#ОбычаиОбычаиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегОбычаиОбычаиНайденo 26 статейМагические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики ЛимпиаЛи́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.Праздники День мёртвыхДень мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).Персонажи, образы Культурный геройКульту́рный геро́й, персонаж мифов, участвующий в создании мира, человека и его культуры, борющийся с хаосом и его персонификациями, совершающий подвиги на благо человечества. Культурный герой чаще мужчина, но может быть и женщиной – героиней. В этиологических мифах разных народов культурный герой – один из типов творца, наряду с демиургом и первопредком. В отличие от демиурга, культурный герой обычно не создаёт вселенную и человека, но имеет дело с уже созданным мирозданием, в котором он устанавливает порядок. В отличие от первопредка культурный герой не порождает людей, но «доделывает» их. Культурный герой добывает (находит, похищает у первоначальных хранителей) и передаёт людям предметы культуры (огонь, орудия труда и т. п.), средства существования (культурные растения, домашний скот), обучает людей навыкам добывания и приготовления пищи, строительства жилищ; ремёслам, искусствам; учреждает традиции, социальную организацию, брачные нормы, магические предписания, ритуалы и т. п.Божества СемиесСеми́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.Социальные институты Тайный союзТа́йный сою́з, первобытный социальный институт, возникший на основе мужских союзов (реже – женских союзов). Выполнял функции социальной регуляции и управления, был одним из механизмов формирования потестарной организации (ранних форм политической власти), а также общественной и имущественной дифференциации. Тайные союзы защищали собственность и привилегии своих членов как прямым террором по отношению к непосвящённым, так и воздействием на них эзотерическими ритуалами, носившими устрашающий характер. Деятельность союзов окутывалась атмосферой тайны, они имели свою мифологию, связанную с культом предков, особый язык и ритуальные костюмы с масками. Наиболее широкое распространение тайные союзы получили у народов Меланезии, Северной Америки, Западной и Экваториальной Африки, где они превратились в мощные межобщинные и межэтнические организации, осуществлявшие судебно-полицейские и другие раннеполитические функции.Социальные институты ТаматеТама́те, сеть тайных мужских союзов у австронезийского народа мота (о-ва Банкс, Вануату). Основной функцией союзов было поддержание сегментарной модели деления общества, с предоставлением особых прав членам каждого из них. Их роль в социальной жизни была намного выше, нежели в сакральной. К началу 21 в. прекратили существование.Социальные институты Дук-дукДук-дук, тайный союз у меланезийского народа толаи (о. Новая Британия), существовавший во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Ключевая особенность организации – атмосфера тайны, которая окутывала все ритуалы, а также знания о союзе. Исследователи (Р. Паркинсон, Й. Пфайль, С. А. Токарев) полагают, что организация выполняла скорее социальную, нежели сакральную функцию: поддерживала иерархию в обществе. Традиции, связанные с союзом Дук-дук, стали постепенно исчезать после Первой мировой войны. В начале 21 в. они возрождаются как зрелищное мероприятие для туристов.Орудия труда, предметы быта Русская печьРу́сская печь, разновидность печи, устройство для отопления, приготовления пищи, место для сна членов семьи, в отдельных случаях – для санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий. Распространена на территории Восточной Европы, на Урале и в Сибири. Сформировалась в центральной и северной частях Руси к середине 2-го тыс. н. э. Отличается от других печей (каменка, «голландка», овинная печь) многофункциональностью горнила и устья, что избавляет от дополнительных пристроек к основному сооружению и приспособлений (например, котлов). Наличие печи дало название русскому жилищу [слово «изба» («истьба», «истобка») происходит от слова «истопить»] и конструктивно определяет интерьер избы. С 1-й половины 20 в. русская печь постепенно исчезала в городах; в 1960-е гг. произошёл отказ от печей в крупных сельских населённых пунктах; 1980-е гг. – окончательный отказ от русской печи в сельской местности в пользу дровяных плит со щитками; 2000-е гг. – переход в отдельных местностях на газовое отопление.Социальные институты ЭзделЭ́здел, у ингушей – свод морально-этических правил поведения, неписанный кодекс норм, в том числе речевых. В ингушской культуре эздел имеет 2 основных значения: 1) благородство, вежливое поведение: «эздий саг» (лит. – благородный человек, буквально – соблюдающий эздел человек) обозначает воспитанного, хорошего человека; 2) соблюдение традиций ингушского народа. «Эздий саг» – это также тот, кто ведёт себя по-ингушски.Религиозные ритуалы, обряды, практики Охота за головамиОхо́та за голова́ми, архаический воинский ритуал добычи, хранения и почитания голов (черепов) убитых врагов. Имеет общие истоки с человеческим жертвоприношением и ритуальным каннибализмом. В основе его лежит представление о жизненной силе, содержавшейся в голове поверженного врага. Считалось, что, овладев головой и проведя над ней определённые обряды, можно обезопасить мстительную душу врага и стать хозяином этой силы (сходные ритуалы проводились и с головами добытых на охоте животных). Охота за головами была тесно связана с культом предков (в т. ч. с культом их голов), системой возрастных классов и военной организацией, кровной местью. Была характерна для некоторых народов Южного Китая, Северо-Восточной Индии и Индокитая, Филиппин, Индонезии, Меланезии, Микронезии, Полинезии; в этих регионах охота за головами местами сохранялась до 2-й половины 20 в. По мнению ряда учёных, она из материковой Азии распространилась по Индонезии, Океании и в Америке. 123