Франция. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Фра́нции. Франция обладает одной из самых развитых в мире сетей наземного транспорта, которая имеет радиальную структуру с центром в Париже. Протяжённость сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием 1079 тыс. км (2019), их средняя плотность 198,3 км на 100 км2; длина скоростных автомагистралей около 11,7 тыс. км. Франция – европейский лидер по протяжённости региональных автомобильных дорог. Страна известна сложными автодорожными сооружениями: самый высокий в мире виадук Мийо (Окситания, 2004; длина 2460 м, высота 343 м), мост Нормандии через реку Сена близ Гавра (1995; длина 2141 м, высота 214,8 м), действующая только летом высокогорная дорога через перевал Коль-де-л’Изеран в Альпах (высота 2764 м). Автомобильный парк 45,1 млн единиц (2019; 17,8 млн единиц в 1974), в том числе 38,3 млн легковых автомобилей (587 единиц на 1 тыс. жителей).
Длина сети железных дорог 28,1 тыс. км (2019; достигла максимума в 1930-е гг.), из которых около 20 тыс. км электрифицировано. Почти все железные дороги находятся под управлением государственного общества Société nationale des chemins de fer français. С 1981 г. действует сеть высокоскоростных железных дорог Train à Grande Vitesse (TGV; электропоезда развивают скорость до 320 км/ч); соединяет Париж с Лионом, Марселем, Ниццей, Страсбуром, Ла-Рошелью, Туром (Центр-Долина Луары), Лиллем, а также с Брюсселем и Лондоном. С 1994 г. действует тоннель под проливом Па-де-Кале (Кале – Фолкстон; управляется компанией EuroTunnel), связывающий Францию с Великобританией. Метрополитены сооружены в Париже (1900; с 1969 введена в строй система скоростного пригородного железнодорожного транспорта Réseau express régional, RER), Лионе, Марселе, скоростной трамвай – в Гренобле, Нанте, Страсбуре и Руане. В Лилле, Тулузе и Рене действует система первого в мире автоматического лёгкого метро Véhicule automatique léger (VAL; 1983).
Протяжённость эксплуатируемых внутренних водных путей 4,8 тыс. км (2019). Основные водные магистрали: реки Сена (через Уазу и Северный канал связана с Нор-Па-де-Кале, через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией и Эльзасом), Мозель, Рона (судоходна ниже места впадения в неё реки Эн), Луара (до Роана) и Гаронна. Реки соединены между собой и с морским побережьем системой каналов (общая длина 2,8 тыс. км). Главные речные порты: Париж, Страсбур, Руан и Лилль.
Морской транспорт обслуживает главным образом внешнеторговые связи. Морской торговый флот насчитывает 425 судов (2021) общим тоннажем 8,2 млн брутто-регистровых т (свыше половины – наливные). 86 % суммарного грузооборота морских портов приходится на 8 крупнейших (2019): Марсель (78,9 млн т, в том числе около 1,5 млн контейнеров ДФЭ), Гавр (65,8 млн т и около 2,2 млн контейнеров ДФЭ; крупнейший в стране морской пассажирский порт), Дюнкерк (52,6 млн т), Кале (44,0 млн т), Нант – Сен-Назер (30,7 млн т), Руан (23,4 млн т), Ла-Рошель (9,8 млн т) и Бордо (6,8 млн т).
Трубопроводный транспорт начал развиваться после 2-й мировой войны; общая длина нефтепроводов около 2,9 тыс. км, нефтепродуктопроводов – около 5,1 тыс. км, газопроводов – свыше 15,3 тыс. км (2013).
Крупнейшая национальная авиакомпания – Air France (дочерняя французско-нидерландской Air France-KLM). На Парижский авиаузел приходится 53,6 % общего пассажирооборота и 85,9 % грузооборота авиационного транспорта (2019). В Париже действуют 3 аэропорта: международные Шарль-де-Голль (Руаси; 76,2 млн пассажиров, 1,9 млн т грузов, 2019, один из крупнейших в Европе) и Орли, внутренний Ле-Бурже (до 1977 главный, с 1981 обслуживает бизнес-авиацию; с 1908 на нём проводится самый престижный в мире авиасалон). Другие крупные международные аэропорты – в Ницце (14,5 млн пассажиров, 2019), Лионе (11,7 млн), Марселе (10,2 млн), Тулузе (9,6 млн), Мюлузе (совместно со швейцарским Базелем и германским Фрайбург-им-Брайсгау; 9,1 млн), Бордо (7,7 млн) и Нанте (7,2 млн).