Миллер Артур
Ми́ллер А́ртур (Arthur Miller) (17.10.1915, Нью-Йорк – 10.2.2005, Роксбери, штат Коннектикут), американский драматург.
Родился в семье еврейских иммигрантов из польских областей Российской империи. Окончил Мичиганский университет (1938). Атмосфера «красных тридцатых» определила симпатии Миллера к левому движению и интерес к острым социальным проблемам на протяжении всего творческого пути. На раннем этапе испытал заметное влияние драматургии Г. Ибсена, А. П. Чехова, романов Ф. М. Достоевского. В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. работал преимущественно в жанре радиопьесы.
Литературную известность А. Миллеру принесли роман «Фокус» («Focus», 1945, русский перевод 2007), затрагивающий тему антисемитизма в американском обществе, и пьеса «Все мои сыновья» («All my sons», 1947, русский перевод 1948), в центре которой – нравственный конфликт, отразивший глубокие противоречия в американском обществе 1-й половины 1940-х гг. Успех постановки на Бродвее пьесы «Смерть коммивояжёра» («Death of a salesman», 1949, русский перевод 1956), отмеченной резко критическим отношением к ценностям американского среднего класса, превратил Миллера в ведущего драматурга США. В образе главного героя пьесы Миллер наглядно продемонстрировал несостоятельность мечтаний и надежд среднего американца в реальных условиях повседневной жизни. Опытом актуального прочтения национальной истории стала пьеса «Суровое испытание» («The crucible», 1953, русский перевод 1955), проводившая прямую параллель между «охотой на ведьм» в американском городке Сейлем в конце 17 в. и маккартизмом 1950-х гг. В 1956 г. Миллер отказался давать показания в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, был привлечён к судебной ответственности за неуважение к Конгрессу (в 1958 оправдан апелляционным судом).
Повышенный интерес к внутренним переживаниям личности, оказывающейся в ситуации нравственного выбора, переосмысление традиционной проблематики семейной, социально-бытовой и философской драмы характеризуют творчество А. Миллера 1960–1990-х гг.: пьесы «После грехопадения» («After the fall», 1964, русский перевод 1989), «Это случилось в Виши» («Incident at Vichy», 1964, русский перевод 1965), «Цена» («The price», 1967, русский перевод 1968), «Потолок архиепископа» («The Archbishop’s ceiling», поставлена в 1977), «Последний янки» («The last Yankee», 1991), «Разбитое стекло» («Broken glass», 1994) и др. Творчество этого периода отмечено разнообразием сюжетов (от перипетий собственной личной драмы до сказаний Ветхого Завета), драматургическими экспериментами. Опытом создания документальной драмы стала пьеса «Американские часы» («The American clock», 1980, русский перевод 1988).
Автор сборников рассказов и повестей, эссе и путевых заметок, мемуарно-автобиографической книги «Наплывы времени» («Timebends: a life», 1987, русский перевод, отдельное издание – 1998).