Германия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Герма́нии. Германия имеет одну из самых густых сетей внутренних транспортных коммуникаций в мире. Ведущую роль в перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. Автотранспортом осуществляется 80,2 % грузоперевозок, железнодорожным – 7,9 %, морским – 6,0 %, внутренним водным – 4,1 %, трубопроводным – 1,8 % (2020). Из общего объёма внутренних перевозок пассажиров на личный автотранспорт приходится 83,6 %, городской (автобусы, трамваи) – 12,8 %, железнодорожный – 3,5 %, другие виды транспорта (авиационный, внутренний водный, морской и др.) – 0,1 % (2020).
Автомобильный транспорт
Длина автомобильных дорог 229,7 тыс. км (2020; все дороги имеют твёрдое покрытие), в том числе федеральных автобанов (скоростных шоссе) – 13,2 тыс. км; по протяжённости скоростных автострад Германия уступает Китаю, США, Испании и Канаде. Плотность автодорожной сети (0,64 км на 1 км2) – одна из самых высоких в странах Европы. Парк автомобилей насчитывает около 58,2 млн единиц, в том числе 47,7 млн легковых (2020, 1-е место в Европе). По обеспеченности населения легковыми автомобилями (574 на 1 тыс. человек, 2020) Германия входит в первую десятку стран Европы, уступая Италии, но опережая Великобританию и Францию.
Железнодорожный транспорт
Длина железных дорог 38,4 тыс. км (2019), из них 99 % со стандартной шириной колеи (1435 мм); электрифицированных железных дорог – 20,7 тыс. км (2016); по густоте железнодорожной сети Германия занимает 3-е место в Европейском союзе (после Чехии и Бельгии). С 1980‑х гг. началось сооружение высокоскоростных железнодорожных магистралей (скорость движения до 280 км/ч): Ганновер – Вюрцбург (сдана в эксплуатацию в 1991) и Мангейм – Штутгарт (1991). В 1990-е гг. реконструирована в высокоскоростную магистраль линия Ганновер – Штендаль – Берлин (движение открыто в 1998); в 2002 г. запущено высокоскоростное движение по линии Кёльн – Франкфурт-на-Майне (на отдельных отрезках до 300 км/ч). В 2006 г. сдана в эксплуатацию высокоскоростная железнодорожная магистраль Нюрнберг – Мюнхен (участок Ингольштадт – Мюнхен реконструирован), в 2015 г. – Эрфурт – Лейпциг, в 2017 г. – Нюрнберг – Эрфурт; с 1993 г. частично эксплуатируется магистраль Карлсруэ – Базель (Швейцария). Ведётся строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Штутгарт – Ульм. Многие линии других железных дорог были реконструированы для повышения скорости. По скорости движения на железных дорогах Германия занимает одно из ведущих мест в Европе, но существенно уступает Китаю. Курсирующие на главных направлениях скоростные (до 200 км/ч) пассажирские поезда типа «Интер-Сити» (IC) и развивающие скорость 200–320 км/ч поезда «Интер-Сити-экспресс» (ICE) и «Трансъевропейский экспресс» (EuroCity-Express, ECE), благодаря комфортабельности и высоким техническим данным, составляют серьёзную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км.
Морской транспорт
Морской транспорт осуществляет основную часть внешнеторговых грузоперевозок Германии, но для обеспечения экономических связей внутри страны его значение невелико. Суммарный грузооборот германских морских портов около 272 млн т в год; объём перевозок контейнеров ДФЭ – более 14 млн шт. (2020); каботажных перевозок – 7,6 млн т (2019). Конкуренция зарубежных портов (в том числе Роттердама) сдерживает рост грузооборота германских портов на Северном море; через порты Германии проходит только 21 % её внешнеторгового грузооборота по весу и 20 % по стоимости (2019). Крупнейший морской порт – Гамбург (грузооборот 109,2 млн т в 2020; занимает 3-е место в Европе после Роттердама и Антверпена; через порт перевозится 8,6 млн контейнеров ДФЭ); другие – Бремен, Бремерхафен, Росток, Любек, Киль, Эмден. Главный нефтяной порт Германии – Вильгельмсхафен. Основу морского торгового флота Германии составляют 290 крупных судов (более 100 валовых т каждое) общим тоннажем 7,1 млн валовых т или 8,5 млн т дедвейта (2020), среди них 83 пассажирских судна, 76 контейнеровозов, 74 сухогруза, 20 нефтяных танкеров, 5 танкеров для перевозки сжиженного газа, 2 танкера для перевозки химикатов, 13 судов других типов. По общему тоннажу морских судов Германия находится только в третьей десятке ведущих морских держав, однако германским судовладельцам принадлежит также около 1550 судов общим тоннажем более 36,5 млн валовых т (2020), зарегистрированных за рубежом (ходят под флагами Антигуа и Барбуды, Либерии, Португалии и других стран). Значение морского флота Германии в пассажирских перевозках невелико: германским фирмам принадлежат 2 пассажирских, 68 комбинированных грузопассажирских и 13 спортивно-рыболовных судов (2020). В составе германского флота имеется 17 паромов (в том числе для транспортировки железнодорожных составов), главным образом для связи со странами Скандинавии.
Внутренний водный транспорт
Протяжённость внутренних водных путей 7675 км (2020). В отличие от большинства стран Европы, в Германии внутренний водный транспорт сохраняет важное экономическое значение. По рекам, каналам и озёрам перевозится 188,0 млн т грузов (2020; 205,1 млн т в 2019; из них около 70 % приходится на межгосударственные грузоперевозки). Около 70 % грузов перевозится по Рейну – главной водной транспортной артерии Европы. Основные порты на Рейне: Дуйсбург (крупнейший речной порт Европы; грузооборот 45,0 млн т, 2021), Кёльн (9,9 млн т), Мангейм (7,3 млн т), Людвигсхафен-ам-Райн (6,9 млн т), Нойс (6,6 млн т) и Карлсруэ (6,4 млн т). Важный порт на реке Эльба – Гамбург (7,6 млн т). Развита система речных каналов, в том числе каналы Рейн-Майн-Дунай (имеет общеевропейское значение, связывает Северное и Чёрное моря), Среднегерманский (соединяет бассейны крупных рек, впадающих в Северное море, в том числе Рейна и Эльбы), рурские каналы (соединяют индустриальные центры Рура с Рейном), канал Дортмунд-Эмс, Эльбский обводной (даёт прямой выход к Гамбургу промышленным центрам юго-востока Нижней Саксонии – Ганноверу, Брауншвайгу, Зальцгиттеру и др.). Кильский канал (соединяет Северное и Балтийское моря) используется для речного и морского судоходства.
Авиатранспорт
Авиатранспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях, но имеет важное международное значение, особенно в перевозках пассажиров. Авиакомпания Deutsche Lufthansa (в составе Lufthansa Group) – одна из ведущих в мире (рейсы в 75 стран; оборот 16,8 млрд евро; в 2021 перевезла около 47 млн пассажиров). Другие значительные авиакомпании – Eurowing (принадлежит Lufthansa Group), TUI fly Deutschland (в составе TUI). Авиапарк насчитывает 8,4 тыс. самолётов, в том числе 749 крупных, массой более 20 т (2019). В Германии – 539 аэропортов и аэродромов (из них 318 имеют взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием), 23 вертолётных аэродрома (2010-е гг.). Статус международных имеют 15 аэропортов. Крупнейший германский аэропорт во Франкфурте-на-Майне занимает 1-е место в Европе по грузообороту (2,3 млн т, 2021) и 3-е по пассажирообороту (24,8 млн авиапассажиров в 2021, 70,6 млн авиапассажиров в 2019). Другие крупные международные аэропорты: Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург, Штутгарт, Кёльн – Бонн. Один из ведущих узлов авиаперевозок – Берлин с международным аэропортом Берлин-Бранденбург (открыт в 2020 на базе аэропорта Шёнефельд, бывшего главного аэропорта ГДР), с вводом в эксплуатацию которого Берлин стал третьим центром авиаперевозок после Франкфурта и Мюнхена. Международные аэропорты имеют Ганновер, Лейпциг, Бремен, Нюрнберг, Дрезден, Мюнстер, Дортмунд, Кассель, Карлсруэ, Эрфурт, Саарбрюккен. Также крупный международный аэропорт находится в Хане (Рейнланд-Пфальц).
Трубопроводный транспорт
Германия имеет разветвлённую сеть трубопроводов. Общая протяжённость нефтепроводов 2370 км (2020), нефтепродуктопроводов 4479 км, газопроводов 26985 км (2013). Основные нефтепроводы: трансальпийские – Лавера (Марсель) – Карлсруэ – Ингольштадт и Триест – Ингольштадт, Роттердам – Рейн (до Кёльна), Вильгельмсхафен – Кёльн, Шведт – Лойна. По нефтепроводу «Дружба» в Германию (главным образом на НПЗ в Шведте) поступает российская нефть. Крупнейшие газопроводы проложены в широтном (из России через территорию Польши и Чехии; из Нидерландов) и меридиональном (с побережья Северного моря на юг) направлениях. В 2010–2012 гг. по дну Балтийского моря проложен газопровод «Северный поток» (Nord Stream, 2 нити). Проходит от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Мекленбург-Передняя Померания); длина 1224 км (один из самых протяжённых подводных газопроводов в мире). Пропускная способность (мощность) газопровода 55 млрд м³ газа в год (не действует с сентября 2022). В 2018–2021 гг. шло строительство газопровода «Северный поток–2» (Nord Stream – 2; 1234 км; 2 нити, от Усть-Луги до Грайфсвальда; проект заморожен). Проектная пропускная способность второго газопровода также составляет 55 млрд м³ газа в год.