Каботажные перевозки
Кабота́жные перево́зки, перевозки грузов, пассажиров и багажа, осуществляемые перевозчиком между двумя пунктами одного и того же государства. Каботажные перевозки могут осуществляться различными видами транспорта: морским, автомобильным, воздушным.
Первоначально термин «каботаж» (франц. cabotage, нем. küstenfahrt, англ. coasting trade) применялся к судоходству по прибрежным маршрутам, от порта к порту (Каботаж //Энциклопедический словарь. 1894. С. 791–793). В современных условиях понятие «каботаж» может быть дополнено более широким понятием «каботажные перевозки», различающимся по виду транспорта: каботажные морские перевозки, каботажные автомобильные перевозки, каботажные воздушные перевозки.
Каботажные морские перевозки
Правовое регулирование каботажных морских перевозок в РФ основывается на нормах Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), подпункт 1 п. 1 и п. 2 ст. 4 которого раскрывает понятие «каботаж»: перевозка грузов, пассажиров и их багажа и/или буксировка судном, плавающим под Государственным флагом РФ, предусматривающая возможность его нахождения во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, исключительной экономической зоне РФ, континентальном шельфе РФ и/или в иных морских пространствах за пределами Государственной границы РФ.
Соответственно, совершая каботажную морскую перевозку, судно находится в каботажном рейсе, под которым понимается законченный процесс перевозки грузов и/или пассажиров судном между портами Российской Федерации. Рейс, осуществляемый между портами России и сопряжённый с выходом за пределы территориальных вод, заходом в исключительную экономическую зону РФ и возвращением в территориальные воды страны и далее в российский порт, является каботажным (см. также письмо Федеральной службы по тарифам от 11 марта 2008 № ЕВ-1192/10 «О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации»).
Таким образом, понятие «каботаж», содержащееся в КТМ РФ, охватывает деятельность судна, связанную с перевозкой грузов, пассажиров и их багажа и/или буксировкой, предусматривающую возможность его нахождения не только во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, но и в иных категориях морских пространств, расположенных за пределами Государственной границы Российской Федерации (Маслов. 2021. С. 22–24).
С 1 марта 2020 г. после вступления в силу изменений в ст. 4 КТМ РФ (п. 5 ст. 4 КТМ РФ) в России стало возможным использование судов под иностранными флагами для осуществления каботажа во внутренних морских водах и/или в территориальном море РФ. Для осуществления каботажа судно, плавающее под флагом иностранного государства, должно получить специальное разрешение, выдаваемое Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством обороны РФ [пункты 1, 2 Правил выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъёма затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 № 2033 «О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств»].
В морском каботажном плавании различают малый каботаж (проходит в пределах одного моря) и большой каботаж (производится между портами разных морей одного государства). Вместе с тем указанные виды морского каботажа «не слишком хорошо соотносятся с делением перевозок на осуществляемые в местном сообщении (в пределах одной транспортной организации), прямом (на основе одного документа несколькими транспортными организациями одного вида транспорта) и прямом смешанном сообщении (на основе одного документа несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта)» (Долинская. 2009. С. 6).
Каботажные автомобильные перевозки
Что касается каботажных автомобильных перевозок, в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (Закон № 127-ФЗ) предусмотрен прямой запрет на перевозки грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории РФ, транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. На границе груз должен быть перемещён на транспортное средство российского перевозчика. Филиал, представительство иностранного юридического лица, аккредитованные в РФ, российскими перевозчиками не являются. Таким образом, к осуществлению внутренних перевозок в России допускаются только российские юридические лица. За несоблюдение указанных требований предусмотрена административная ответственность (статьи 11.26, 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вместе с тем Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 627-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и статью 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"» (Закон № 627-ФЗ), вступающий в силу с 1 марта 2025 г., вносит существенные изменения в правовое регулирование осуществления каботажных автомобильных перевозок на территории России. Так, на законодательном уровне вводится понятие «каботажная автомобильная перевозка» – это перевозка по территории России грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащего им транспорта, в том числе временно ввезённого ими на территорию страны.
По общему правилу каботажные автомобильные перевозки запрещены. Однако с 1 марта 2025 г. каботажные автомобильные перевозки грузов могут производиться иностранными перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с международными договорами РФ, Законом № 127-ФЗ, а также установленными в соответствии с ними Правительством РФ условиями осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов. Исключение – перевозка опасных грузов.
Закон № 627-ФЗ также предусматривает условия и особенности осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов (например, транспортные средства для каботажных перевозок грузов должны быть оборудованы тахографами – контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей). За нарушение условий осуществления каботажных автомобильный перевозок иностранный перевозчик будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также будет отстранён от осуществления таких перевозок на 1 год.
«Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы», утверждённая Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 № 13, закрепляет, что представителям государств – членов ЕАЭС разрешено осуществлять каботажные автомобильные перевозки грузов. Данный документ направлен не только на либерализацию законодательства государств – членов ЕАЭС в области регулирования каботажных автомобильных перевозок, но и на снятие экономических барьеров между странами ЕАЭС.
С некоторыми ограничениями каботажные автомобильные перевозки грузов также предусмотрены и в пределах Европейского союза (Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 1072/2009).
Таким образом, в широком смысле под каботажными автомобильными перевозками понимается процесс доставки грузов, который включает погрузочно-разгрузочные работы, производимые силами иностранных грузоперевозчиков. При этом таким видом грузоперевозок имеют право заниматься только те транспортные компании, которые получили соответствующие правоустанавливающие документы и соблюдают предусмотренные требования (по продолжительности, частоте осуществления перевозок и пр.).
Каботажные воздушные перевозки
Международно-правовое регулирование каботажных воздушных перевозок состоит из Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (Конвенция). Согласно ст. 7 Конвенции под воздушными каботажными перевозками (каботаж) понимается транспортировка пассажиров, почты и груза воздушным судном между пунктами назначения в пределах территории одного государства за вознаграждение или по найму. Конвенция закрепляет право государств-участников отказывать воздушным судам других государств-участников в разрешении осуществлять воздушные каботажные перевозки на своей территории (Международное право. 2015).
Отечественное регулирование каботажных воздушных перевозок основывается на Воздушном кодексе РФ (ВК РФ). Согласно п. 5 ст. 63 ВК РФ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять международные воздушные перевозки с территории или на территорию России, если иное не предусмотрено международным договором РФ или разовыми разрешениями, выдаваемыми Федеральным агентством воздушного транспорта. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 527 регламентированы правила выдачи указанных разовых разрешений.