Германова Мария Николаевна
Ге́рманова Мари́я Никола́евна (урождённая Бычкова, в замужестве Красовская, затем Калитинская) [22.1(3.2).1883, Москва, по другим данным, 1884 или 1885 – 9.4.1940, Париж; похоронена на Русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (под фамилией Калитинская)], российская актриса, педагог, режиссёр, театральный деятель, мемуарист.
Из семьи старообрядцев.
Окончила открытую в 1901 г. частную студию при Московском Художественном театре. С 1904 г. в труппе МХТ. Среди ролей: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Агнес («Бранд» Г. Ибсена; оба спектакля – 1906), Марина Мнишек («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1907), Роза («Анатэма» Л. Н. Андреева, 1909), Грушенька («Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского, 1910), Екатерина Ивановна («Екатерина Ивановна» Андреева, 1912), Дона Анна («Каменный гость» Пушкина, 1915).
Актриса прекрасных сценических данных, интеллектуального склада, тонкого лирического дарования, тяготевшая к глубокому анализу роли, сложным характерам.
В 1918 г. осуществила в МХТ (совместно с Н. С. Бутовой) постановку драмы «Король тёмного чертога» Р. Тагора (исполнила роль Королевы Сударшаны). Экзотический, основанный на сюжете из древних джатак, схожий с мистическим ритуалом спектакль впоследствии был показан на сценах Берлина, Праги и других городов Европы и вызвал интерес прессы. Большое влияние на эзотерические увлечения Германовой оказал бенгальский философ, дипломат, писатель и член труппы МХТ Хусейн Шахид Сухраварди (сотрудничал с театром в 1914–1918, странствовал с участниками Качаловской группы МХТ с 1919, с начала 1920-х гг. – в эмиграции).
Тяжело пережив революционные события в Москве, Германова с семьёй (муж актрисы – профессор-византинист, археолог А. П. Калитинский) приняла решение покинуть Россию. В 1919–1920 гг. присоединилась к Качаловской группе (Мамаева – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Елена Андреевна – «Дядя Ваня» А. П. Чехова), гастролировавшей в это время по Югу России, а затем за границей.
С 1920 г. – в эмиграции, жила в Праге вместе с мужем (Калитинский получил кафедру в Карловом университете). С объявлением Русской акции помощи в Чехословакии при поддержке президента Т. Г. Масарика организовала русскую труппу (получила название «Пражская ветвь МХТ»).
С 1923 г. спектакли русской зарубежной труппы Германовой давались на сцене национального театра «На Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Режиссёром коллектива до 1925 г. значился в афише Н. О. Массалитинов, однако с его отъездом в Болгарию Германова взяла режиссёрские обязанности на себя. В репертуар вошли возобновлённые спектакли МХТ («Дядя Ваня» и «Три сестры» Чехова, «На дне» М. Горького, «Братья Карамазовы» по роману Достоевского) и другие постановки («Женщина с моря» Ибсена).
В 1924 г. в Праге и Белграде отмечалось 20-летие творческой деятельности Германовой. Демонстрировались спектакли, проводились творческие вечера и концерты, была издана брошюра об актрисе на двух языках с биографическим очерком (автор Вас. И. Немирович-Данченко). Её игра получала высокие оценки деятелей театра, драматургов и критиков зарубежья (Я. Квапил, О.-М. Люнье-По и др.).
В 1925 г. Германова поставила трагедию «Медея» Еврипида, применив при прочтении произведения античной литературы новаторские режиссёрские приёмы (что было отмечено европейской критикой) и впечатляюще исполнив заглавную роль; тем самым она реализовала свои намерения стать трагической актрисой. В условном, графичном, ритмичном, музыкально-напряжённом решении мизансцен «Медеи» у Германовой обнаружилось больше сходства с модернистской режиссурой Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова, нежели с психологической традицией МХТ.
В 1927–1928 гг. труппа активно гастролировала (Лондон, Париж), однако в 1928 г. некоторыми российскими театральными деятелями за рубежом, а также советским МХАТом был поднят в прессе вопрос о неправомерности использования Германовой «бренда» МХТ. В результате международного скандала и юридических разбирательств Германова решила подать в отставку. Впоследствии отдельные члены труппы из бывших мхатовцев продолжили в 1930–1940-х гг. свою деятельность под руководством В. М. Греч и П. А. Павлова, «сменив вывеску» и называясь Groupe de Prague («Пражская группа»; штаб-квартира труппы отныне находилась в Париже).
В 1929–1933 гг. Германова приглашена французскими режиссёрами Ж. Питоевым и Г. Бати для участия в их постановках русской классики на парижской сцене, впервые выступив в ролях на французском языке: Ольга [«Три сестры» Чехова, театр «Матюрен» (Théâtre Mathurins); мать Раскольникова – «Преступление и наказание» по роману Достоевского, театр «Монпарнас» (Théâtre Montparnasse) Бати].
В 1929 г. бывший актёр и режиссёр МХТ Р. В. Болеславский, эмигрировавший и успешно работавший в США, пригласил Германову преподавать в его Лабораторном театре-студии (American Laboratory Theatre) в Нью-Йорке, где актриса проработала полгода. Поставила спектакли «Стакан воды» Э. Скриба (сыграла Королеву Анну) и «Три сестры» Чехова (сыграла Машу; оба – 1930). Выступая на сцене вместе со своими учениками, Германова стремилась передать им основы метода Художественного театра, который в это время чрезвычайно заинтересовал театральную Америку, однако сама актриса большого успеха у бродвейской публики и критики не имела.
Во время пребывания в США она познакомилась с философом и художником Н. К. Рерихом и, всегда питавшая интерес к Востоку, присоединилась к рериховскому движению за сохранение культурных памятников (приняла участие в деятельности его института в Нью-Йорке, а впоследствии и женского рериховского общества в Европе), однако сотрудничество с Е. И. Рерих и с Рерихом было недолгим.
В начале 1930-х гг. семья Германовой, переехавшая в Париж, пережила различные потрясения и материальные трудности. В это время актриса начала писать мемуары, посвящённые сыну А. А. Калитинскому, обнаружив литературные способности, наблюдательность и склонность к анализу (бо́льшая часть мемуаров Германовой издана в России). Немецкий критик А. Керр писал: «Германова поражает всегда... Она захватывает вас, как старая странная картина... которая висела на стене и вдруг сошла... и прожила свою судьбу...» (цит. по: Германова. 2012. C. 354).
В 1930-х гг. Германова вернулась к сценической работе в Париже. Последней ролью на сцене эмигрантского Русского драматического театра (существовал в 1936–1939) была роль Раневской в спектакле «Вишнёвый сад» Чехова, поставленном режиссёром Н. Н. Евреиновым (1936). В 1939 г. Питоев пригласил её сыграть роль Аркадиной в пьесе «Чайка» (театр «Матюрен»), но из-за болезни она редко выходила на сцену.
С началом Второй мировой войны 1939–1945 гг. деятельность русских актёров в Париже угасала, о последних сценических появлениях Германовой вместе с Питоевым пронзительно писал драматург И. Д. Сургучёв: «Играют "Чайку". И кто бы мог подумать, что перед нами был лебединый дуэт, последние лебединые песни? Два русских больших актёра пели его перед чужими людьми» (цит. по: Сургучёв. 1940. С. 6).
В 1914 г. дебютировала в кино: Анна Каренина («Анна Каренина», 1914, режиссёр В. Р. Гардин). Среди ролей: Екатерина Ивановна («Екатерина Ивановна», режиссёр А. Н. Уральский, 1915), Катерина Ивановна («Раскольников», режиссёр Р. Вине), Анисья («Власть тьмы», режиссёр К. Вине; оба – 1923).
Выступала на эстраде как чтица.