#Культура народов Азии
Культура народов Азии
Тег

Культура народов Азии

Культура народов Азии
Найденo 79 статей
История
НародыНароды
Хамшенские армяне
Хамше́нские армя́не, совокупность нескольких исторически близких групп армян (субэтнических, этнографических). Название – книжное по происхождению, до 1980-х гг. было известно лишь узкому кругу лиц, знакомых с исторической литературой. До сих пор предпочитают обозначать себя по названию прежних административных единиц большого вилайета Трабзон Османской империи, откуда во 2-й половине 19 – начале 20 вв. вышли их предки: трапизонцы [из санджака Трабзон (Трапезунд)], ордуйцы (из казы Орду того же санджака), джаникцы [из санджака Джаник (Самсун)]. Современные места проживания включают причерноморские районы Краснодарского края, Адыгею и Абхазию. Наиболее многочисленная среди армянских групп в РФ и одна из самых крупных за пределами Армении. Переписями не выделяются, по косвенным оценкам, насчитывают до 200 тыс. человек. Незначительные их группы после бегства из Турции оказались в Грузии (Батуми, Поти), Армении, Иране (остан Мазендеран), европейских странах. Небольшая община осела в США (штат Колорадо и др.). В повседневном общении используют хамшенский диалект армянского языка (хомшецма́), в России также русский язык. Большинство верующих христиане, прихожане Армянской апостольской церкви.
Народы
Хемшины
Хемши́ны, народ в северо-восточной Анатолии (Лазистан, современная Турция). Турецкими переписями не выделяются; по различным оценкам, численность может составлять от 60 до 100 тыс. человек. В 1990-х гг. в местах традиционного проживания (иль Ризе и часть иля Артвин в Турции) насчитывалось 48,1 тыс. хемшинов (1997). По переписи населения 2020 г., в РФ насчитывается 2 тыс. хемшинов, которые проживают преимущественно в Краснодарском крае (1,4 тыс.), а также в Калмыкии, Ростовской и Воронежской областях. Вероятно, до 2 тыс. хемшинов до сих пор проживают в Киргизии и Казахстане. В языковом отношении делятся на две группы: полностью турецкоязычных баш-хемшинов (от тур. baş – главный; хемшины Ризе, более 60 % от общей численности) и хопа-хемшинов (в районе Хопы, Борчки и в Аджарии), сохранивших армянский диалект, который они называют хомшецма. Для хопа-хемшинов характерно двух-, трёх- и четырёхъязычие: хомшецма-турецкое, хомшецма-турецко-грузинское, хомшецма-турецко-казахское, хомшецма-турецко-казахско-русское и т. д. Верующие хемшины – мусульмане суннитского толка (также есть салафиты).
История
Народы
Мэньба (народ)
Мэньба́, тибето-бирманский народ в Индии, Китае и Бутане. Проживают в штате Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии (преимущественно округа Таванг и Западный Каменг); в историческом округе Мэньюй, который в основном соответствует современному городскому округу Шаньнань на юго-востоке Тибетского автономного района КНР, небольшая группа есть в районе г. Ньингчи; а также в Центральном Бутане (дзонгхаги Тронгса и Вангди-Пходранг). Численность в Индии 60,5 тыс. человек (2011, перепись); в Китае 11,1 тыс. человек (2020, перепись); в Бутане – около 2,5 тыс. человек. Говорят на языках бодической группы тибето-бирманских языков. Своей письменности не имеют, используют тибетское письмо. В религиозном отношении большинство мэньба следуют буддизму школы гелугпа; в Индии и Бутане определённое значение имела религия бон.
Женщина монпа (мэньба) в буддийском монастыре Таванг
Исторические народы
Цяны (древние)
Ця́ны (древние), обобщающее название в эпиграфических и письменных текстах группы народов, говоривших на тибето-бирманских языках, которые в древности и Средние века населяли северо-западные районы современного Китая. С древними цянами связывают археологические культуры 3–2 тыс. до н. э. в верхнем течении реки Хуанхэ: Мацзяяо, Мачан, Баньшань, Цзунжи, Цицзя, Каяо, Сыба, Синьдянь, Сыва, Номохун. С середины 2 тыс. до н. э. есть данные о контактах цянов с древнекитайскими государствами, начиная с Шан. В ходе войн с государством Цинь (в 5–3 вв. до н. э.) и империей Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) часть цянов была ассимилирована древними китайцами (ханьцами). Остальные вытеснены на Цинхай-Тибетское нагорье, где участвовали в этногенезе тибетцев. Отдельные группы ещё в бронзовом веке ушли на запад, где смешались с европеоидным населением степных районов в восточной части современного Синьцзяна. Частично вошли в состав народа дансянов (тангутов). Потомками древних цянов считаются т. н. сычуаньские цяны, ныне проживающие в бассейне реки Миньцзян (провинция Сычуань).
Бронзовая пластина, вероятно, изображающая цяна
Народы
Хуэй
Хуэ́й, этноконфессиональная общность, исторически сложившаяся на территории Китая. Численность 11,4 млн человек (2020, перепись), в том числе свыше 2,2 млн человек в Нинся-Хуэйском автономном районе. Проживают также в провинциях Ганьсу, Хэнань, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Цинхай, Юньнань, Хэбэй, Шаньдун и др.; к хуэй также официально относят уцулов о. Хайнань. До 200 тыс. человек живут также в Таиланде, Мьянме (пантхай), Малайзии, Сингапуре, Саудовской Аравии и др. Говорят по-китайски, уцулы – на австронезийском языке цат. Более 70 % мусульман – сунниты, в основном ханафитского мазхаба. Это традиционалисты, в противопоставлении «новому учению» суфизму, который начиная с 12 в. проникает в западные области Китая, в том числе на территорию современных провинций Ганьсу и Шэньси (братства Кадирийя, Накшбандийа, Кубравийа, на которые повлияли конфуцианство, даосизм, буддизм и народные верования).
Хуэй. Празднование Ураза-байрама
Народы
Лису
Лису́, тибето-бирманский народ в Юго-Восточной Азии. Живут на юго-западе Китая [763 тыс. человек – 2020, перепись; в основном в верхнем течении рек Нуцзян (Салуин) и Ланьцанцзян (Меконг) – Нуцзян-Лисуский автономный округ и Вэйси-Лисуский автономный уезд на северо-западе провинции Юньнань], северо-востоке Мьянмы (600 тыс. человек – 2017, оценка; в основном национальные области Качин и Шан), на северо-западе Таиланда (около 50 тыс. человек – 2017, оценка; провинции Чианграй, Чиангмай, Мэхонгсон, Так, Сукхотхай, Кампхэнгпхет) и северо-востоке Индии (5 тыс. человек в штате Аруначал-Прадеш – 2017, оценка; входят в число т. н. списочных племён). По некоторым оценкам, общая численность лису достигает 1,5 млн человек. Говорят на лоло-бирманских языках лису (диалекты – северный, центральный и южный) и лолопо. Распространены также языки: китайский, качинский, тибетский, бай и наси. Придерживаются традиционных верований, в Китае до 50 % – протестанты (протестантская церковь Китая) и католики, в Индии есть буддисты.
Женщина в традиционном костюме. Мьянма
Народы
Ли (народ)
Ли, народ в Юго-Восточном Китае, коренное население о. Хайнань. Живут в горных районах Учжишань в центральной и южной частях острова (автономные уезды: Байша-Лиский, Чанцзян-Лиский, Лэдун-Лиский и Линшун-Лиский, Цюнчжун-Ли-Мяоский и Баотин-Ли-Мяоский; города Дунфан, Тунши, Санья). Численность свыше 1,6 млн человек (2020, перепись). Языки ли (собственно ли и цзямао) относятся к тай-кадайским языкам. Распространён также китайский язык. Сохраняются анимизм и культ предков, распространены даосизм и христианство, буддизм.
Ли. Женщины в традиционной одежде вяжут корзины из бамбука. Китай
Орудия труда, предметы быта
Калебас
Калеба́с, сосуд из высушенной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria) для хранения и переноса различных продуктов (напитков, сыпучих продуктов и др.). Благодаря лёгкости в изготовлении, вместительности и сравнительно небольшому весу калебасы широко используются поныне практически у всех народов мира, живущих в субтропическом и тропическом поясах. Область их распространения охватывает Центральную и Южную Америку, а также Южную и Юго-Восточную Азию, Тропическую Африку и Океанию, встречается на Кавказе и Средней Азии. Калебасы изготавливаются путём высушивания, а затем вырезания сердцевины тыквы. На фабриках при массовом производстве их также часто подвергают обжигу. Имеют форму бутыли, кувшина, чаши и т. п. Часто украшаются геометрическими расписными или прорезными или выжженными орнаментами. В странах Центральной и Южной Америки для изготовления сосудов и чаш также используются плоды калебасового дерева (Crescentia cujete).
Калебас с высоким горлом
Головные уборы
Такья (головной убор)
Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.
Чуваши. Такья
Народы
Кызылбаши
Кызылба́ши, союз племён (оймак) исламизированных огузов-туркоманов, расселившихся от Малой Азии через Сирию до Иранского нагорья. Обозначение первоначально относилось к разнородным племенным группам, чьи названия восходят к топонимам Ближнего Востока (шамлу, румлу, устаджлу), этнонимам эпохи сельджуков (текелю, афшары, агачери и дулкадыр – последние в арабизированной форме «каджар» и «зу-ль-кадар»). К этому ядру позднее присоединились родоплеменные объединения (иляты) – как огузские (туркман, варсак, бахарлу), так и западноиранские (талыши, горцы Караджадага, отдельные роды курдов и луров). В Иране кызылбаши были опорой Сефевидов вплоть до эпохи Аббаса I, который стремился ограничить их влияние в вооружённых силах и в государственном аппарате. Из афшаров и каджаров вышли шахские династии, сменившие Сефевидов. На Малоазиатском нагорье кызылбашами называли туркмен провинций (илей) Элязыг, Сивас и Анкара и курдов илей Тунджели, Малатья, Бингёль, Эрзинджан и Битлис (самоназвание – алеви), которые тайно исповедовали крайний шиизм. В Афганистане при Ахмад-шахе Дуррани кызылбаши (кизилбаши) – персоязычные (реже – тюркоязычные) шииты, потомки гарнизонов, оставленных в 1738 г. Надир-шахом Афшаром во время его похода против Великих Моголов, преимущественно в Кабуле и окрестностях, а также в высокогорных долинах Фолади на западной окраине Хазараджата – составили, наряду с таджиками и хиндустанцами, основную массу средних городских слоёв (оценки численности – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч). В 19–20 вв. они участвовали в политической жизни Кабула, сохраняя обособленность от суннитского большинства, а в Герате, напротив, слились с торгово-ремесленными кругами.
Встреча шаха Исмаила I (справа) и османского султана Селима I (слева) перед Чалдыранским сражением 1514
1
2
3
4
5