Психологическая школа права
Психологи́ческая шко́ла пра́ва, направление в юридической науке, основанное на представлениях о праве как психическом явлении. Возникло на рубеже 19–20 вв. Представители психологической школы права: Г. Лебон, Г. Тард, В. Вундт (Германия) и др. Наиболее основательное развитие психологическая школа права получила в трудах Л. И. Петражицкого, который исходил из того, что право и мораль – психические феномены, которые различаются между собой по типу эмоций. Под правом, «в смысле особого класса реальных феноменов», Петражицкий понимал те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер и на этом основании выделял: право позитивное («нормы, веления, запреты, обращённые к лицам, подчинённым праву и правоотношениям») и право интуитивное – сумму императивно-атрибутивных переживаний индивидов; право официальное, которое пользуется поддержкой и защитой государства и включает в себя право позитивное, и право неофициальное («неначальственное»), упорядочивающее социальные конфликты частными, приватными средствами и методами.
Представители психологической школы права полагали, что законы психологии определяют законы социологии, политики, истории, ибо психологические законы более общие, значимые, нежели иные закономерности, и что психическое детерминируется только и единственно психическим. На основании этого строились разнообразные концепции права в рамках психологической школы права. Согласно Тарду, в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Дж. Франк (США) утверждал, что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т. п.). Согласно А. Россу (Швеция), в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов.
Психологическая школа права оказала значительное влияние на развитие представлений о праве как в России, так и за рубежом. В России «петражицкизм» был ведущим направлением правовой политики Советского государства. Многие идеи психологической школы права были восприняты американской социологической юриспруденцией (концепция «свободного судейского усмотрения» как одного из способов реализации правовых эмоций). Психологическое понимание права характерно для правового реализма.