Приват-доцент
Прива́т-доце́нт (нем. Privatdozent), звание внештатного преподавателя университета, осуществляющего чтение лекций. Институт приват-доцентов впервые возник в Германии в 18 в. и впоследствии получил распространение в ряде других европейских стран, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (Австрия, Швейцария), в том числе в Российской империи.
Приват-доцент в немецкой системе образования
Институт приват-доцентуры является отличительной особенностью немецкой системы высшего образования с момента начала его формирования в 18 в. до настоящего времени, проявляющейся в одновременном наличии в немецких университетах 2 категорий преподавателей: штатных – профессоров и адъюнктов и внештатных – приват-доцентов.
В начале 19 в. в Германии произошла реформа системы университетов, в результате которой усилились централизация и надзор со стороны административно-государственного аппарата в лице Министерства культуры. В отношении лиц, занимающих должности профессора или адъюнкт-профессора в немецком университете, устанавливался особый государственный контроль, выраженный в возможности судебного преследования данных лиц за действия и поведение как в общественной, так и в частной жизни. Подобное воздействие обусловливалось тем, что данные звания относились к государственной службе; преподавательская деятельность осуществлялась за плату из государственного бюджета; лица имели доступ к университетскому самоуправлению и занимали особое положение в немецком обществе, предоставляющее им отдельные преимущества.
Обратная ситуация сложилась в отношении приват-доцентов. Они не являлись государственными служащими и не получали жалованье, осуществляя свободное и независимое преподавание. Лишь посредством «частных» лекций, оплачиваемых студентами самостоятельно, они могли обеспечивать свою жизнь. Приват-доценты находились в определённой зависимости от мнения профессоров, их личного авторитета и особого социального статуса.
Первоначально основной задачей приват-доцентов являлось оказание содействия высшему профессорскому составу в преподавательской деятельности. К концу 19 в. ситуация изменилась – на них стали возлагаться практически все функции профессорско-преподавательского состава, что вызвало потребность пересмотра их правового статуса в сторону улучшения. Однако положение лишь ужесточилось, когда законом 1898 г. было установлено судебное преследование приват-доцентов, предпосылкой которого было участие отдельных лиц в оппозиционных политических партиях.
Указанные обстоятельства приводили к накалению и обострению ситуации в академическом сообществе и расколу между консервативными профессорами, олицетворяющими культуру и дух Германии, и либеральными реформаторами – приват-доцентами (Рингер. 2008. С. 46–47, 49, 616).
В современной Германии звание приват-доцента также существует. Немецкие университеты активно используют труд «частных» лекторов, осуществляющих чтение лекций без оплаты труда, заполняя имеющиеся в преподавании пробелы и обеспечивая его непрерывность. В новостных источниках существующее положение подвергается критике и обсуждению (Laube. 2012; Pape. 2010)
Приват-доцент в российской системе образования
Российская империя восприняла немецкую модель системы высшего университетского образования, в том числе систему званий преподавательского состава.
Первые предпосылки введения данного звания в Российской империи возникли в начале 19 в. Уставом Дерптского университета 1804 г. впервые предусматривалась возможность чтения лекций внештатными преподавателями. По уставу приват-доцентом могло стать лицо, получившее одну из учёных степеней Российской империи (Пискунов. Как стать российским приват-доцентом? 2015. С. 244). Однако устав не содержал наименования «приват-доцент», поэтому говорить о полноценном появлении данного звания можно только условно, на основании общего сходства в положении таких преподавателей с немецкими приват-доцентами (Пискунов. 2014. С. 100).
С принятием положения от 28 июня 1843 г. «О разрешении иметь доцентов при С.- Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском университетах» институт приват-доцентуры получил дальнейшее распространение в российских университетах. Данный документ разрешал допускать к чтению лекций «особых преподавателей со званием Доцентов», не входящих в штат университета, после представления ими диссертации pro venia legendi. Приват-доценты не получали жалование, однако советы университетов имели право ходатайствовать о вознаграждении их труда из денежных средств университетов.
Согласно Записке, прилагаемой к указанному положению, целью распространения института приват-доцентуры стала необходимость формирования особой группы преподавателей, которые в будущем смогли замещать звания профессоров. Признавая, что в университетах отсутствуют достойные кандидаты для замещения вакансий адъюнктов и профессоров, введение звания «сверхштатных преподавателей» позволило бы избирать лиц, ставших уже известными своими знаниями и навыками преподавания, не только для замещения вакантных мест, но и для направления за границу.
В связи с тем, что данный акт не содержит термина «приват-доцент», формально данного звания в период с 1804 до 1863 гг. не существовало (Пискунов. 2014. С. 100).
Полноценное оформление института приват-доцентуры произошло в 1863 г. с изданием Университетского устава 1863 г. (устав 1863), устанавливающего возможность для факультетов иметь неограниченное количество приват-доцентов (§6 устава 1863). Приват-доценты рассматривались как средство, способствующее обновлению профессорского состава университетов: «Допущение посторонних лиц к чтению лекций в звании приват-доцента представляется наиболее лучшим средством для устройства рассадника профессоров, главнейшим средством для замещения кафедр и самым действенным способом против застоя и апатии» (Демидов. 2018. С. 595). Кандидат на должность приват-доцента должен был представить и публично защитить диссертацию по отделению факультета, на котором он планировал преподавать (§68 устава 1863). Дополнительным требованием выступало также публичное прочтение двух пробных лекций по двум темам, одна из которых назначалась факультетом, а другая выбиралась кандидатом самостоятельно. При соблюдении обоих условий кандидат в приват-доценты допускался советом университета к чтению лекций.
Непосредственная задача приват-доцента состояла в чтении лекций. Однако, в отличие от немецкой модели, важной задачей введения должности приват-доцента в России стало формирование особой группы преподавателей, замещающих профессорский состав, что служило бы мощным стимулом развития науки и преподавания (Пискунов. 2014. С. 98–101).
Также приват-доцент был вправе участвовать в факультетском собрании с правом голоса, но лишь по вопросам, касающимся преподаваемой науки, и при испытаниях на учёную степень кандидата или на звание студента (§10 устава 1863). Оплата труда приват-доцентам не полагалась. Однако советы университетов могли по представлениям факультетов выдавать им из специальных средств университета вознаграждение, соразмерное труду (§74 устава 1863).
Университетский устав 1884 г. (устав 1884) привнёс немало изменений в звание приват-доцента. Устав 1884 упразднял штатную доцентуру и устанавливал приват-доцентуру как основной источник пополнения профессорского корпуса (Демидов. 2018. С. 595).
Уставом 1884 предусматривалось расширение круга лиц, которые могут стать приват-доцентами. Такое звание могли получить не только молодые учёные, имеющие учёную степень, но и «профессора других высших учебных заведений, а также лица, приобретшие известность своими учеными трудами…». Для этого им было необходимо прочесть пробную лекцию и получить разрешение министра народного просвещения. Также звание приват-доцента могли получить лица, выдержавшие испытания на степень магистра, но ещё не защитившие диссертацию, и закончившие университет не менее чем за 3 года до получения звания, после двух пробных лекций и получившие свидетельство на право преподавания в звании приват-доцента от факультета (п. 109 устава 1884).
Приват-доценты получали вознаграждение из специальной штатной суммы. Размер вознаграждения определялся министром народного просвещения на основании предоставленного ему ходатайства собрания факультета, или по представлению попечителя, или по усмотрению министра (п. 112 устава 1884).
За приват-доцентами устанавливалось наблюдение со стороны декана или ректора университета. За неблагонадёжность при осуществлении преподавательской деятельности приват-доценту делались «напоминания», а при последующем нарушении он отстранялся от чтения лекций. В случае, если приват-доцент не осуществлял преподавательскую деятельность в течение полугода, он считался сложившим с себя звание.
Октябрьская революция 1917 г. внесла коренные изменения в существование звания приват-доцентов. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учёных и высших учебных заведений Российской республики» приват-доценты упразднялись. Предусматривалось, что лица, которые были в звании приват-доцентов не менее 3 лет или состояли в этом звании, будучи одновременно профессорами других высших учебных заведений, или были зачислены в состав приват-доцентов из бывших профессоров, или состояли не менее 3 лет преподавателями высших технических учебных заведений, переводились с 1 октября 1918 г. в состав профессоров по соответственным кафедрам тех высших учебных заведений, где они состояли приват-доцентами или преподавателями (п. 3). Лица, не подпадающие под данные условия, становились преподавателями с зачислением в штат учебного заведения (п. 4).
Таким образом, звание приват-доцента не получило дальнейшего развития в системе советских и российских университетов, в отличие от Германии, сохранившей преемственность исторического института приват-доцентуры.