Трубопроводный транспорт
Трубопрово́дный тра́нспорт (англ. pipeline transport), узкоспециализированный вид транспорта, включающий в себя нефтепроводы, газопроводы, аммиакопроводы, гидротранспорт полезных ископаемых, морские трубопроводы, пневматическую почту и др. для транспортировки жидких и газообразных (воды, углеводородного сырья, продуктов переработки нефти, газа и др.), а также твёрдых (угля и других полезных ископаемых, горных пород, цемента, бетона, целлюлозы, твёрдых отходов и др.) материалов.
Трубопроводный транспорт является предпочтительным способом транспортировки по сравнению с другими видами, такими как автомобильный и железнодорожный, по ряду причин, в частности благодаря его безопасности для окружающей среды и надёжности. Постоянные затраты на топливо и электроэнергию при транспортировке грузов по трубопроводам намного меньше, чем посредством других видов транспорта. Кроме того, трубопроводы прокладываются по кратчайшему расстоянию между пунктами отправления и назначения, благодаря чему транспортные работы менее длительны и более экономичны. К важному преимуществу относится возможность трубопроводного транспорта функционировать в любых климатических условиях, что позволяет транспортировать груз с постоянно заданным объёмом.
Постоянные затраты на обеспечение трубопроводного транспорта включают в себя эксплуатационные расходы, оплату труда персонала, простой транспортных средств, а также обеспечение материально-технической базы. Переменные затраты необходимы для обеспечения топливом и электроэнергией, а также для технического обслуживания, ремонтных работ и амортизации оборудования.
Типы трубопроводного транспорта
Трубопроводный транспорт подразделяется на технический, промышленный, магистральный. Технический осуществляет связь технологических процессов внутри предприятия и имеет длину до 1–3 км. Промышленный используется между предприятиями одной отрасли (до 10–15 км). Магистральный используется между предприятиями различных отраслей и имеет протяжённость от нескольких десятков до нескольких тысяч километров.
Трубопроводный транспорт может быть непрерывным (не нарушающим сплошности потока транспортируемой или несущей сред) и периодическим, к которому относится контейнерный трубопроводный транспорт. В зависимости от несущей среды периодический трубопроводный транспорт разделяется на гидравлический и пневматический, с электроприводом и приводом от линейного электродвигателя.
Гидравлический разделяется на напорный, когда контейнеры транспортируются по трубопроводу под действием напора воды, и безнапорный, когда перемещение контейнеров осуществляется с помощью движителей или тяговых механизмов.
Для изготовления трубопроводов, в зависимости от назначения, используются различные материалы, в том числе металл (сталь, чугун, алюминий и др.), бетон, иногда пластмассы и др. В большинстве случаев трубопровод состоит из секций, которые свариваются между собой. Линии трубопроводного транспорта оборудуются насосами, клапанами, компрессорными станциями, трубопроводной арматурой, отводами, заглушками, затворами и др.
Размещение трубопроводного транспорта осуществляется с учётом особенностей и факторов, оказывающих влияние на его районирование, таких как природные условия районов прохождения трассы трубопроводов, формы организации производства, технические показатели трубопроводного транспорта и др.
Трубопроводный транспорт России
Трубопроводный транспорт в России является стратегическим объектом с наибольшим объёмом грузооборота. Практически весь объём добываемых углеводородов транспортируется по системе разветвлённой сети магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, проходящих по территории практически всех субъектов Российской Федерации.
История создания трубопроводного транспорта в России связана со строительством инженерно-технического сооружения по проекту В. Г. Шухова; посредством этого комплекса началась транспортировка углеводородов. Ещё в 1863 г. Д. И. Менделеев предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов. С разработкой проектов трубопроводов началось развитие производства труб. В 1878 г. В. Шухов разработал проект первого российского нефтепровода Балаханы – Чёрный город (Бакинские нефтепромыслы), положивший начало развитию инфраструктуры данного вида транспорта, а также созданию научных методик по инженерному проектированию и строительству трубопроводных сетей.
По территории России проходит свыше 285 тыс. км трубопроводов (2022). Срок службы транспортной магистрали составляет 27–30 лет.
Морской трубопроводный транспорт
Морской трубопроводный транспорт представляет собой подводные коммуникации, которые прокладываются по дну моря или в специальных траншеях под ним. Этот вид транспорта используется для перемещения нефти и газа, а также для перекачивания пресной воды.
С учётом типа транспортируемого вещества, особенностей водного объекта, условий и режима эксплуатации подбираются параметры труб, материалы, диаметр и другие характеристики, используемые в трубопроводных системах.
В зависимости от типа перемещаемого вещества морской трубопроводный транспорт классифицируется по следующим параметрам: нефтепроводные системы, продуктопроводы (для перекачивания продуктов, получаемых в нефтепереработке), газопроводные коммуникации (для транспортировки газов). Трубопроводы подводного назначения делятся на магистральные, внутрипромысловые и распределительные. Магистральные трубопроводы используются для перекачивания веществ на удалённые объекты. Внутрипромысловые доставляют продукты добычи к местам первичной переработки и местам закачки в магистральные сети. Распределительные подводные трубопроводы распределяют транспортируемые вещества между потребителями.
Для строительства коммуникаций трубопроводного транспорта используются трубы из низколегированной стали. Для защиты внутренней поверхности от агрессивного воздействия на сталь наносится тонкая и прочная плёнка на основе эпоксидной смолы, а также используются ингибиторы. Материалы и уровень защиты внутренней поверхности стенок выбираются индивидуально для каждого продукта на этапе проектирования.
Пропускная способность морского трубопроводного транспорта формируется с учётом таких параметров, как тип перемещаемого сырья, система его отбора, а также протяжённость транспортировочных коммуникаций. Так, например, на участках добычи сырой нефти, в которой содержится небольшое количество попутного газа, транспортировка выполняется по расположенным под водой трубам. Газ при этом сгорает. В местах разработки смеси газа и конденсата сама жидкость перемещается вместе с газом в двухфазном потоке и может отделяться уже на платформе и поступать в таком виде в трубопроводную сеть.
При выборе трассы учитываются глубина моря и рельеф морского дна, расположение конечных точек трубопровода; наличие на участке путей судоходства, рыболовства, иных подводных трубопроводов, конструкций и месторождений. Кроме того, исследуются негативные факторы среды, которые могут оказывать воздействие на функциональность транспортной системы. При наличии подводных препятствий и неблагоприятных факторов трассу прокладывают в обход или выполняют работы по устранению мешающих объектов.
Укладка морского трубопроводного транспорта выполняется с помощью специализированных судов, выполняющих различные функции, такие как мониторинг дна, укладка труб и др. Сварка коммуникаций, а также нанесение защитных покрытий производится непосредственно на судах. Для укладки труб на дно используется стингер, обеспечивающий транспортировку коммуникаций на дно без деформации металла.
По завершении строительных работ проводятся гидроиспытания, что позволяет оперативно и точно выявить все дефектные участки сети.
Трансграничный подводный трубопроводный транспорт
Трансграничный подводный трубопроводный транспорт предназначен для транспортировки продукции по трубам, проходящим по территории двух и более государств. Данный вид трубопроводного транспорта является частью подводной морской трубопроводной системы, которая, за исключением стояков трубопровода, расположена ниже уровня воды.
Трубопроводный транспорт в Арктике
Арктика – северный полярный район Земли площадью около 27 млн км2. Транспортировка углеводородов в Арктике осуществляется системой локальных и магистральных нефте- и газопроводов, а также системой грузовых перевозок по железным дорогам и морским транспортом.
Суверенитетом в отношении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Арктики обладают Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Кроме того, на этот статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия, которые не имеют с Арктикой океанических границ. В 2020-х гг. реализация нефтегазовых проектов осуществляется Россией, США, Канадой и Норвегией.
Нефтепроводный транспорт в российской Арктике развит в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах. Развитие трубопроводного транспорта в Ненецком автономном округе началось в 1978 г. с вводом в эксплуатацию газопровода Василковское месторождение – Нарьян-Мар протяжённостью 63 км.
Атомный ледокольный флот России позволяет транспортировать жидкие углеводороды (нефть, конденсат, нефтепродукты) в западном и восточном направлениях на рынки Европы, США и АТР.
В 2022 г. континентальный шельф Российской Федерации в Арктике содержит более 85 трлн м3 природного газа и 17 млрд т нефти. На Ямало-Ненецкий автономный округ приходится примерно 43,5 % от начальных суммарных запасов Арктики.