Томпсон Джон (музыкальное искусство)
То́мпсон Джон (англ. John Thompson; кит. Тан Шичжан, 唐世璋) (род. 31.5.1945, место рождения не установлено), американский музыковед-китаист, исполнитель музыки для гуциня.
Биографическая сведения
Сын писателя Фрэнсиса Джона Томпсона (1907–1989). В 1953 г. семья переехала в г. Тампа (штат Флорида), где отец преподавал английский язык в университете.
В детстве учился игре на фортепиано и скрипке, пел в церковном хоре. Окончил Епископальную приходскую школу Святого Иоанна в Тампе (St. John’s Episcopal School; 1960), Ашвиллскую школу (Asheville school; штат Северная Каролина, 1963). В Хаверфордском колледже (Haverford college; штат Пенсильвания) изучал математику, однако постепенно переориентировался на изучение классических языков (преимущественно древнегреческого) и религиоведения; в 1967 г. окончил колледж со степенью бакалавра искусств по специальности «старинная музыка», дипломная работа посвящена музыке Венеции конца 16 в. (ранее занимался старинной музыкой в Брин-Мор-колледже – Bryn Mawr сollege; штат Пенсильвания).
По окончании колледжа находился на военной службе во Вьетнаме, работал в канцелярии. В это время изучал культуру Юго-Восточной и Восточной Азии, побывал в Японии, на Тайване, в Гонконге, Таиланде и Сингапуре; прочитав книгу Р. ван Гулика «Сведения о китайской лютне», заинтересовался музыкой гуциня. В 1972 г. получил степень магистра в области востоковедения в аспирантуре Университета штата Флорида, в 1974 г. окончил аспирантуру по этномузыкологии и китайскому языку в Мичиганском университете; в эти годы изучал также японскую музыку и игру на сямисэне.
В 1974–1976 гг. изучал классический китайский язык в Учебном центре китайского языка Тайваньского педагогического университета (Голи Тайвань шифань дасюэ, Гоюй цзяосюэ чжунсинь, 國立台灣師範大學,國語教學中心). Здесь он познакомился с одним из ведущих современных китайских музыковедов – Чжуаном Бэньли (莊本立, 1924–2001), а тот, в свою очередь, представил его Сунь Юйциню (孙毓芹, 1915–1990), ставшему учителем Томпсона. Затем Томпсон учился в Гонконге у музыканта и историка Тан Цзяньюаня (唐健垣, род. 1946), бывшего «единственным человеком за пределами Китая, который много работал над ранними табулатурами гуциня, а не просто над традицией, которая постоянно передается до настоящего времени» (My guqin work). Непродолжительное время учился у Цай Дэюнь (蔡德允, 1905–2007) – гонконгской исполнительницы на гуцине.
С декабря 1976 по январь 2001 гг. жил на о. Чэнчау, неподалёку от Гонконга. В 1980–1998 гг. работал редактором и художественным консультантом по отбору артистов для участия в Гонконгском фестивале азиатских искусств (англ. Hong Kong Festival of Asian Arts, кит. Сянган Ячжоу ишуцз, 香港亚洲艺术节), в этот период посетил Японию, Корею, Китай, Камбоджу, Малайзию, Таиланд, Бангладеш, Индию, Непал, Пакистан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Иорданию, Турцию, Израиль, Австралию, Великобританию, Францию, Германию и Канаду.
В мае 2001 г. переехал в г. Уихокен (штат Нью-Джерси, США) вместе с женой – финансистом Сюзанной Голдштейн Смит. В 2009–2011 гг. проживал в Мумбаи, до 2013 г. в Сингапуре, затем вернулся в Уихокен. В 2012–2021 гг. президент Нью-Йоркского общества циня (New York Qin society; newyorkqin.com).
Непременный участник всех крупных мероприятий, посвящённых изучению и исполнению музыки для гуциня. В их числе: академический семинар, посвящённый исследованию «Чудесных тайных нот» в Пекине («Шэньци мипу» сюэшу цзяолюхуэй, "神奇秘谱" 学术交流会 , 1992; My Shen Qi Mi Pu Project); Китайский симпозиум искусства гуциня в Чэнду («Чэнду Чжунго гуцинь ишухуэй», 成都中国古琴艺术荟; 2016); семинар, посвящённый реконструкциям «Дунгао циньпу» в Ханчжоу («Дунгао циньпу гуцинь дапухуэй», 东皋琴谱古琴打谱会, 2018).
Профессиональная деятельность
Джон Томпсон с гуцинем.Дж. Томпсон реконструировал более 300 мелодий из табулатур для гуциня, датируемых 7–17 вв. Придавая большое значение привычному для культур Азии способу преподавания и передачи наследия, при исследовании традиционных китайских пьес он предпочитает использовать западный подход. По его убеждению, наиболее точное воспроизведение древней традиции требует как аналитического, так и творческого подхода. Это, во-первых, подход музыковеда-теоретика, изучающего ладовую и мелодическую природу явления; во-вторых, взгляд историка музыки, направленный на происхождение инструмента, музыки для него, деятельность музыкантов, что требует погружения в письменные источники (в основном на классическом китайском языке); в-третьих, чутьё музыканта-исполнителя, обеспечивающее максимальную приближенность к исторически корректному исполнению. Одна из основных идей Томпсона заключается в необходимости возрождения игры на шёлковых струнах, что, по его мнению, наиболее отвечает идее исторически информированного исполнительства.
По мнению Томпсона, создание новой музыки для гуциня не противоречит старинной традиции.
Сдержанность и лаконизм исполнительского стиля Томпсона, согласно мнению специалистов, напоминает стиль игры Гуаня Пинху.
Сайт www.silkqin.com, созданный Томпсоном в 1996 г., представляет собой ресурс, не имеющий аналогов по содержанию и глубине охвата табулатурного, исторического и теоретического материала для гуциня. Здесь размещены публикации (в том числе статьи «Реконструкции», «Ритм в табулатурах циня ранней эпохи Мин», «Модальность в табулатурах циня ранней эпохи Мин»), видео- и аудиозаписи Томпсона.
Джон Томпсон. Фото: Lincoln Potter.В числе важнейших работ: реконструкция (1991) и аудиозапись (1998) сборника «Чудесные тайные ноты» («Шэньци мипу», 神奇秘谱, 1425; в 2000 г. в Гонконге опубликованы 6 CD и 3 тетради с нотной транскрипцией), CD «Музыка за пределами звука» («Music Beyond sound»; издан в 1997 в Гонконге), содержащий реконструкцию 13 пьес из сборника «Ноты для циня Чжэ[цзянской школы]: разъяснение через слова» («Чжэинь шицзы циньпу», 浙音释字琴谱; 1491) c прилагаемой к нему книгой транскрипций (Music Beyond Sound: The Transcription).
В 2019 г. в Гонконге вышел документальный фильм о Дж. Томпсоне «Музыка за пределами звука: американский мир гуциня» («Music Beyond Sound: an American’s World of Guqin»).