Киль
Киль (Kiel), город на севере Германии, столица и крупнейший город в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн.
Общие сведения
Население 247,5 тыс. человек (на 31 декабря 2021). Расположен на побережье Балтийского моря, в Кильской бухте, по обеим сторонам залива Килер-Фёрде, у входа в Кильский канал (в 60 км от границы с Данией). Площадь 118,65 км2. Один из ведущих транспортных узлов на севере ФРГ. Железнодорожными магистралями связан с Гамбургом, Любеком, Рендсбургом, Ноймюнстером, Фленсбургом и другими городами Германии, а также Дании. В Киле скрещиваются 6 скоростных автомагистралей. Важный торговый, рыболовный и пассажирский порт. Грузооборот 6,8 млн т (2019); по числу пассажиров (2,4 млн человек) занимает 2-е место среди германских портов на Балтийском море после Ростока. Паромные линии соединяют Киль с Гётеборгом (Швеция), Осло (Норвегия), Клайпедой (Литва), Санкт-Петербургом и Калининградом (Россия). Через Кильский канал ежегодно проходит около 30 тыс. судов (близ Киля шлюзы: «старый», 1895, и «новый», 1914). Киль – главная военно-морская база Германии на Балтийском море.
История
Основан в 1242 г. на месте торгового поселения, тогда же получил любекское городское право. В 1283–1518 гг. член Ганзы. В 1362 г. принял участие в неудачной войне ганзейских городов против датского короля Вальдемара IV Аттердага, в результате которой перешёл к датской короне. В 1469–1496 гг. находился в залоге у г. Любек. В 1526/1527–1542 гг. в Киле была проведена Реформация. В 1544 г. при разделе Шлезвиг-Гольштейна между королём Кристианом III и его братом герцогом Адольфом I город отошёл в т. н. герцогскую часть, находившуюся во владении династии Готторпов. В 1627 г. в ходе Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. захвачен имперскими войсками. В 1773 г. обменян вместе со всем Шлезвигом великим князем Павлом Петровичем (будущий российский император Павел I), имевшим титул герцога Готторпского, на другие датские владения, вновь вошёл в состав Дании. На заключительном этапе наполеоновских войн в 1813 г. захвачен шведскими войсками. Место подписания Кильских мирных договоров 1814 г. В 1844 г. первая железнодорожная линия Киль – Альтона связала Киль с Эльбой и Северным морем. В период Революции 1848–1849 гг. в Германии в Киле было создано временное правительство Шлезвиг-Гольштейна (март 1848). В 1864 г. в ходе датско-германской войны захвачен прусскими и австрийскими войсками, по Гаштейнской конвенции 1865 г. передан под управление Пруссии, стал главной базой прусского, с 1871 г. – германского имперского флота. В 1867 г. отошёл к Пруссии. В 19 в. специализацию экономики города определяли главным образом портовое хозяйство и судостроение. В 1838 г. основано первое крупное промышленное предприятие Киля – Maschinenbauanstalt und Eisengiesserei Schweffel und Howaldt (выпуск сельскохозяйственной техники, паровых котлов и печей, паровых двигателей; впоследствии выросло в верфь Howaldtswerke, на которой в 1850 была построена первая в Германии подводная лодка Brandtaucher). Во 2-й половине 19 в. Киль стал крупным центром военного кораблестроения. В 1860-х гг. были заложены верфи Norddeutsche Werft (с 1879 Germania Werft, с 1895 перешла в собственность концерна Krupp) и Königliche Werft Kiel (с 1871 Kaiserliche Werft Kiel), на которых строились, в частности, подводные лодки, линейные боевые корабли, а с начала 20 в. и авианесущие корабли. Важный толчок развитию экономики дал ввод в эксплуатацию Кильского канала (1887–1895; соединил Балтийское и Северное моря). Центр Кильского восстания 1918 г. По Версальскому мирному договору 1919 г. военное производство на верфях Киля было прекращено; Germania Werft выпускала исключительно гражданские суда, предприятие Kaiserliche Werft Kiel в 1920 г. было ликвидировано (производственные мощности и инфраструктура частично перешли комбинату Deutsche Werke со специализацией на локомотиво-, двигателе- и судостроении). Со 2-й половины 1930-х гг. Киль вновь стал крупным центром военного производства (военные корабли, торпеды, палубные самолёты и др.). В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. город подвергался массированным бомбардировкам британской и американской авиации (было разрушено свыше 80 % построек), 4 мая 1945 г. занят британскими войсками и включён в британскую зону оккупации Германии. С 23 августа 1946 г. столица земли Шлезвиг-Гольштейн, с 1949 г. в ФРГ. После 2-й мировой войны верфь Germania Werft была демонтирована, комбинат Deutsche Werke разукрупнён: ряд производств закрыт, часть мощностей перешла другим собственникам, в том числе фирме Howaldtswerke (с 1968 – Howaldtswerke – Deutsche Werft, HDW); крупнейшим в городе комплексом промышленных предприятий и основным работодателем стал многоотраслевой комбинат фирмы Maschinenbau Kiel (MaK; 1948; специализировался на выпуске судовых дизельных двигателей, дизельных локомотивов, колёсных и гусеничных автомобилей специального назначения, строительных машин, подъёмно-транспортного и текстильного оборудования; с начала 1960-х гг. выпускал также бронетанковую технику и разнообразное оборудование для военно-морских сил; с 1959 MaK принадлежала компании Bremer Atlas, в 1964 вошла в концерн Krupp под названием Krupp MaK; с конца 20 в. различные подразделения комбината принадлежат разным собственникам).
Архитектура
После 1945 г. город отстроен практически заново. В старой части Киля расположен комплекс Кильского дворца Гольштейн-Готторпских герцогов (около 1280, перестройки 16–17 вв., частично восстановлен после 1945; в 1728 здесь родился будущий российский император Пётр III). Церковь Святого Николая на Старом рынке (около 1240, западный фасад 19 в.); Ратуша (1907–1911, архитектор Г. Биллинг; построена по мотивам колокольни на венецианской площади Святого Марка). Перед церковью Святого Николая – скульптура Э. Барлаха «Духоборец» (1928).
Наука. Образование
Киль – важный центр культуры и образования. Университет имени Кристиана Альбрехта [1665, один из крупнейших университетов Германии – обучаются свыше 23 тыс. студентов; в составе университета свыше 165 научно-исследовательских подразделений, в том числе институты: мировой экономики, восточноевропейского права, педагогических наук и др.; музеи: зоологический (1881), геологический и минералогический, этнографический (1884)], Высшая школа искусств и дизайна Мутезиус (основана в 1907 как художественное училище, статус университета с 2005), Кильская высшая профессиональная школа (Университет прикладных наук, 1969). Центр океанических исследований имени Гельмгольца.
Музеи
Крупнейшие художественные музеи: Галерея искусств (1909, немецкая живопись и графика 16–20 вв., собрание античного искусства), Городская галерея (1988). Музей судоходства (1970, в здании бывшего рыбного рынка, 1909–1910), к которому относится также историческая гавань Киля. Городской музей (1970), Музей под открытым небом Мольфзе (этнографический). Среди других – музеи машин и механизмов, истории медицины и фармацевтики, фирмы Howaldtswerke.
Музыкальная жизнь
Крупнейший концертный зал Киля – «Остзехалле» (1951; с 2008 под названием «Шпаркассен-арена»). Среди музыкальных коллективов: Филармонический оркестр (1907), Филармонический хор (1907), Хор мальчиков собора Святого Николая (1968), хор «Мадригал» (1990).
Театральная жизнь
Городской театр (1841, основан в 1764 как частный театр) объединяет театры «Шаушпильхаус» (1898), «Опернхаус» (1907; здание 1905–1907, архитектор Г. Зелинг, разрушено при бомбардировке в 1944, восстановлено в 1953), «Театер им Верфтпарк» (1989).
Фестивали
Международные музыкальные фестивали: земли Шлезвиг-Гольштейн (с 1986; в 2008 посвящён русской музыке), «Кильские дни новой музыки» (с 2006, ежегодный).
Спорт
Киль – один из крупнейших в Европе центров парусного спорта. В 1936 и 1972 гг. проходили соревнования по парусному спорту в рамках Олимпийских игр. Ежегодно (с 1882, кроме 1914–1919 и 1940–1946) проводится «Кильская неделя» (включает регату, парад старинных судов, музыкальный фестиваль и др.). Проходили матчи чемпионата мира по гандболу (1961, 2007). Гандбольный клуб «ТХВ Киль» (основан в 1904; арена «Остзехалле», открыта в 1952, с 2008 «Шпаркассен-Арена», 10,3 тыс. мест для гандбольных матчей) – рекордный 21-кратный чемпион Германии (с 1957 по 2020), победитель (2007, 2010, 2012) и финалист (2000, 2008–2009, 2014) Лиги чемпионов, обладатель Кубка ЕГФ (Европейской гандбольной федерации; 1998, 2002, 2004, 2019). Футбольный клуб «Хольштайн» (1900; стадион «Хольштайн-Штадион», 1911, с 2019 – 15,0 тыс. мест) – чемпион Германии (1912), выступал (в сезоне 2019/2020) во второй Бундеслиге. Чемпионами Германии становились команды из Киля по американскому футболу («Киль Балтик Харрикейнз» в 2010), пулу («Килер Бильярд Юнион» в 1997–1998), игре в кегли («СГ ЭТВ/Ривален Киль» – в 2009 и 9 раз подряд в 2011–2019).
Хозяйство
С конца 20 в. важнейший сектор экономики Киля – сфера услуг (занято 88 % работающих, 2019), особенно большое значение он имеет как центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и образования; ускоренно развиваются наукоёмкие и высокотехнологичные отрасли индустрии. Киль – один из крупнейших финансовых центров на севере Германии. В городе расположены одна из двух штаб-квартир (вторая в Гамбурге) банковской корпорации Hamburg Commercial Bank, правления Förde Sparkasse, Kieler Volksbank, PSD Bank Kiel. В секторе страхового бизнеса выделяется компания Provinzial NordWest, в секторе торговых услуг – компания Rewe Group (контролирует самую разветвлённую в Шлезвиг-Гольштейне сеть розничной торговли продуктами питания), в секторе информационно-компьютерных услуг – фирма Consist Software Solutions (до 2008 – MaK DATA SYSTEM). Важное место в структуре сферы услуг в Киле занимает сектор управления, связанный с выполнением городом политико-административных функций столицы федеральной земли. В Киле расположены германские офисы шведской корпорации Stena Line (одна из крупнейших паромных компаний мира) и норвежской судоходной компании Color Line (одна из ведущих в Северной Европе). Значительный центр издательского дела; здесь размещается крупная издательская корпорация Kieler Zeitung Verlags- und Druckerei (выпускает в том числе главную из издаваемых в Киле газет – Kieler Nachrichten).
Главная отрасль промышленности – машиностроение. Киль – крупный центр германского судостроения и судоремонта (по суммарной производственной мощности судостроения уступает только Гамбургу и узлу Бремен – Бремерхафен). Верфь ThyssenKrupp Marine Systems (до 2012 называлась Howaldtswerke – Deutsche Werft, HDW) – крупнейшая в стране: выпускает гражданские суда (в том числе контейнеровозы, танкеры, плавучие рыбозаводы), подводные военные корабли (является одним из ведущих в мире производителей дизельных подводных лодок). Второе крупное судостроительное предприятие – завод фирмы Lindenau, Schiffswerft & Maschinenfabrik (основан в 1919 в г. Мемель, ныне Клайпеда, Литва; в 1945 переведён в Киль) – выпускает специальные танкеры для транспортировки нефтепродуктов и жидких химикатов, научно-исследовательские суда, а также продукцию смежных отраслей машиностроения. На верфи German Naval Yards Kiel производятся надводные военные корабли – фрегаты. В Киле построено и спущено на воду атомное грузовое судно Otto Hahn (1968, на верфи Howaldtswerke – Deutsche Werft) – одно из первых в мире. С конца 20 в. загрузка производственных мощностей судостроительных верфей Киля снижается.
Киль – один из ведущих германских центров по выпуску локомотивов и железнодорожного подвижного состава. Производство дизельных локомотивов на комбинате MaK осуществляется на базе отдельного подразделения (с 1998 в структуре транспортно-машиностроительного концерна Vossloh; в Киле находится штаб-квартира его дочерней компании Vossloh Locomotives и головное предприятие). Производство судовых дизельных двигателей (обеспечивало до 80 % стоимости условно чистой продукции фирмы Krupp MaK) с 1997 г. контролирует компания Caterpillar Motoren, мощности литейного производства с 2013 г. принадлежат Caterpillar Castings Kiel (обе – дочерние фирмы американского машиностроительного концерна Caterpillar). Выпуск бронетанковой техники, торпед и артиллерийских снарядов на производственных площадках MaK с 2000 г. осуществляет один из ведущих германских военно-промышленных концернов, Rheinmetall (подразделение Rheinmetall Landsysteme).
Развиты радиоэлектронная и электротехническая промышленность, производство высокоточных оптических и механических приборов. Компания Hagenuk Marinekommunikation (в составе Atlas Elektronik) – один из важнейших поставщиков навигационных приборов и систем для военных кораблей и гражданских судов страны. По заказам главным образом судостроительной промышленности работают предприятия фирмы Raytheon Anschütz (принадлежит американскому оборонному концерну Raytheon Technologies Corporation; производство гирокомпасов, электронного и навигационного оборудования) и компании Electroacustic (ELAC; выпуск эхолотов, разнообразной гидроакустической аппаратуры). Производство полиграфического оборудования (предприятия HELL Gravure Systems). Традиционно развито производство стрелкового оружия, в том числе спортивно-охотничьего (фирма J.P. Sauer & Sohn Maschinenbau). Основная отрасль пищевкусовой промышленности – рыбоперерабатывающая (холодильные предприятия, рыбоконсервные заводы). Имеются небольшие предприятия химической (в том числе фармацевтической) и лёгкой (полиграфической, мебельной и др.) промышленности.
Окрестности
В пригороде Мольфзе – музей Шлезвиг-Гольштейна под открытым небом (крупнейший в Северной Германии; крестьянские дворы, мельницы, сараи, амбары, пекарни 16–19 вв.).