Транспортная сеть
Тра́нспортная сеть, совокупность линий различных видов транспорта (путей, дорог) определённой территории или акватории, соединяющих транспортные узлы и пункты (города, сельские поселения, районы, крупные промышленные предприятия и т. п.). Состоит из отдельных транспортных линий или путей сообщения (сеть железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов, внутренних водных и морских путей, авиалиний, маршрутов общественного пассажирского транспорта), которые различаются по функциям, пропускной способности, нагрузке и интенсивности потоков. Чаще всего под транспортной сетью понимается сеть линий сухопутного транспорта и внутренних водных путей на определённой территории. Для морского и воздушного транспорта термин «транспортная сеть» используется значительно реже. Внутри городов транспортная сеть представлена улично-дорожной сетью (совокупностью скоростных автомагистралей, обычных автодорог и тех городских улиц, по которым возможно движение пассажирского и грузового транспорта) и сетью маршрутов городского пассажирского транспорта (линиями трамвая, троллейбуса, автобуса, маршрутных такси, скоростного автобуса, скоростного трамвая, городских железных дорог, метрополитена, монорельсовых дорог, маглева, пиплмуверов, подвесных канатных дорог, фуникулёров, водного транспорта).
Важнейшие (главные) межрайонные транспортные пути и линии, обладающие высокой пропускной способностью или по которым проходят крупные транспортные потоки (грузовые или пассажирские), называются транспортными магистралями. Протяжённые мультимодальные (многовидовые) транспортные магистрали, проходящие по территории нескольких экономических районов или стран, называются транспортными коридорами. Они организованы в конце 1990-х и начале 2000-х гг. в Европе (панъевропейские) и Азии (евро-азиатские, азиатские).
Главные функции транспортной сети: обеспечение взаимодействия между элементами территориальных систем хозяйства и населения; транспортное обслуживание территорий и акваторий. Основные географические характеристики транспортной сети: протяжённость, плотность (густота), конфигурация (геометрические очертания на карте), топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), пропускная способность (отдельных узлов, линейных участков и сети в целом). Конфигурация и топология транспортной сети детерминируются размещением сопряжённых с нею сетью городов и поселений, системой природных барьеров и рек, особенностями экономики территории, историей территории. Основными типами конфигураций транспортной сети являются радиальный, радиально-полукольцевой (веерный), радиально-кольцевой, решётчатый (шахматный), древовидный, линейно вытянутый, хаотичный. Топологическая структура транспортной сети описывается при помощи прикладного аппарата теории графов (Kansky. 1963; Тархов. 1989; 2005).
Протяжённость транспортных сетей измеряется в километрах, милях и других национальных единицах длины. Единой информационной системы учёта протяжённости сети линий разных видов транспорта всех стран мира и мира в целом не существует; отдельные информационные источники ООН (UN Data), ЮНКТАД (UNCTAD), Справочник ЦРУ по странам мира (CIA World Factbook) содержат множество ошибок, недостоверных и несопоставимых статистических данных, противоречащих данным статистических бюро и управлений отдельных стран. По некоторым странам такие статистические данные не публикуются вообще. Статистика отдельных стран несопоставима, т. к. в каждой стране используется своя методология расчёта протяжённости. Единственным источником, покрывающим все страны мира и позволяющим оценить протяжённости сети железных и автомобильных дорог, внутренних водных путей и трубопроводов всего мира в целом и отдельных частей света, является Справочник ЦРУ по странам мира, где приводятся цифры по каждой стране. Все указанные ниже цифры взяты из этого источника или рассчитаны автором на основе приведённых в нём данных.
Протяжённость сетей линий отдельных видов сухопутного транспорта (км) по частям света и миру в целом в 2014–2018 гг.
Части света/виды транспортной сети | Европа* | Азия | Африка | Америка | Австралия и Океания | Мир в целом |
Железные дороги | 360 361 (40) | 361 807 (37) | 89 049 (38) | 488 220 (21) | 38 068 (3) | 1 337 505 (139) |
Автодороги все | 7 869 308 (49) | 14 757 915 (52) | 2 845 173 (55) | 10 972 996 (51) | 998 570 (25) | 37 443 962 (232) |
Автодороги с твёрдым покрытием** | 6 147 029 (49) | 7 636 193 (50) | 766 873 (55) | 5 702 630 (51) | 430 690 (25) | 20 683 145 (230) |
Автодороги без твёрдого покрытия** | 1 452 279 (27) | 6 934 669 (33) | 2 059 786 (55) | 5 270 362 (36) | 567 520 (18) | 16 221 616 (169) |
Скоростные автомагистрали (автострады) | 92 421 (33) | 208 458 (27) | 8427 (10) | 123 128 (16) | 13 203 (3) | 445 637 (89) |
Внутренние водные пути | 167 737 (36) | 259 756 (27) | 50 261 (23) | 173 938 (21) | 12 203 (3) | 663 895 (110) |
Магистральные газопроводы | 377 974 (35) | 252 351 (37) | 42 882 (22) | 2 175 056 (16) | 32 554 (2) | 2 880 817 (112) |
Магистральные нефтепроводы | 81 069 (27) | 103 707 (33) | 38 215 (22) | 308 061 (20)*** | 4161 (3) | 535 213 (105) |
Нефтепродуктопроводы | 46 938 (17) | 56 436 (21) | 10 361 (13) | 28 301 (11)*** | 270 (2) | 142 306 (64) |
Трубопроводы попутного нефтяного газа | - | 5469 (9) | 3696 (3) | 679 (1) | 172 (1) | 10 016 (14) |
Конденсатопроводы | 502 (1) | 5020 (11) | 4303 (7) | 257 (1) | 331 (1) | 10 413 (20) |
Этанолопроводы | - | - | - | 77 (1) | - | 77 (1) |
Метрополитены | 3579 (23) | 10 884 (23) | 108 (2) | 2578 (12) | 36 (1) | 17 185 (61) |
* включая Россию;
** учёт протяжённости автодорог с твёрдым и грунтовым покрытием раздельно в ряде стран не ведётся, поэтому сумма протяжённости дорог с твёрдым и грунтовым покрытием не равна общей протяжённости всех автодорог;
*** в статистических справочниках по США и Канаде протяжённость нефтепроводов и нефтепродуктопроводов даётся только вместе.
В скобках указано число стран, по которым есть статистическая информация. К странам отнесены не только независимые, но и зависимые государства.
Статистические данные относятся к 2013–2020 гг., но большинство – к 2014–2018 гг.; по метрополитену – к 2021 г.
Составлена автором.
Протяжённость сети железных дорог мира (тыс. км, 2015–2020) составляет 1337, в том числе Америки – 488 (36,5% мировой сети), Азии – 362 (27,0%), Европы – 360 (26,9%), Африки – 89 (6,7%), Австралии и Океании – 38 (2,9%). Железные дороги проложены в 139 странах мира, в том числе в 40 европейских, 38 африканских, 37 азиатских, 21 американской и 3 странах Австралии и Океании. Наибольшую их протяжённость (тыс. км) имеют США (293,6), Китай (146,0), Россия (87,2), Канада (77,9), Индия (68,5). В Европе самая большая по длине сеть железных дорог в Германии (33,6), во Франции (29,6), на Украине (21,7), в Италии (20,2), Польше (19,2), Великобритании (16,8), Испании (15,3), Швеции (14,1), Румынии (11,3); в Азии наряду с Китаем и Индией – в Японии (27,3), Казахстане (16,6), Турции (12,7), Пакистане (11,9), Иране (8,5), Индонезии (8,1), КНДР (7,4); в Африке – в ЮАР (21,0), Судане (7,3), Египте (5,1), Мозамбике (4,8), Танзании (4,6); в Америке – кроме США и Канады, в Аргентине (36,9), Мексике (20,8), Бразилии (29,9), на Кубе (8,4), в Чили (7,3); в Океании – в Австралии (33,3) и Новой Зеландии (4,1).
Первая в мире железная дорога открыта в 1825 г. в Великобритании. Последними странами, где были проложены и открыты первые железные дороги, стали Афганистан (2011), Нигер (2015), ОАЭ (2016), Лаос (декабрь 2021).
Высокоскоростные пассажирские железные дороги (ВСЖД; имеют специально построенное полотно и переменный ток высокого напряжения, позволяющие поездам развивать скорость более 200 км/ч) действуют в 20 странах, их общемировая протяжённость составляет 53 984 км (конец 2021). 70% (37 900 км) мировой сети ВСЖД расположено в Китае. ВСЖД действуют ещё в 7 странах Азии (км), в том числе в Японии (3059), Южной Корее (893), Узбекистане (780), Турции (677), Саудовской Аравии (453), на Тайване (345); на Азию приходится 81,8% общемировой сети ВСЖД (44 133 км). В Европе они есть в 11 странах (9651 км; 17,9%), в том числе в Испании (3402), во Франции (2734), Германии (1571), Италии (1059), Бельгии (326). В Африке ВСЖД действует лишь в Марокко (200 км). В Америке, Австралии и Океании таких дорог пока нет. Первые в мире ВСЖД открыты в Японии (1964), Италии (1977) и во Франции (1981), новейшие – в Саудовской Аравии и Марокко (2018), Гонконге (2018), Дании (2019).
Протяжённость сети всех автодорог (с твёрдым и грунтовым покрытием, вместе взятых, тыс. км) в мире составляет 37 444, в том числе в Азии – 14 758 (39,4% мировой сети), Америке – 10 973 (29,3%), Европе – 7869 (21,0%), Африке – 2845 (7,6%), Австралии и Океании – 999 (2,7%). Автодороги имеются в 232 странах мира (в 55 африканских, 52 азиатских, 51 американской, 49 европейских, 25 странах Австралии и Океании). Наибольшая их протяжённость (тыс. км) в США (6587), Китае (4 961), Индии (4699), России (1666) и Бразилии (1563). В Европе самой большой по длине сетью всех автодорог располагают Франция (950), Испания (683), Германия (644), Швеция (573), Италия (488), Польша (425), Великобритания (394), Венгрия (204), Украина (170), Нидерланды (139), Австрия (137), Греция (117), Финляндия (104); в Азии наряду с Китаем и Индией – Япония (1219), Индонезия (497), Бангладеш (369), Пакистан (264), Иран (223), Саудовская Аравия (221), Филиппины (216), Вьетнам (195), Таиланд (180), Мьянма (157), Малайзия (144), Шри-Ланка (114), Монголия (113), Южная Корея (100), Казахстан (95); в Африке – ЮАР (750), Нигерия (194), Кения (178), Демократическая Республика Конго (152), Эфиопия (144), Гана (110), Алжир (104); в Америке, кроме США и Бразилии, – Канада (1042), Мексика (398), Аргентина (281), Колумбия (207), Перу (141), Венесуэла (96); в Океании – Австралия (874) и Новая Зеландия (94).
Длина всех автодорог с твёрдым покрытием (тыс. км) в мире – 20 683, в том числе в Азии – 7636 (36,9% мировой сети), Европе – 6147 (29,7%), Америке – 5703 (27,6%), Африке – 767 (3,7%), Австралии и Океании – 431 (2,1%). Автодороги с твёрдым покрытием существуют в 230 странах мира (55 африканских, 51 американской, 50 азиатских, 49 европейских, 25 странах Австралии и Океании). Наибольшая их протяжённость (тыс. км) – в Китае (4339), США (4305), России (1171), Японии (993). В Европе самой большой по длине сетью автодорог с твёрдым покрытием располагают Франция (950), Испания (683), Германия (644), Италия (488), Великобритания (394), Польша (304), Украина (166), Швеция (140), Нидерланды (139), Австрия (137), Бельгия (118), Греция (107), Ирландия (100), Белоруссия (87), Венгрия (77), Румыния (77), Норвегия (72), Швейцария (71); в Азии наряду с Китаем и Японией – Индонезия (284), Индия (244), Иран (195), Пакистан (185), Вьетнам (148), Малайзия (116), Бангладеш (110), Южная Корея (93), Казахстан (82), Узбекистан (76), ОАЭ (63), Сирия (63), Ирак (60), Саудовская Аравия (48), Туркмения (48); в Африке – ЮАР (158), Эфиопия (120), Алжир (72), Нигерия (60), Марокко (57), Египет (48), Ливия (34); в Америке, кроме США, – также Канада (416), Бразилия (213), Колумбия (207), Мексика (175), Аргентина (118), Чили (41); в Океании – Австралия (353) и Новая Зеландия (62).
Общемировая протяжённость скоростных автомагистралей (или автострад; т. е. многополосных автодорог с усовершенствованным покрытием высшего качества, не имеющих пересечения с другими автодорогами в одном уровне, что позволяет развивать высокую скорость движения автомобилей; тыс. км) составляет 446, в том числе в Азии – 208 (46,8% мировой сети), Америке – 123 (27,6%), Европе – 92 (20,7%), Австралии и Океании – 13 (3,0%), Африке – 8 (1,9%). Скоростные автострады расположены в 89 странах мира (33 европейских, 27 азиатских, 16 американских, 10 африканских, 3 странах Австралии и Океании). Максимальная их протяжённость (тыс. км) – в Китае (161,0), США (76,3), Испании (17,2) и Канаде (17,0).
В Европе самую большую по длине сеть скоростных автострад (км), кроме Испании, имеют Германия (12 966), Франция (11 882), Италия (6758), Россия (6101), Польша (4295), Великобритания (3497), Нидерланды (3530), Португалия (3187), Греция (2500), Швеция (1913), Швейцария (1764), Бельгия (1747), Австрия (1719); в Азии, кроме Китая, – Япония (10 021), Южная Корея (4800), Саудовская Аравия (3891), Турция (3523), Пакистан (2790), ОАЭ (2614), Иран (2400), Индонезия (2391), Тайвань (2085), Оман (1943), Малайзия (1821), Индия (1728); в Африке – Алжир (2763), Марокко (1839), Нигерия (1500), Египет (1034), Тунис (437); в Америке, кроме США и Канады, - Мексика (10 362), Бразилия (10 168), Чили (2387), Колумбия (2279), Венесуэла (1851); в Океании – Австралия (3132) и Новая Зеландия (360).
Длина внутренних водных путей в мире (тыс. км) – 664, в том числе в Азии – 260 (39,1% мировой сети), Америке – 174 (26,2%), Европе – 168 (25,3%), Африке – 50 (7,6%), Австралии и Океании – 12 (1,8%). Они расположены в 110 странах мира (36 европейских, 27 азиатских, 23 африканских, 21 американской, 3 странах Австралии и Океании). Наибольшая протяжённость внутренних водных путей (тыс. км) – в Китае (110,0), России (102,0), США (41,0), Бразилии (50,0) и во Вьетнаме (47,1). В Европе самой большой по длине сетью внутренних водных путей располагают Франция (8,5), Финляндия (8,0), Германия (7,5), Нидерланды (6,2), Польша (4,0); в Азии наряду с Китаем и Вьетнамом – Индонезия (26,1), Индия (14,5), Мьянма (12,8), Бангладеш (8,4), Малайзия (7,2), Ирак (5,3); в Африке – Демократическая Республика Конго (15,0), Нигерия (8,6), Судан (4,1); в Америке наряду с США и Бразилией – Колумбия (24,7), Аргентина (11,0), Боливия (10,0), Перу (8,8), Венесуэла (7,1), Канада (4,4); в Океании – Папуа – Новая Гвинея (11,0).
Протяжённость сети магистральных газопроводов (тыс. км) мира – 2881, в том числе в Америке – 2175 (75,5% мировой сети), Европе – 378 (13,1%), Азии – 252 (8,8%), Африке – 43 (1,5%), Австралии и Океании – 33 (1,1%). Они проложены в 112 странах (37 азиатских, 35 европейских, 22 африканских, 16 американских, 2 странах Австралии и Океании). Наибольшую протяжённость сеть магистральных газопроводов (тыс. км) имеют США (1984,0), Россия (177,7), Канада (111,0) и Китай (76,0). В Европе самой большой по длине сетью магистральных газопроводов располагают Украина (36,7), Великобритания (28,6), Италия (20,2), Франция (15,3), Польша (14,2), Испания (10,5), Словакия (8,5), Норвегия (8,5), Чехия (7,2); в Азии, кроме Китая, – Иран (20,8), Казахстан (15,3), Турция (14,7), Узбекистан (13,7), Индия (13,6), Пакистан (13,0), Индонезия (11,7), Туркмения (7,5), Малайзия (6,4); в Африке – Алжир (16,4), Египет (8,0); в Америке наряду с США и Канадой – Аргентина (29,9), Мексика (16,0), Бразилия (11,7), Венесуэла (5,9); в Океании – Австралия (30,1).
В мире насчитывается 535 тыс. км магистральных нефтепроводов, в том числе в Америке – 308 (57,6%), Азии – 104 (19,4%), Европе – 81 (15,1%), Африке – 38 (7,1%), Австралии и Океании – 4 (0,8%). Они проложены в 105 странах (33 азиатских, 27 европейских, 22 африканских, 20 американских, 3 странах Австралии и Океании). Самую большую по протяжённости сеть (тыс. км) имеют США (240,7), Россия (54,8) и Китай (30,4). В Европе наиболее протяжённой их сетью располагают Великобритания (5,3), Украина (4,5); в Азии – Индия (8,9), Иран (8,6), Казахстан (8,0), Индонезия (7,8), Ирак (5,4), Саудовская Аравия (5,1), Оман (3,6), Пакистан (3,5); в Африке – Алжир (7,0), Ливия (7,0), Египет (5,2), Нигерия (4,4), Судан (4,1); в Америке – Канада (23,6), Мексика (10,4), Венесуэла (8,6), Колумбия (6,8), Аргентина (6,2); в Океании – Австралия (3,6).
Длина сети нефтепродуктопроводов (тыс. км) в мире – 142, в том числе в Азии – 56 (39,7%), Европе – 47 (33,0%), Америке – 28 (20,0%), Африке – 10 (7,3%), Австралии и Океании – 0,3 (0,02%). Они есть в 64 странах (21 азиатской, 17 европейских, 13 африканских, 11 американских, 2 странах Австралии и Океании). Самую протяжённую их сеть имеют Китай (27,7), Россия (19,3), Индия (11,1), Мексика (8,9), Иран (7,9), Бразилия (5,9), Франция (5,1), Великобритания (4,9), Испания (4,4), Украина (4,4), Нигерия (3,9), Аргентина (3,6), Колумбия (3,4).
Протяжённость трубопроводов по транспортировке попутного нефтяного газа (км) в мире – 10 016, в том числе в странах Азии – 5469 (54,6%), Африке – 3696 (36,9%), Америке – 679 (6,8%), Океании – 172 (1,7%). Они проведены в 14 странах, наибольшая их протяжённость (км) – в Алжире (3447), Индии (2054), Саудовской Аравии (1183), Ираке (913), Перу (679), Иране (570), ОАЭ (300).
Протяжённость конденсатопроводов (км) в мире – 10 413, в том числе в странах Азии – 5020 (48,2%), Африки – 4303 (41,3), Европы – 502 (4,8%), Океании – 331 (3,2%), Америки – 257 (2,5%). Они проведены в 20 странах, наибольшая их протяжённость (км) – в Алжире (2600), Индонезии (1064), Иране (973), Ливии (882), Казахстане (658), ОАЭ (533), Катаре (509), Великобритании (502), Египте (486), во Вьетнаме (470), Малайзии (354), Новой Зеландии (331), Тринидаде и Тобаго (257).
Протяжённость линий метрополитена в мире (км; 2021) – 17 185 км, в том числе в Азии – 10 844 (63,1%), Европе – 3579 (20,8%), Америке – 2578 (15,0%), Африке – 108 (0,7%), Австралии – 36 (0,3%). Метрополитен работает в 61 стране (23 европейских, 23 азиатских, 12 американских, 2 африканских, 1 стране Австралии и Океании). По протяжённости всей сети линий (км, 2021) выделяются Китай (6672; 38,8% всей мировой сети; действуют 43 системы), США (1328; 14 систем), Южная Корея (871; 8 систем), Япония (791; 13 систем), Индия (732; 13 систем), Россия (616; 7 систем), Испания (458; 3 системы), Великобритания (446; 5 систем), Германия (387; 4 системы), Франция (357; 6 систем), Бразилия (345; 7 систем). Самыми протяжёнными сетями линий метрополитена (км, 2021) располагают Шанхай (831), Пекин (727), Гуанчжоу (589), Сеул (541), Чэнду (519), Нью-Йорк (425), Москва (415), Шэньчжэнь (411), Лондон (402), Дели (389), Нанкин (377), Чунцин (370), Ухань (360), Токио (316), Ханчжоу (306), Мадрид (293), Сиань (258).
Наиболее протяжённые транспортные сети имеют, как правило, страны с большими территорией и численностью населения. Однако из-за разного их функционального значения в национальных и региональных транспортных системах длина линий отдельных наземных видов транспорта несопоставима, а потому трудно оценить общую протяжённость сетей линий всех видов транспорта вместе. Л. И. Василевский (Экономические связи и транспорт ... 1963; Транспортная система ... 1971) предложил рассчитывать для этого приведённую (интегральную) протяжённость транспортной сети разных стран и регионов, но не суммируя длину линий разных видов транспорта, а взвешивая каждый по их вкладу в освоение транспортных потоков, приняв за эквивалент 1 км железной дороги (1 км водного пути = 1 км железной дороги, 1 км автомагистрали = 0,45 км железной дороги, 1 км автодороги с твёрдым покрытием = 0,15 км железной дороги, 1 км грунтовой дороги = 0,01 км железной дороги, 1 км магистральных трубопроводов для нефти и нефтепродуктов = 1 км железной дороги, 1 км газопровода = 0,3 км железной дороги). С учётом этого веса приведённая длина общей сети наземных путей сообщения (тыс. км, 2018) в мире составляет 7008, в том числе в США – 1862, Китае – 889, России – 417, Франции – 209, Индии – 188, Канаде – 188, Японии – 184, Австралии – 179, Германии – 154, Бразилии – 146, Италии – 107, Великобритании – 82.
К показателям густоты транспортной сети относятся коэффициенты Энгеля: d1 = L / S и d2 = L / √ SP, где L – протяжённость транспортной сети, S – площадь страны или района, Р – численность населения страны или района (рассчитывают на 10 тыс. жителей); Василевского: d3 = L / ³√SPQ, где L – протяжённость транспортной сети, S – площадь страны или района, Р – численность населения страны или района (рассчитывают на 10 тыс. жителей), Q – ВВП в млн долларах; Гольца: d4 = L / √Sосв х N, где Sосв – площадь освоенной территории, N – число населённых пунктов.
Чаще всего используют первый из них – простой коэффициент Энгеля (d1). Для сети железных дорог его значения (км на 1000 км2) варьируют от 0,03 до 142,2. Наибольшую густоту имеют сети железных дорог в Швейцарии (142,2 км на 1000 км2), Чехии (121,8), Бельгии (118,6), Люксембурге (106,2). Самые высокие значения её в других странах Европы характерны для Германии (96,3), Нидерландов (90,2), Дании (81,9), Словакии (74,4), Австрии (70,3), Великобритании (69,6), а минимальные – для России (5,3), Норвегии (13,8), Боснии и Герцеговины (18,9), Греции (19,5). Среди азиатских стран наибольшую густоту сети железных дорог имеют Япония (74,9), Израиль (64,4), КНДР (61,8), Южная Корея (41,0), Ливан (39,2), Азербайджан (35,6), Армения (27,7), минимальные – Афганистан (0,2), Филиппины (0,3), Непал (0,4), Монголия (1,2), Лаос (1,8), Киргизия (2,2). В странах Африки самые высокие значения имеют Эсватини (17,5), ЮАР (17,3), Тунис (14,0) и Того (10,4), минимальные – Нигер (0,03), Ангола (0,2), Южный Судан (0,4), Мали (0,5), Эфиопия (0,6) и Мавритания (0,7). Наибольшую густоту в Америке имеют сети железных дорог Кубы (76,2), США (32,1), Аргентины (13,5), Мексики (10,7), Доминиканской Республики (10,3), Чили (9,8), а наименьшую – Парагвая (0,1), Венесуэлы (0,5), Сальвадора (0,6). В Океании наиболее густа сеть железных дорог Фиджи (32,7) и Новой Зеландии (15,6), тогда как в Австралии она самая разрежённая (4,3).
Значения густоты сети автодорог с твёрдым покрытием (км/1000 км2) варьируют от 8557 (Мальта) до 0,1 (Гренландия). Простой коэффициент Энгеля неприменим при оценке густоты сети автодорог для плотно заселённых мелких островных стран (Вест-Индии, Полинезии, Микронезии и др.), а также для сухопутных микрогосударств (Монако, Лихтенштейн и т. п.), поскольку его значения в результате деления на крайне малую по размеру площадь территории приобретают очень большие величины, превышающие значения этого коэффициента для больших, средних и малых стран в несколько раз. Например, среди африканских стран самую высокую густоту сети автодорог с твёрдым покрытием имеют Маврикий (1172 км/1000 км2 сухопутной территории), Сейшельские Острова (1117), Коморы (300), Сан-Томе и Принсипи (240), Кабо-Верде (231), тогда как континентальные страны по сравнению с ними – очень низкие значения: ЮАР (130), Эфиопия (110). В странах Вест-Индии она ещё выше: Барбадос (3953), Американские Виргинские Острова (3642), Пуэрто-Рико (2998), Каймановы Острова (2973), Гренада (2622), Мартиника (1879), Тринидад и Тобаго (1622), Ямайка (1495), тогда как в странах среднего размера (по площади) она значительно меньше: Куба (272), Мексика (90), Панама (85). Такие большие различия в значениях связаны с разной системой учёта автодорог в разных странах мира.
Самую высокую плотность автодорог с твёрдым покрытием (простой коэффициент Энгеля, км на 1000 км2; без учёта небольших сухопутных и мелкоостровных стран) имеют густозаселённые большие и средние по размерам страны Европы и Япония. В крупноплощадных странах, территория которых освоена лишь частично, плотность автодорог с твёрдым покрытием значительно ниже, чем в густозаселённых странах Западной Европы и Японии: США (471), Китай (465), Швеция (341), Норвегия (237), Индонезия (156), Иран (128), Индия (82), Россия (72), Канада (46), Австралия (46), Аргентина (43), Алжир (30), Казахстан (30), Бразилия (26), Саудовская Аравия (22).
В Европе наибольшую густоту имеют сети автодорог с твёрдым покрытием в Нидерландах (4105), Бельгии (3911), Германии (1848), Швейцарии (1789), Дании (1757), Австрии (1662), Италии (1658), Великобритании (1630), Франции (1483), Ирландии (1449), Испании (1369); в Азии – в Японии (2723), Ливане (2122), на Кипре (1465), в Тайване (1326), Южной Корее (957), Израиле (910), Бангладеш (847); в Африке – в ЮАР (130), Джибути (124), Эфиопии (110), Тунисе (79); в Америке – в США (471), на Кубе (272), в Сальвадоре (258), Доминиканской Республике (204), Колумбии (199), Коста-Рике (167); в Австралии и Океании – в Новой Каледонии (308), Новой Зеландии (233). Минимальные значения густоты характерны для стран Африки: Чад (0,2), ЦАР (1,1), Демократическая Республика Конго (1,3), Южный Судан (3,1), Нигер (3,1), Габон (3,5), Мали (3,7), Мавритания (3,9); ряда стран Азии: КНДР (6), Монголия (7), Йемен (12); ряда стран Америки: Гренландия (0,1), Фолклендские острова (4,1), Гайана (4,1), Французская Гвиана (5,3), Боливия (9).
Таким образом, наибольшую плотность транспортной сети имеют небольшие и средние экономически высокоразвитые страны Европы и Азии: Нидерланды, Бельгия, Дания, Германия, Япония, Южная Корея и др.