Создание и современное состояние Трансальпийского нефтепровода
Создание и современное состояние Трансальпийского нефтепровода. Трансальпийский нефтепровод (итал. l’Oleodotto Transalpino, нем. Transalpine Ölleitung, англ. Transalpine Pipeline, TAL) длиной 753 км пролегает по территории итальянской области Фриули-Венеция-Джулия, трёх федеральных земель Австрии (Каринтия, Зальцбург и Тироль) и двух федеральных земель Германии (Бавария и Баден-Вюртемберг).
Предпосылкой к созданию Трансальпийского нефтепровода послужили экономический рост Западной Германии и, как результат, возросший спрос на энергоносители. Для снабжения нефтью южногерманских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в июне 1961 г. началось строительство Центральноевропейского нефтепровода (Central European Pipeline; CEL) из Генуи в Ингольштадт и окончилось в 1966 г.; в 1962 г. введён в строй Южноевропейский нефтепровод (South European Pipeline; SEPL) из Марселя (Франция) в Карлсруэ, откуда проложили ветку до Ингольштадта. Однако существовавших мощностей оказалось недостаточно, в связи с чем было принято решение о прокладке нефтяной трубы из Северо-Восточной Италии до Южной Германии.
Выбор Триеста в качестве первичного пункта приёма нефти обусловлен его стратегическим положением по отношению к целевому рынку, глубиной морского дна (нефтяные танкеры имеют наибольшую осадку среди судов) и региональной политикой итальянского правительства, стремившегося восстановить экономику города после Второй мировой войны 1939–1945 гг.
Строительные работы начались 9 декабря 1964 г. и завершились ровно через 1 тыс. дней в июне 1967 г., они велись одновременно на всём протяжении трассы. Бо́льшая часть нефтепровода расположена под землёй. При сооружении нефтемагистрали через горные хребты Альп было прорыто несколько туннелей общей протяжённостью 21 км.
Нефтепровод принадлежит группе компаний TAL Group, состоящей из трёх фирм, каждая из них осуществляет свою деятельность в одной из стран, через территорию которых пролегает нефтепровод: Società Italiana per l’Oleodotto Transalpino (S.I.O.T.) в Италии, Transalpine Ölleitung in Österreich в Австрии и Deutsche Transalpine Ölleitung в Германии.
В число акционеров группы входят крупные мировые нефтяные компании: австрийская OMV, британо-нидерландская Shell, российская «Роснефть», итальянская ENI, американская ExxonMobil, французская Total и др.
TAL Group имеет диверсифицированную структуру поставок: свыше 60 % всей нефти приходится на страны Каспийского моря (Азербайджан и Казахстан), переправляющие углеводороды через нефтепроводы, проложенные к портам Супса (Грузия) и Джейхан (Турция). По 15 % поступает из двух регионов мира – с Ближнего Востока (Ирак и Иран) и из Западной Африки (Нигерия). Около 5 % нефти доставляется из стран Северной Африки (Ливия и Египет).
Общая мощность перекачиваемого сырья составляет 41,2 млн т (2019). Суммарно нефтепровод обслуживает восемь НПЗ в трёх странах – Австрии, Германии и Чехии. Нефтемагистраль разделена на три секции:
TAL-IG – участок с диаметром труб 40 дюймов и длиной 465 км, соединяющий нефтехранилище Сан-Дорлинго-делла-Валле (на юго-востоке Триеста) с нефтяной станцией в Лентинге (в 7 км на северо-восток от баварского города Ингольштадт); снабжает шесть НПЗ: Швехатский (под Веной), Бургхаузенский (Германия, Бавария), Фобурский (к востоку от Ингольштадта) и Кёшингский (к северу от Ингольштадта). От Фобурга через систему трубопроводов компании Mero углеводороды поступают на чешские Кралупский (20 км к северо-западу от Праги) и Литвиновский (к северу от г. Мост) НПЗ;
TAL-NE – участок с диаметром труб 26 дюймов и длиной 22 км, соединяющий станцию в Лентинге с НПЗ компании Bayernoil в Нойштадте (Германия, Бавария);
TAL-OR – участок с диаметром труб 26 дюймов и длиной 266 км, связывающий станцию в Лентинге с НПЗ в г. Карлсруэ (Германия, Баден-Вюртемберг).
Трансальпийский нефтепровод позволяет удовлетворить потребности в нефти на 100 % в Южной Германии, на 90 % в Австрии и на 50 % в Чехии.