Гуцинь за пределами Китая
Гуцинь за пределами Китая. Один из самых древних музыкальных инструментов Китая, гуцинь (историческое название цинь) начиная с 8 в. (эпоха Тан) распространялся в составе церемониальных оркестров во Вьетнаме, Корее и Японии. В Японии это был один из немногих инструментов (япон. вариант названия – ёкин), на котором разрешалось безнаказанно играть буддийским монахам; к 13 в. традиция угасла (её сменила игра на длинной цитре – кото).
В 17 в. в Японии произошло возрождение сольной игры на цине благодаря буддийскому монаху Цзян Синчжоу (蒋兴畴, 1639–1695; известен также как Дунгао Синьюэ, 东皋心越), ученику известного музыканта Чжуан Чжэньфэна (庄臻凤, 1624–1677). Цзян Синчжоу приехал из ханчжоуского монастыря Юнфусы в Японию преподавать японцам игру на цине; с этой целью им был создан сборник «Ноты для циня Дунгао» (Дунгао циньпу, 东皋琴谱; 1676), состоявший из 15 пьес. Некоторые из них благодаря своей лаконичности и простоте в дальнейшем стали материалом для начального обучения игре на гуцине.
Упоминания циня и другой старинной китайской цитры – сэ – встречаются в китайских стихах итальянского миссионера и первого главы иезуитской миссии в Пекине Маттео Риччи. Первые подробные сведения о цине в Европе относятся к 18 в. Французский миссионер-иезуит Жозеф-Мари Амио (1718–1793), служивший при императорском дворе в Пекине, в 1776 г. отправил в Париж коллекцию китайских инструментов, в числе которых было два циня (хранятся в Парижском этнографическом музее). 6-я глава («Звук шёлка») его «Трактата о музыке древних и современных китайцев» («Mémoire sur la musique des Chinois: tant anciens que modernes», издан в Париже в 1779) посвящена циню и сэ, мифологической истории их возникновения и способу изготовления. Впоследствии информация из трактата Амио была многократно использована в разнообразных трудах европейских авторов: в эссе французского композитора и эссеиста Жана Бенжамена Делаборда (1734–1794) «О древней и современной музыке» («Essai sur la musique ancienne et moderne», 1780), в труде английского композитора и музыковеда Айзека Натана (1792–1864) по истории и теории музыки («Musurgia vocalis: An Essay on the History and Theory of Music, and on the Qualities, Capabilities, and Management of the Human Voice», 1836), в 1-м томе «Общей истории музыки от древности до наших дней» Ф.-Ж. Фетиса (1869) и др.
Первый европеец, глубоко изучавший музыку гуциня, – нидерландский писатель, дипломат и востоковед Роберт Ханс ван Гулик, автор труда «Сведения о китайской лютне» («The Lore of the Chinese Lute»; Токио, 1938).
В 1960-х гг. в Пекине обучалась игре на гуцине у Ван Ди шведский синолог Сесилия Линдквист (1932–2021), автор ряда книг о китайской культуре; ей принадлежит монография «Цинь» («Qin», 2006).
С 1970-х гг. изучением гуциня занимается американский исследователь Дж. Томпсон, посвятивший жизнь изучению этого инструмента, реконструкции классических пьес и возрождению звучания, максимально приближенного к традиционному.
В России изучение гуциня и практика игры на нём распространяются с конца 20 в., начало этому было положено благодаря культурному обмену между Московской консерваторией и консерваториями Китая. Первый российский музыкант, изучавший гуцинь (факультативно, т. к. специализировался в игре на цитре гучжэн), – студент Московской консерватории, композитор Д. М. Калинин (род. 1975), в 1997–1998 гг. он учился в Шанхайской консерватории у Дай Сяолянь (戴晓莲, род. 1963).
В Тяньцзиньской консерватории по классу гуциня у Ли Фэнъюнь (李凤云, род. 1960) обучались: Н. Б. Старостина (род. 1979; годы учения: 2000–2001, 2003–2004), Е. В. Глухова (род. 1983; 2006–2007), А. В. Новосёлова (род. 1985; 2008–2009). С 2001 г. Ли Фэнъюнь с супругом, Ван Цзяньсинем (王建欣, род. 1962), с которым они составляют классический дуэт гуциня и сяо, регулярно гастролируют и дают мастер-классы в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.).
Музыканты из разных стран принимают участие в международном Китайском фестивале искусства игры на гуцине (Чжунго гуцинь ишу хуэй, 中国古琴艺术荟; проводится с 1995 один раз в 5 лет в Чэнду, провинция Сычуань). В 21 в. общества цитры гуцинь появились в Японии, Сингапуре, Таиланде, Австралии, Канаде, США, Великобритании, Германии. В 2014 г. в Москве С. В. Нарышкин (род. 1969) создал общество «Дракон и феникс», в которое вошли все русские ученики Ли Фэнъюнь и любители музыки гуциня.
Музыку для гуциня и (или) с его участием сочиняют: Дж. Томпсон (музыка к фильму «Дом лютни» – 欲火焚琴, Гонконг, 1979, режиссёр Лау Шин Хон; блюзовые пьесы), Д. М. Калинин («Источник неба» для гуциня и голоса, ок. 1999; «Музыка луны» для сякухати, гуциня и голоса, 2004), Н. Б. Старостина (пьесы для ансамбля западноевропейских инструментов и гуциня: «Поэзия циня. Три картины» для квинтета, 2017, Четыре обработки из «Дунгао циньпу» для гуциня, скрипки и фортепиано, 2018, «Ричеркар на старинную китайскую тему» для октета, 2019, «Скорбь разлучённого» для октета, 2020, «Рондо на старинную китайскую тему» для октета, 2020, рапсодия «Воспитание истинной природы» для нонета, 2022; пьеса для гуциня и симфонического оркестра «Осенние гуси», 2024); Андре Рибейро (Бразилия; для гуциня соло – «Песня сериемы в ночь полнолуния» – «Canto da Seriema em Noite de Lua Cheia», 2023, «Солнечный дождь», 2024).