Чжа Фуси
Чжа Фуси́ (查阜西, пиньинь Zhā Fùxī, также Чжа Ипин, 查夷平, пиньинь Zhā Yípíng) (1895, деревня Лайсу, префектура Инин, Цзюцзянская управа, Империя Цин, ныне уезд Сюшуй, г. Шанькоу, городской округ Цзюцзян, провинция Цзянси, КНР – 1976, Пекин), китайский исполнитель на гуцине, исследователь музыки для циня (гуциня); лётчик. Наряду с У Цзинлюэ (吴景略; 1907–1987) и Гуань Пинху (管平湖; 1897–1967) признан наиболее влиятельным исполнителем на гуцине в 20 в.
С 13 лет изучал игру на гуцине, флейтах сяо и дицзы, в юности сочинял музыку для гуциня и для драмы куньцюй; предпочитал исполнять арии куньцюй и циньгэ (琴歌; пьесы для гуциня с пением). Его исполнительский стиль отличался сдержанностью, простотой и точностью.
В 1919 г. поступил в Яньтайскую военно-морскую академию (烟台海军学校; провинция Шаньдун), в 1921 г. – в Гуандунскую авиационную академию (广东航空学校), сменив специализацию с военно-морской на авиационную. В 1928–1943 гг. работал в Шанхайской евразийской авиационной корпорации (上海欧亚航空公司). С 1943 до начала 1950-х гг. исполнительный директор направления гражданской авиации и заместитель генерального директора в Центральной авиакомпании (中央航空公司) в Шанхае. В 1949 г. Чан Кайши приказал доставить все китайские коммерческие самолёты в Гонконг (Сянган), чтобы передать их Тайваню, и Чжа Фуси стал одним из высокопоставленных чиновников, отказавшихся ему подчиниться [это событие – восстание двух из трёх основных авиакомпаний Китая – вошло в историю как «Восстание двух авиакомпаний» (两航起义)]. Вероятно, благодаря этому в 1950-х гг. Чжа Фуси получил поддержку правительства Китайской Народной Республики и возможность беспрепятственно исследовать отнюдь не «массовый» инструмент гуцинь.
Чжа Фуси внёс большой вклад в восстановление и сохранение исторических материалов и табулатур для гуциня. В 1936 г. вместе с Чжан Цзыцянем и У Цзинлюэ стал одним из основателей Современной юйшаньской школы циня («Цзинь юй циньпай», 今虞山琴派). В том же году они организовали Современное юйшаньское общество циня («Цзинь юй циньшэ», 今虞琴社) в Сучжоу и Шанхае (существовало до начала «культурной революции», восстановлено в 1980). Чжа Фуси стал редактором единственного выпуска «Издания современной юйшаньской [школы] циня» («Цзинь юй цинь кань», 今虞琴刊; 1937), содержащего обзор современных обществ музыки циня, исследования коллекций гуциней и подробные сведения об исполнителях разных исторических периодов, в том числе Янь Тяньчи (严天池; 1547–1625).
В 1945–1946 гг. работал в США, читал лекции о цине в Калифорнийском университете, Национальном географическом обществе США, Вашингтонском музыкальном клубе, исследовал связанные с цинем материалы в Библиотеке Конгресса.
С 1953 г. научный сотрудник-корреспондент Института изучения национальной музыки (民族音乐研究所) при Центральной консерватории (Тяньцзинь, с 1958 – в Пекине), с 1954 г. основатель и председатель Пекинского общества изучения гуциня (北京古琴研究会); с 1959 г. декан факультета народной музыки Центральной консерватории Пекина (中央音乐学院). Среди его учеников: У Чжао (吴钊; род. 1935), Сунь Гуйшэн (孙贵生; 1937–2022), Ли Сянтин (李祥霆; род. 1940). В 1958 г. участвовал в Международной конференции по пентатонике, организованной Союзом композиторов СССР в Казани. С 1960 г. заместитель председателя Союза китайских музыкантов (中国音乐家协会).
В 1956 г. возглавил экспедицию по поиску табулатур и исторических материалов для гуциня. Впоследствии стал редактором-составителем самого полного собрания табулатур для циня начиная с эпохи Тан до падения империи Цин – «Собрания пьес для циня» («Циньцюй цзичэн», 琴曲集成; 1-е издание 1963, последняя редакция 2010 включает 30 томов). Автор исследований по истории гуциня.