Художественные лаки
Худо́жественные ла́ки, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности лаков – блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных художественных лаков – мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Художественные лаки известны со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий использовался сок лакового дерева. Китайские художественные лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, подвергаются многочисленным операциям грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских художественных лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку, тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаковых изделий характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки художественные лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в 15–17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главная составная часть котоpoгo – смола деревьев семейства кипарисовых (сандарак). В Индии распространены также нирмальские лаки – изделия из дерева или металла, покрытые т. н. золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).
Восточные художественные лаки известны в Европе с 15 в., где собственно производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17–18 вв. Европейская технология лаковых изделий (в отличие от восточной) предусматривала прессование склеенных листов бумаги или картона: их набивали на деревянные или металлические каркасы (соответственно формам изделий); сняв, пропитывали маслом, сушили, после столярной и токарной обработки грунтовали и шпаклевали, покрывали чёрным лаком. Для живописи на лаковой поверхности в старину служил копаловый лак, позднее – масляные и темперные краски. Изделие просушивали и полировали до зеркального блеска. В 18 в. техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы «Мартен» и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).
В России художественные лаки использовались в убранстве дворцовых кабинетов по дальневосточным образцам с начала 18 в. Первое производство художественных лаков основано московским купцом П. И. Коробовым в 1795–1798 гг. (табакерки, украшенные живописью). В начале 19 в. мастерские лакового дела появились в Москве и Санкт-Петербурге. Расцвет художественных лаков в России наступил после 1825 г., с переходом коробовской фабрики к П. В. Лукутину, когда было достигнуто высокое качество изделий, организована школа мастеров. В миниатюрах преобладали народные сюжеты («Чаепитие», «Тройка», «Пляска»), копии с картин русских художников (мифологические мотивы, пейзажи, в т. ч. виды Москвы; натюрморты). Лукутинской миниатюре особое своеобразие придавало виртуозное применение перламутра, серебряных и золотых подкладок под живопись, декора «под черепаху». В первой половине 19 в. в Московской губернии возникли др. предприятия, главным образом в районе села Осташково и деревни Жостово (см. Жостовская роспись). Значительной была мастерская братьев Вишняковых. Роспись здесь имела характер крестьянского примитива и повышенную декоративность. Широкая манера, насыщенная красочность, тонкий каллиграфический узор отличали появившиеся одновременно лаки Сибири и Урала, впервые показанные на Всероссийской мануфактурной выставке 1831 г. в Москве. В 1860–1870-х гг. высококачественные художественные лаки производились в десятке деревень под Москвой. В начале 20 в. лукутинское производство прекратилось; в 1910 г. была организована артель в Федоскине (см. Федоскинская миниатюра); позднее возникли другие центры художественных лаков (см. Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра), имеющие и ныне широкое признание.