Пеперуда
Пеперу́да, весенне-летний обходной обряд вызывания дождя у народов Юго-Восточной Европы. Архаический смысл названия (в Болгарии, восточной части Сербии и на юге Республики Северная Македония – Пеперуда, буквально – бабочка; в Хорватии – Prporuša, Preperuša, Barbaruša; в Румынии и Молдавии – Paparuda; в Греции – Πιρπιρούνες; в восточной части Хорватии, Сербии, Македонии и Западной Болгарии – Додола, Дудула, Додулица), возможно, восходит к имени Перуна и его действиям или эпитетам, связанным с раскатами грома перед дождём. Название Додола возникает из традиционных зачинов и рефренов исполняемых во время обряда песен (например, у сербов: «Оj додо, оj додоле»; у болгар: «Ой, додуле, дай Боже, дож!»). С припевами обрядовых песен связаны и западноболгарское название Вай гугу, македонское Ой-люле, Ойлиле и подобные. Некоторые названия обряда и его участников или основного персонажа происходят от ритуала вызывания дождя: западноболгарское Росоманка – выманивающая дождь (росу), восточноболгарское Одница – просительница, буквально – идущая (за дождем).
Пеперуду устраивают во время засухи, обычно в период между Юрьевым днём и Вознесением (или днём апостолов Петра и Павла): по домам ходит процессия девочек во главе с девочкой-сиротой, также называемой пеперудой (реже с двумя девочками, мальчиком, парой из «невесты» и «парня», куклой), с расплетёнными косами, украшенной зеленью и цветами. Остальные участники, как правило, одеваются в старую одежду или лохмотья; в восточной Сербии девочки-подростки идут по селу босыми и в белых рубашках. Перед каждым домом участники исполняют песни с просьбой о послании дождя, пеперуда танцует, а хозяева обливают её водой, что должно вызвать дождь (в случае продолжения засухи обряд повторяется). В заключение хозяева одаривают исполнителей, причём в ряде областей запрещается давать продукты округлой формы (например, картошку, яйца, бобы). Нарушение этого запрета может вызвать град. Полученные подарки и продукты участники процессии делят между собой (бóльшую долю получает ребёнок-сирота). Часто участники обряда организуют совместную трапезу, по возможности, на берегу реки.
Зелень, являющаяся символом жизни растений и плодородия, – как правило, обязательный атрибут участников обряда. Принято украшать основного участника ветками, цветами или нести их в руках во время обхода домов. В качестве украшения используются ветки дуба, бузины, вербы, липы, бука, лоза, стебли репейника, листья щавеля, различные травы, бурьян, венки из цветов, лопухов и крапивы, дикая герань, плющ, а на Адриатическом побережье Далмации – лоза дикого винограда, называемого в сёлах острова Крк так же, как и участники обряда, – Барбаруша. Зачастую центральный персонаж процессии настолько увешан зеленью, что выглядит как большой зелёный куст. В центральной Сербии, где обряд постепенно исчезает и исполняется только цыганками, украшение зеленью остаётся его единственным отличительным признаком. По окончании обряда ветки, венки, букетики и другие атрибуты выкидывают в реку и часто купаются сами, прежде чем облачиться в повседневную одежду.
Вода, символизирующая в обряде дождь, – неотъемлемый элемент ритуалов. В ряде болгарских и македонских сёл связь с водой подчёркивается дополнением к декорациям из зелени: главного участника обвешивают живыми или сухими лягушками, а при обливании стараются выплеснуть на него как можно больше воды. В болгарской Добрудже нередко поливают водой не только пеперуду, но также весь двор и хозяйственные постройки. На юге Македонии даже устраивают своеобразную имитацию дождя: льют воду на крышу дома, чтобы вода капала сверху. Кроме того, имитируя дождевые капли, обливание главного персонажа обряда нередко совершают через решето или сито, при этом пеперуда быстро вертится, чтобы разбрызгать вокруг себя побольше воды. В Хорватии в одном из сёл девушки – участницы обряда за время обхода три раза подходили к реке и пучками веток били по воде, а также зачерпывали оттуда воду и разливали вокруг. Иногда участницы обряда просеивали полученную при обходе муку над водой на берегу реки, а по некоторым свидетельствам из Сербии, часть собранных продуктов бросали в реку, «задабривая» воду.
Магия плодородия – сопутствующий структурный элемент обряда пеперуды. В ряде сёл на северо-востоке Болгарии покрывалом невесты украшали исполнительницу главной роли – не достигшую половой зрелости девочку, поливали водой украшенную цветами и иконкой хлебную лопату, под которой по кругу проходили танцующие участницы обряда. В сёлах под Софией участницы несут собранные продукты беременной женщине, которая печёт для всех хлеб, затем её купают в реке, что по замыслу должно вызвать дождь и обеспечить плодородие. В ряде областей Сербии и Болгарии визит участников обхода в каждом доме завершается гаданием с ситом. Во процессе гадания хозяйка бросает пустое сито так, чтобы оно покатилось по двору: перевернувшееся вверх дном сито сулит плодородный год, неперевернувшееся сито – предвестник неурожая.