Дуйсбург
Ду́йсбург (Duisburg), город районного значения округа Дюссельдорф федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии.
Общие сведения
Расположен на правом берегу Рейна, у впадения в него рек Рур и Эмшер и у канала Рейн – Херне. Вытянут на 25 км от южной окраины Хуккинген до северной – Вальзум. Находится в Рурском индустриальном районе.
В 20 в. в состав Дуйсбурга было включено много пригородов (в 1905 – Рурорт и Майдерих, в 1929 – Хамборн и др., в 1975 – Вальзум, Хомберг, Рейнхаузен, Румельн-Кальденхаузен и Берль). Площадь 232,8 км2 (2021).
Важный транспортный узел, западные «ворота» Рура. Дуйсбург – крупнейший речной порт Европы (площадь 1550 га; 21 причал, длина причальных линий свыше 40 км; ежегодно заходит около 20 тыс. судов; 2019). В грузообороте (61,1 млн т в 2019) существенна доля транзитных и перевалочных грузов. Основная инфраструктура портового комплекса сосредоточена в Рурорте. Дуйсбург выполняет функции самого западного германского морского порта (перегружается около 2 млн т грузов, заходит около 2 тыс. судов типа «река – море»). По Рейну в Дуйсбург ввозят руды, металлолом, лесоматериалы, зерно и другие агропродукты, промышленные полуфабрикаты, а также крупногабаритную продукцию машиностроения; вывозят главным образом машины, оборудование и разнообразная металлопродукция, а также кокс, химикаты, продукция деревообработки. Канал Рейн – Херне связывает Дуйсбург с другими каналами Рурской области и системой Среднегерманского канала.
Дуйсбург – один из важнейших железнодорожных узлов Германии (сходятся 6 лучей железнодорожных магистралей); один из крупнейших железнодорожных узлов ЕС по грузообороту (2019). Крупный узел автодорог (5 автобанов, а также дороги регионального и местного значения). Велико значение Дуйсбурга в комбинированных перевозках грузов, в том числе в транспортировке контейнеров (с железнодорожных составов на суда перегружается 4,0 млн контейнеров ДФЭ, 2019).
Население
Население 495,2 тыс. человек (2021). Доля мужчин в общей численности населения составляет 49,4 %, женщин – 50,6 % (2021). Плотность 2127 чел./км2 (2021).
Входит в состав крупнейшей в стране полицентрической городской агломерации – Нижнерейнско-Рурской конурбации с населением около 12,9 млн человек (2020); вместе с фактически слившимися Эссеном, Бохумом, Дортмундом и рядом других менее крупных городов образует её главное ядро – Рурштадт.
История
В 5 в. н. э. на месте современного Дуйсбурга находились римские укрепления, защищающие устье реки Рур и переправу через реку Рейн. Около 420 г. эта территория была заселена франкскими племенами, которые заложили у места впадения Рура в Рейн княжеский бург, ставший в середине 8 в. королевским владением. В 883 г. впервые упоминается в письменных источниках в связи с завоеванием города норманнами, которые провели здесь зиму 883–884 гг. В 10 в. был преобразован в королевский пфальц, в 929 г. в городе при восточнофранкском короле Генрихе I Птицелове состоялся имперский синод. В грамоте от 1065 г. упоминается как «Tusburch in pago Ruriggowe», до 1045 г. имперские интересы в Дуйсбурге представлял Ахенский пфальцграф, затем город получил статус Рейхсгута (т. е. владения, принадлежащего непосредственно императору). Около 1120 г. окружён валом и каменной стеной (новая стена воздвигнута в конце 13 в.).
Дуйсбург развивался на пересечении торгового пути Хелльвег (соединял Вестфалию с Рейнландом) с Рейном, к 12 в. стал значимым торговым центром; в 1173 г. император Фридрих I Барбаросса пожаловал город правом проведения ежегодных ярмарок. Входил в Ганзу. С начала 13 в. экономическое развитие Дуйсбурга замедлилось в связи с изменением русла Рейна (сместилось на 2 км к западу). В 1274–1275 гг. был создан городской совет и введены должности двух бургомистров. В 1290 г. император Рудольф I Габсбург отдал Дуйсбург в залог за 2 тыс. марок серебром графу Клеве, в 1314–1392 гг. принадлежал графству Берг, затем вновь отошёл к графству Клеве (в 1417 получившему статус герцогства). В 1445 г. выдержал осаду войск архиепископа Кёльнского во время междоусобицы 1444–1449 гг. В 1552–1594 гг. в Дуйсбурге проживал картограф Г. Меркатор. В 1555 г. была проведена Реформация. В 1614 г. (окончательно в 1666) вместе с герцогством Клеве перешёл под власть Бранденбурга, впоследствии Пруссии. В 1674 г. курфюрст Фридрих Вильгельм запретил Дуйсбургу именоваться имперским городом.
К середине 17 в. город вырос, и его границы достигли Рейна, Дуйсбург стал крупным портом, ориентированным на международную торговлю (в 1674 была восстановлена судоходная связь с Нидерландами), и важным производственным центром. В 1693 г. в городе была учреждена первая мануфактура, в 1712 г. построена верфь. В 1820-х гг. в Дуйсбурге и его пригородах начала развиваться промышленность (в 1824 основан первый химический завод, в 1829 – пароходная верфь).
В 1823 г. для более эффективного управления был создан округ Дуйсбург, в который вошли в числе других городов Мюльхайм-ан-дер-Рур, Оберхаузен и Эссен, в 1857 г. его восточные районы были выделены в округ Эссен. В 1873 г. стал городом провинциального подчинения.
Особенно быстрый экономический рост начался во 2-й половине 19 в. в результате разработки (с 1867) высококачественного коксующегося каменного угля и формирования крупного портового хозяйства. В конце 19 – начале 20 вв. в Дуйсбурге и в его окрестностях появились каменноугольные шахты, крупные металлургические заводы концернов Thyssen (в северных пригородах Дуйсбурга – Хамборне, Рурорте, Майдерихе), Krupp (в Рейнхаузене) и Mannesmann (на юге Дуйсбурга – в Хуккингене, Гросенбауме). На этой базе в 20 в. сложилось мощное энергетическое хозяйство, выросли другие отрасли тяжёлой индустрии – цветная металлургия (прежде всего медеплавильное производство – Duisburger Kupferhütte), тяжёлое машиностроение, коксохимия, судостроение. В 1892 г. начала работу зерновая, в 1901 г. – корабельная биржа.
В марте 1921 – августе 1925 гг. оккупирован франко-бельгийскими войсками. В 1929 г. путём присоединения к Дуйсбургу города Хамборн был создан г. Дуйсбург-Хамборн, которому в 1935 г. было возвращено название Дуйсбург. В годы Второй мировой войны был одним из основных центров бронетанковой промышленности Германии, вследствие чего подвергался постоянным налётам англо-американской авиации, в городе было разрушено или значительно повреждено около 80 % зданий и промышленных сооружений. В 1945 г. Дуйсбург вошёл в британскую зону оккупации Германии, часть предприятий, в том числе металлургические заводы August Thyssen-Hütte, Niederrheinische Hütte и др., по решению союзников были демонтированы.
С 1946 г. в составе земли Северный Рейн-Вестфалия, с 1949 г. в составе ФРГ. К началу 1950-х гг. город был восстановлен; экономика сохранила ориентацию на портовое хозяйство и металлургию.
Архитектура
Сохранились: фундаменты пфальца (10–12 вв.), городские стены (12–13 вв.), позднеготический собор Спасителя (14 в. – 1415), т. н. Трёхщипцовый дом (1536), церкви Санкт-Йозеф (1871–1874, архитектор Г. Витхазе; реконструирована в 1947–1950 архитектором Д. Бёмом), Кристускирхе (1908, архитектор Ф. Ратцель), Либфрауэнкирхе в районе Брукхаузен (1913–1915, архитектор А. Бёлль; восстановлена в 1945–1951), здания Ратуши (в русле эклектики; 1897–1902, архитектор Ф. Ратцель), городского театра в стиле неоклассицизма (1910–1912, архитектор М. Дюльфер; ныне одна из площадок Немецкой оперы на Рейне), железнодорожного вокзала (1934, архитектор И. Циртман). Иудейский общинный центр (1999, архитектор Ц. Хекер).
В 1990-х – начале 2000-х гг. была проведена масштабная реконструкция Внутренней гавани (по плану архитектора Н. Фостера, 1991); бывшие склады, элеваторы, мукомольные фабрики вместили жильё, офисы, а также учреждения науки и культуры (музей современного искусства MKM Museum Küppersmühle, 1999, расширен в 2021, оба проекта – архитектурное бюро Herzog & de Meuron; Архив земли Северный Рейн-Вестфалия, 2014, архитектурное бюро Ortner & Ortner), велось и новое строительство (офисный комплекс Five Boats, 2005, архитектор Н. Гримшоу). Рядом с гаванью по проекту израильского скульптора Д. Каравана создан «Сад воспоминаний» (открыт в 1999; посвящён её истории).
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд» (на месте сталелитейного предприятия; 1-я очередь открылась в 1994, работы в целом завершены в середине 2010-х гг., архитектурное бюро Latz + Partner) – ранний пример комплексной реконструкции и музеефикации промышленной зоны средствами ландшафтной архитектуры.
Наука. Образование
Дуйсбург – значительный центр науки, образования и культуры. Ведущие научно-исследовательские институты города – институты микроэлектронных схем Общества Фраунгофера, речного судостроения, сварки. Функционирует технологический парк в Нойдорфе [фирмы, специализирующиеся на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и экспериментальном производстве в области микроэлектроники].
В городе расположен Университет Дуйсбурга – Эссена (основан в 1655 как университет Дуйсбурга, просуществовал до 1818, вновь открыт в 1972, с 2003 современное название; 11 факультетов, 41,1 тыс. студентов, из них 20 % из-за рубежа, 2021; НИОКР преимущественно в области микроэлектроники).
В городском районе Марксло (неофициальное название «маленький Стамбул») в 2008 г. открыт крупнейший в Германии Исламский культурный центр (площадь 2500 м2) с одной из самых больших (вместимость до 1200 человек) мечетей в стране.
Библиотеки. Архивы
Действует городская библиотека (1901). В городе расположен Архив земли Северный Рейн-Вестфалия (основан в 2004, в новом здании в Дуйсбурге с 2014).
Музеи
Крупнейшие музеи города – Музей истории и культуры Дуйсбурга (основан в 1902 как городской, в 1969–1990 гг. известен как Нижнерейнский музей, с 1991 современное название; экспозиция по истории, археологии и краеведению Нижнерейнского региона, истории картографии), Музей В. Лембрука (1905; представлены его произведения, а также коллекция скульптуры 20 в.). Среди других – немецкого речного судоходства (1979, в Рурорте), современного искусства MKMMuseumKüppersmühle (1999; коллекция включает собрание Гроте; расположен в бывшей мельнице Кюпперсмюле), Коллекция горного дела Рейнхаузена.
Музыкальная жизнь
С 1818 г. Дуйсбург – одно из мест проведения Нижнерейнского музыкального фестиваля (до 1958). В 1887 г. открыто здание концертного зала Tonhalle (разрушено в 1942 в результате бомбардировки британской авиацией). Работает отделение Немецкой оперы на Рейне (расположена в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, 1956), при нём – Дуйсбургский филармонический оркестр (основан в 1877 как «Новая городская капелла», современное название с 2001; основная концертная площадка – Mercatorhalle).
Функционирует отделение высшей школы музыки и изобразительного искусства «Фолькванг» (1972, основано в 1900 как консерватория).
Театральная жизнь
Театр Дуйсбурга открыт в 1912 г. (архитектор М. Дюльфер). До уничтожения при авианалёте в 1942 г. здесь ставились оперные и драматические представления. Вновь открыт в 1950 г., реконструирован в 1970 г., вмещает 1118 зрителей. В начале 21 в. работают: драматический театр, Балет на Рейне (под руководством немецко-аргентинского балетмейстера Д. Вольпи; балет сотрудничает с ведущими европейскими хореографами: Х. ван Манен, Т. Тарп, Р. Пети, Ш. Эйяль, А. А. Кайдановский, А. Бартон и др.), театр «Мариентор» (1996; драматические, музыкальные и танцевальные постановки).
Фестивали
С 1977 г. ежегодно в ноябре проходит фестиваль «Неделя кино в Дуйсбурге», на котором проводится смотр документальных фильмов из Германии, Австрии и Швейцарии. В рамках фестиваля действуют образовательные программы для студентов колледжей и университетов (Duisburger Schule).
Парки
В пределах города располагаются обширные зелёные массивы, в том числе Старый городской парк, парк имени И. Канта, ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд», рекреационный парк в Хамборне. На востоке города в массиве Дуйсбургский Лес (на границе с Мюльхаймом) находится самый большой в Руре зоопарк (1934; около 800 тыс. посетителей в год, 2016–2019) с дельфинарием, питомником для разведения китов, аквариумом, Китайским садом.
Спорт
На территории спортивного парка «Дуйсбург» (ранее – «Ведау»), занимающего почти 200 га, расположены ледовый дворец Pre Zero Rheinlandhalle (открыт в 1971; 4,8 тыс. мест), футбольный и легкоатлетический стадион («Шауинсланд-Райзен-Арена»; построен в 2003–2005; 31,5 тыс. мест), а также Спортивная академия – одна из крупнейших в Европе. На озёрах парка ежегодно проводится Дуйсбургская регата. Здесь также прошли чемпионаты мира (1983) и Европы (1957 и 1965) по академической гребле. Футбольный клуб «Дуйсбург» (полное название «Майдерихер Шпильферайн 02 Дуйсбург»; основан в 1902) дебютировал в первой Бундеслиге в её стартовом сезоне 1963/1964 (всего участник 28 сезонов), серебряный призёр чемпионата ФРГ 1964 г. Женская команда «Дуйсбург» (под названием «ФКР 2001 Дуйсбург») становилась чемпионом Германии в 2000 г., многократным серебряным призёром (с 1995 по 2010), обладателем Кубков Германии (1998, 2009–2010) и УЕФА (2009). В 1989 г. в Дуйсбурге состоялась XV летняя Универсиада, в 2005 г. – VII Всемирные игры, в 1979, 1987, 1995, 2007, 2013 гг. – чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ. С 1981 г. ежегодно организуется Рейнско-Рурский марафон. В Дуйсбурге находится штаб-квартира Немецкой федерации гребли на байдарках и каноэ.
Хозяйство
Большая часть работающих занята в сфере услуг; главную роль в её развитии играет сектор транспорта, связи и логистики. Дуйсбург – центр логистики мирового значения, один из важнейших в Европе; в 1990–2000-х гг. крупные инвестиции в его развитие были вложены ведущими мировыми транспортными и логистическими компаниями (американо-германской DHL, японской NYK, швейцарской Kühne + Nagel International, британской Wincanton, нидерландской Vos Logistics). На базе порта Дуйсбурга с 1991 г. функционирует зона свободной торговли Rhein-Ruhr-Hafen Duisburg. Основная часть логистических служб и портового хозяйства Дуйсбурга находится в ведении Duisburger Hafen и его дочерних компаний, которые предоставляют полный пакет услуг в области транспортной и логистической инфраструктуры.
Значительный центр банковско-финансовых, страховых, информационно-коммуникационных, деловых услуг [штаб-квартиры крупных германских компаний Thyssenkrupp, Hüttenwerke Krupp Mannesmann, представительства Siemens, E.ON, RAG, Salzgitter (Salzgitter Klöckner-Werke), DHL, одна из двух общеевропейских штаб-квартир транснациональной электронной и электротехнической корпорации Mitsubishi Power Europe, правления König-Brauerei и ряда других фирм]. Компания Klöckner & Co (правление в Дуйсбурге) – одна из ведущих германских фирм в сфере оптовой и международной торговли чёрными металлами и металлоизделиями. На рубеже 20–21 вв. Дуйсбург стал крупным центром проведения международных конференций, промышленных выставок, съездов и собраний общественных, политических, спортивных организаций, научно-технических и производственно-отраслевых объединений Германии и стран ЕС (необходимая инфраструктура существенно расширилась при реализации проекта Eurogate Duisburg).
Дуйсбург – один из важнейших индустриальных центров страны. Дуйсбургский промышленный узел – крупнейший район чёрной металлургии (около 17 млн т стали в год; около 40 % национального производства, 2019), где сконцентрированы предприятия ведущей германской металлургической корпорации Thyssenkrupp (подразделение Thyssenkrupp Steel Europe), компании Hüttenwerke Krupp Mannesmann (ранее входила в состав концерна Mannesmann) и транснациональной компании ArecelorMittal. В конце 20 – начале 21 вв. ряд предприятий отрасли были закрыты (в том числе в 1993 демонтирован один из крупнейших комбинатов полного цикла Hütten- und Bergwerke Rheinhausen); в 2020 г. действуют три металлургических комбината полного цикла и специализированные предприятия по производству листового проката, трубопроката, проволоки, передельные заводы (цепочка металлургических заводов Дуйсбурга вытянута вдоль Рейна на 15 км). Цветная металлургия представлена главным образом выпуском черновой и рафинированной меди; в незначительных объёмах выплавляются цинк и кобальт, а также олово и кадмий (Вангейм), полуфабрикаты из цинка и цинково-свинцовые сплавы (Хамборн). Традиционно развито тяжёлое машиностроение, особенно производство крупногабаритного прокатного оборудования (Thyssenkrupp MillServices & Systems). Крупное производство стальных конструкций (заводы Thyssenkrupp Steel Europe и ArecelorMittal), подъёмно-транспортного оборудования (фирма Clark Europe), средств подвижного железнодорожного состава. Дуйсбург остаётся главным центром речного судостроения Германии. В последней четверти 20 в. несколько верфей были закрыты; сохранившиеся предприятия (Neue Ruhrorter Schiffswerft, Meidericher Schiffswerft, Heinrich Harbisch Schiffswerft, Fritz Lünnemann Maschinenfabrik und Schiffswerft и др.), наряду со строительством речных судов и судоремонтом, специализируются на выпуске смежной машиностроительной продукции. В конце 20 – начале 21 вв. получили развитие радиоэлектронная промышленность и приборостроение (завод Mitsubishi Hitachi Power Systems Europe – программное обеспечение для систем хранения данных и др.; предприятия Shimadzu Deutschland – хроматографы, спектрофотометры, электронные весы, оптико-эмиссионные и плазменно-эмиссионные спектрометры, электронные микроскопы). Электротехнические предприятия Дуйсбурга выпускают кабели, аккумуляторы, тяжёлое электрооборудование и микроэлектронику. Химическая промышленность Дуйсбурга (нефтехимия, основная неорганическая химия, углехимия) выросла на базе каменного угля (добыча полностью прекращена в 2010-х гг.), использования нефтепродуктов и отходных газов цветной металлургии. В пределах Дуйсбургского промышленного узла расположен значительный индустриальный центр – г. Динслакен, в районе которого сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, завод по производству алюминия (в г. Фёрде). Пивоваренная промышленность специализируется на производстве двух сортов пива – König Pilsener (KöPi) и Beck; другие традиционные для Дуйсбурга отрасли пищевой промышленности – табачная и мукомольная. Имеются предприятия мебельной, полиграфической, швейной промышленности.