#Культура народов АзииКультура народов АзииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура народов АзииКультура народов АзииНайденo 79 статейНародыНароды Хамшенские армянеХамше́нские армя́не, совокупность нескольких исторически близких групп армян (субэтнических, этнографических). Название – книжное по происхождению, до 1980-х гг. было известно лишь узкому кругу лиц, знакомых с исторической литературой. До сих пор предпочитают обозначать себя по названию прежних административных единиц большого вилайета Трабзон Османской империи, откуда во 2-й половине 19 – начале 20 вв. вышли их предки: трапизонцы [из санджака Трабзон (Трапезунд)], ордуйцы (из казы Орду того же санджака), джаникцы [из санджака Джаник (Самсун)]. Современные места проживания включают причерноморские районы Краснодарского края, Адыгею и Абхазию. Наиболее многочисленная среди армянских групп в РФ и одна из самых крупных за пределами Армении. Переписями не выделяются, по косвенным оценкам, насчитывают до 200 тыс. человек. Незначительные их группы после бегства из Турции оказались в Грузии (Батуми, Поти), Армении, Иране (остан Мазендеран), европейских странах. Небольшая община осела в США (штат Колорадо и др.). В повседневном общении используют хамшенский диалект армянского языка (хомшецма́), в России также русский язык. Большинство верующих христиане, прихожане Армянской апостольской церкви.Народы ХемшиныХемши́ны, народ в северо-восточной Анатолии (Лазистан, современная Турция). Турецкими переписями не выделяются; по различным оценкам, численность может составлять от 60 до 100 тыс. человек. В 1990-х гг. в местах традиционного проживания (иль Ризе и часть иля Артвин в Турции) насчитывалось 48,1 тыс. хемшинов (1997). По переписи населения 2020 г., в РФ насчитывается 2 тыс. хемшинов, которые проживают преимущественно в Краснодарском крае (1,4 тыс.), а также в Калмыкии, Ростовской и Воронежской областях. Вероятно, до 2 тыс. хемшинов до сих пор проживают в Киргизии и Казахстане. В языковом отношении делятся на две группы: полностью турецкоязычных баш-хемшинов (от тур. baş – главный; хемшины Ризе, более 60 % от общей численности) и хопа-хемшинов (в районе Хопы, Борчки и в Аджарии), сохранивших армянский диалект, который они называют хомшецма. Для хопа-хемшинов характерно двух-, трёх- и четырёхъязычие: хомшецма-турецкое, хомшецма-турецко-грузинское, хомшецма-турецко-казахское, хомшецма-турецко-казахско-русское и т. д. Верующие хемшины – мусульмане суннитского толка (также есть салафиты).Народы Мэньба (народ)Мэньба́, тибето-бирманский народ в Индии, Китае и Бутане. Проживают в штате Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии (преимущественно округа Таванг и Западный Каменг); в историческом округе Мэньюй, который в основном соответствует современному городскому округу Шаньнань на юго-востоке Тибетского автономного района КНР, небольшая группа есть в районе г. Ньингчи; а также в Центральном Бутане (дзонгхаги Тронгса и Вангди-Пходранг). Численность в Индии 60,5 тыс. человек (2011, перепись); в Китае 11,1 тыс. человек (2020, перепись); в Бутане – около 2,5 тыс. человек. Говорят на языках бодической группы тибето-бирманских языков. Своей письменности не имеют, используют тибетское письмо. В религиозном отношении большинство мэньба следуют буддизму школы гелугпа; в Индии и Бутане определённое значение имела религия бон.Исторические народы Цяны (древние)Ця́ны (древние), обобщающее название в эпиграфических и письменных текстах группы народов, говоривших на тибето-бирманских языках, которые в древности и Средние века населяли северо-западные районы современного Китая. С древними цянами связывают археологические культуры 3–2 тыс. до н. э. в верхнем течении реки Хуанхэ: Мацзяяо, Мачан, Баньшань, Цзунжи, Цицзя, Каяо, Сыба, Синьдянь, Сыва, Номохун. С середины 2 тыс. до н. э. есть данные о контактах цянов с древнекитайскими государствами, начиная с Шан. В ходе войн с государством Цинь (в 5–3 вв. до н. э.) и империей Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) часть цянов была ассимилирована древними китайцами (ханьцами). Остальные вытеснены на Цинхай-Тибетское нагорье, где участвовали в этногенезе тибетцев. Отдельные группы ещё в бронзовом веке ушли на запад, где смешались с европеоидным населением степных районов в восточной части современного Синьцзяна. Частично вошли в состав народа дансянов (тангутов). Потомками древних цянов считаются т. н. сычуаньские цяны, ныне проживающие в бассейне реки Миньцзян (провинция Сычуань).Народы ХуэйХуэ́й, этноконфессиональная общность, исторически сложившаяся на территории Китая. Численность 11,4 млн человек (2020, перепись), в том числе свыше 2,2 млн человек в Нинся-Хуэйском автономном районе. Проживают также в провинциях Ганьсу, Хэнань, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Цинхай, Юньнань, Хэбэй, Шаньдун и др.; к хуэй также официально относят уцулов о. Хайнань. До 200 тыс. человек живут также в Таиланде, Мьянме (пантхай), Малайзии, Сингапуре, Саудовской Аравии и др. Говорят по-китайски, уцулы – на австронезийском языке цат. Более 70 % мусульман – сунниты, в основном ханафитского мазхаба. Это традиционалисты, в противопоставлении «новому учению» суфизму, который начиная с 12 в. проникает в западные области Китая, в том числе на территорию современных провинций Ганьсу и Шэньси (братства Кадирийя, Накшбандийа, Кубравийа, на которые повлияли конфуцианство, даосизм, буддизм и народные верования).Народы ЛисуЛису́, тибето-бирманский народ в Юго-Восточной Азии. Живут на юго-западе Китая [763 тыс. человек – 2020, перепись; в основном в верхнем течении рек Нуцзян (Салуин) и Ланьцанцзян (Меконг) – Нуцзян-Лисуский автономный округ и Вэйси-Лисуский автономный уезд на северо-западе провинции Юньнань], северо-востоке Мьянмы (600 тыс. человек – 2017, оценка; в основном национальные области Качин и Шан), на северо-западе Таиланда (около 50 тыс. человек – 2017, оценка; провинции Чианграй, Чиангмай, Мэхонгсон, Так, Сукхотхай, Кампхэнгпхет) и северо-востоке Индии (5 тыс. человек в штате Аруначал-Прадеш – 2017, оценка; входят в число т. н. списочных племён). По некоторым оценкам, общая численность лису достигает 1,5 млн человек. Говорят на лоло-бирманских языках лису (диалекты – северный, центральный и южный) и лолопо. Распространены также языки: китайский, качинский, тибетский, бай и наси. Придерживаются традиционных верований, в Китае до 50 % – протестанты (протестантская церковь Китая) и католики, в Индии есть буддисты.Народы Ли (народ)Ли, народ в Юго-Восточном Китае, коренное население о. Хайнань. Живут в горных районах Учжишань в центральной и южной частях острова (автономные уезды: Байша-Лиский, Чанцзян-Лиский, Лэдун-Лиский и Линшун-Лиский, Цюнчжун-Ли-Мяоский и Баотин-Ли-Мяоский; города Дунфан, Тунши, Санья). Численность свыше 1,6 млн человек (2020, перепись). Языки ли (собственно ли и цзямао) относятся к тай-кадайским языкам. Распространён также китайский язык. Сохраняются анимизм и культ предков, распространены даосизм и христианство, буддизм.Орудия труда, предметы быта КалебасКалеба́с, сосуд из высушенной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria) для хранения и переноса различных продуктов (напитков, сыпучих продуктов и др.). Благодаря лёгкости в изготовлении, вместительности и сравнительно небольшому весу калебасы широко используются поныне практически у всех народов мира, живущих в субтропическом и тропическом поясах. Область их распространения охватывает Центральную и Южную Америку, а также Южную и Юго-Восточную Азию, Тропическую Африку и Океанию, встречается на Кавказе и Средней Азии. Калебасы изготавливаются путём высушивания, а затем вырезания сердцевины тыквы. На фабриках при массовом производстве их также часто подвергают обжигу. Имеют форму бутыли, кувшина, чаши и т. п. Часто украшаются геометрическими расписными или прорезными или выжженными орнаментами. В странах Центральной и Южной Америки для изготовления сосудов и чаш также используются плоды калебасового дерева (Crescentia cujete).Головные уборы Такья (головной убор)Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.Народы КызылбашиКызылба́ши, союз племён (оймак) исламизированных огузов-туркоманов, расселившихся от Малой Азии через Сирию до Иранского нагорья. Обозначение первоначально относилось к разнородным племенным группам, чьи названия восходят к топонимам Ближнего Востока (шамлу, румлу, устаджлу), этнонимам эпохи сельджуков (текелю, афшары, агачери и дулкадыр – последние в арабизированной форме «каджар» и «зу-ль-кадар»). К этому ядру позднее присоединились родоплеменные объединения (иляты) – как огузские (туркман, варсак, бахарлу), так и западноиранские (талыши, горцы Караджадага, отдельные роды курдов и луров). В Иране кызылбаши были опорой Сефевидов вплоть до эпохи Аббаса I, который стремился ограничить их влияние в вооружённых силах и в государственном аппарате. Из афшаров и каджаров вышли шахские династии, сменившие Сефевидов. На Малоазиатском нагорье кызылбашами называли туркмен провинций (илей) Элязыг, Сивас и Анкара и курдов илей Тунджели, Малатья, Бингёль, Эрзинджан и Битлис (самоназвание – алеви), которые тайно исповедовали крайний шиизм. В Афганистане при Ахмад-шахе Дуррани кызылбаши (кизилбаши) – персоязычные (реже – тюркоязычные) шииты, потомки гарнизонов, оставленных в 1738 г. Надир-шахом Афшаром во время его похода против Великих Моголов, преимущественно в Кабуле и окрестностях, а также в высокогорных долинах Фолади на западной окраине Хазараджата – составили, наряду с таджиками и хиндустанцами, основную массу средних городских слоёв (оценки численности – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч). В 19–20 вв. они участвовали в политической жизни Кабула, сохраняя обособленность от суннитского большинства, а в Герате, напротив, слились с торгово-ремесленными кругами. 12345