добытых на охоте животных). Охота за головами была тесно связана с культом предков (в т. ч. с культом их голов), системой возрастных классов и военной организацией, кровной местью. Была характерна для некоторых народов Южного Китая, Северо-Восточной Индии и Индокитая, Филиппин, Индонезии, Меланезии, Микронезии, Полинезии; в этих регионах охота за головами местами сохранялась до 2-й половины 20 в. По мнению ряда учёных, она из материковой Азии распространилась по Индонезии, Океании и в Америке.
Процессия с трофейными головами у майя
Украшение, модификация тела
Татуировка
Татуиро́вка, распространённый вид соматических модификаций, заключающийся в создании изображений на человеческом теле путём введения под кожу красящих пигментов естественного или искусственного происхождения. Встречается в археологических памятниках халколита, в Древнем Египте. Среди современных народов распространена у полинезийцев, японцев, ханты, манси, чукчей, а также у различных гомогенных субкультурных групп населения Европы.
Процесс нанесения татуировки. Россия
Украшение, модификация тела
Пейсы
Пе́йсы, неподстриженные волосы на висках, традиционный элемент причёски религиозного еврея. Ашкеназы произносят это слово как «пейс» (на идише); в этой форме оно вошло в русский язык (пейсы). В отличие от обычая (видимо, относительно позднего) покрывать голову, предписание не стричь волосы на висках является именно заповедью, т. е. сакральным установлением: запрет стричь бороду и волосы на висках встречается уже в Торе (Пятикнижии Моисеевом) в книге Левит.
Евреи. Мужчина молится у Стены Плача
Пища
Йопо
Йо́по, галлюциногенный порошок из семян дерева анаденантеры иноземной (Anadenanthera peregrina, или Piptadenia peregrina). Используется в ритуальных целях коренными народами Амазонии, Оринокии, Карибских о-вов, а также некоторых других районов Южной Америки. В Российской Федерации получаемые из Anadenanthera peregrina вещества включены в качестве наркотических средства в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю (оборот запрещён). В странах Южной Америки право коренных народов на использование йопо никак не регулируется.
Высохшие стручки дерева Anadenanthera peregrina
1
2
3