Правила дорожного движения
Пра́вила доро́жного движе́ния (ПДД), основной нормативный правовой акт, устанавливающий единый порядок дорожного движения на всей территории государства, права и обязанности участников дорожного движения в целях обеспечения порядка и безопасности движения. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им.
Историческая справка
Первые попытки правового регулирования дорожного движения в России относятся к 17–18 вв. Так, с 1784 г. стали действовать правила под названием «Извозчичий билет». Документ содержал 28 пунктов и являлся нормативным актом в области дорожного движения. Правила содержали рекомендации для движения по улице, по проезду перекрёстков, мостов (Косинский. 2011. С. 118).
В РСФСР первые ПДД были утверждены в 1920 г. Декретом СНК РСФСР «Об автодвижении по городу Москве и её окрестностям (правила)». В 1927 и 1937 гг. в Советском Союзе принимались стандарты дорожных знаков.
Первые единые для всей территории Советского Союза ПДД были утверждены приказом МВД СССР от 11 января 1960 г. № 25 «Правила дорожного движения по улицам и городам Союза ССР».
Правовое регулирование правил дорожного движения в России
В Российской Федерации действующие ПДД утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
Предметом правового регулирования ПДД является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах обустроенных или приспособленных и используемых для движения транспортных средств полос земли либо поверхностей искусственных сооружений (Слышалов. 2011. С. 21–24).
ПДД регламентируют права и обязанности участников дорожного движения; порядок расположения транспортных средств на проезжей части; маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд, остановку и стоянку; перевозку людей и грузов; применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки; проезд перекрёстков, железнодорожных переездов; движение по автомагистралям, в жилых зонах; разрешённую для автомагистралей и населённых пунктов безопасную скорость движения и др.
Важную часть ПДД составляет перечень технических требований, которым должны отвечать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, а также требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, к прогону животных.
За нарушение ПДД законодательством РФ предусмотрено несколько видов юридической ответственности: административная; гражданско-правовая; уголовная и дисциплинарная. Основными законодательными актами, которыми регулируются виды и меры ответственности, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Гражданский и Трудовой кодексы РФ.
Сущность указанных видов ответственности заключается в следующем. Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на водителей как участников дорожного движения, являющихся работниками транспортных организаций, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность возникает в случае, если в результате нарушения Правил третьим лицам был причинён вред жизни, здоровью или имуществу (включая моральный вред), и выражается в денежном возмещении причинённого вреда.
Административная и уголовная ответственность наступают за нарушение предусмотренных КоАП РФ и УК РФ составов административных правонарушений и преступлений.
Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возложена на Министерство внутренних дел РФ и выполняется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Указанная государственная функция осуществляется на основе административного регламента МВД России, утверждённого Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664.
Правовое регулирование правил дорожного движения в зарубежных государствах
В иностранных государствах, так же как и в России, действуют национальные ПДД. Однако если в России Правила имеют правовую форму постановления Правительства РФ, то за рубежом принимаются законы о дорожном движении, в том числе имеющие кодифицированный характер, и иные нормативные правовые акты.
В США в каждом штате действует собственный закон, регулирующий дорожное движение. Например, в штате Нью-Йорк принят Закон о транспортных средствах и дорожном движении (New York Laws). Вместе с тем в качестве национального стандарта регулирования дорожного движения Федеральным агентством автомобильных дорог США опубликовано «Руководство о методах регулирования дорожного движения» (The Manual on Uniform Traffic Control Devices). Целью данного документа является обеспечение единообразия устройств управления дорожным движением, включая знаки, сигналы и дорожную разметку, повышение безопасности и эффективности дорожного движения на улицах и автомагистралях (Официальный сайт The Manual on Uniform Traffic Control Devices).
Законы (кодексы) о дорожном движении также приняты в Австрии (Bundesrecht konsolidiert), Португалии (Republicação do Código da Estrada. 1994), Бразилии (Código de Trânsito Brasileiro. 1997), Германии (Straßenverkehrs-Ordnung. 2013) и других государствах.
Международно-правовое регулирование правил дорожного движения
На международном уровне первая попытка юридической регламентации правил международного передвижения автомобилей была предпринята в 1909 г. С 5 по 11 октября 1909 г. в Париже проходила международная конференция, участие в которой приняли многие европейские государства, в том числе и Российская империя. Итогом работы стало принятие Международной Конвенции относительно передвижения автомобилей. Данный документ впервые устанавливал условия допуска автомобилей к передвижению по общественным дорогам, условия допуска лиц к управлению автомобилем, выдачу международных дорожных свидетельств, ввёл 4 дорожных знака.
С целью обсуждения изменений, подлежащих внесению в Конвенцию относительно передвижения автомобилей, в апреле 1926 г. в Париже была организована новая конференция. 24 апреля 1926 г. была принята Международная конвенция относительно автомобильного движения. Обновлённая конвенция более подробно регламентировала технические требования к допуску автомобилей к движению, подготовке водителей автомобилей, заменила круглую форму дорожных знаков на треугольную и ввела два новых дорожных знака.
Несмотря на принятие новой конвенции, между государствами отсутствовала стандартизация дорожных знаков по цветам, которые варьировались от тёмных на светлом фоне до светлых на тёмном фоне. Для разрешения данного вопроса 30 марта 1931 г. в Женеве была подписана Конвенция об унификации дорожной сигнализации, которая установила 26 дорожных знаков (Ясникова. 2022. С. 59–60).
19 сентября 1949 г. в Женеве на Конференции ООН по дорожному движению была подписана Международная Конвенция о дорожном движении, которая отменила и заменила в отношениях между договаривающимися сторонами Международную конвенцию относительно автомобильного движения 1926 г. (ст. 30 Конвенции 1949), а также Протокол о дорожных знаках и сигналах.
Следующим этапом в становлении основ международно-правового регулирования отношений в области дорожного движения стало подписание в Вене 8 ноября 1968 г. Конвенции о дорожном движении, а также Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Указанные международные договоры отменили и заменили ранее принятую Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 г. (ст. 48 Конвенции о дорожном движении 1968).
На 14 марта 2023 г. сторонами Конвенции о дорожном движении являются 88 государств. Союз ССР Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII ратифицировал Конвенцию о дорожном движении с оговоркой и заявлениями. Российская Федерация как правопреемник СССР стала участницей данного соглашения.
Основной целью принятия Конвенции о дорожном движении стало упорядочение международного дорожного движения и повышение безопасности на дорогах путём принятия единообразных правил движения (преамбула конвенции). Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 3 Конвенции о дорожном движении государства-участники должны принимать необходимые меры для того, чтобы действующие на их территории ПДД соответствовали положениям главы II.
Таким образом, ПДД, принятые в том или ином государстве, участвующем в Конвенции о дорожном движении, должны быть стандартизированы и унифицированы в соответствии с положениями главы II.
Тем не менее в правовом регулировании правил дорожного движения разных государств существуют отличия в следующих аспектах:
ограничение скоростного режима;
требования к максимально допустимому уровню алкоголя в крови;
требования к использованию мобильных телефонов в процессе управления транспортным средством;
требования к использованию ближнего света в дневное время;
требования к перевозке в транспортном средстве детей и др. (Нгуен Тхи Тху Хоай. 2019. С. 23).
Например, согласно п. 10.2. ПДД России максимальная скорость движения в населённых пунктах – 60 км/ч. В свою очередь в Австрии установлено правило, в соответствии с которым водитель транспортного средства не может двигаться со скоростью более 50 км/ч в населённых пунктах [п. 2 § 20 Закона о дорожном движении 1960 г. (Bundesrecht konsolidiert)].
Основополагающим различием в правилах дорожного движения того или иного государства остаётся порядок такого движения. Так, в Великобритании, Австралии, Японии, Индии и некоторых других странах установлено левостороннее движение, а в России, США, Бразилии – правостороннее.
Поскольку правила дорожного движения являются основополагающим, главным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения выступает в качестве цели, обусловливающей необходимость не только установления правил дорожного движения в конкретном государстве, но и их унификации на международном уровне.