Ингольштадт
И́нгольшта́дт (Ingolstadt), город районного значения на юге Германии, в округе Верхняя Бавария федеральной земли Бавария.
Общие сведения
Расположен на реке Дунай. Площадь 133,35 км² (2023).
Крупный транспортный узел.
Через Ингольштадт проходят федеральная трасса А9 Берлин – Нюрнберг – Мюнхен и несколько федеральных скоростных автомагистралей (категории B), связывающих город в том числе с Регенсбургом, Вюрцбургом, Донаувёртом, Аугсбургом, Фобургом.
Через Ингольштадт проходят высокоскоростные железнодорожные магистрали Мюнхен – Нюрнберг – Берлин – Гамбург, Мюнхен – Кассель – Ганновер – Бремен и Мюнхен – Франкфурт-на-Майне – Кёльн – Дортмунд. Железные дороги регионального значения соединяют город с Аугсбургом, Регенсбургом, Донаувёртом, Ульмом. Действуют вокзалы Главный и Ингольштадт-Норд и железнодорожная станция Ингольштадт-Ауди.
Ближайший аэропорт – Международный аэропорт имени Франца Йозефа Штрауса в Мюнхене.
Действует аэродром Ингольштадт-Манхинг – аэродром совместного базирования, функционирующий как военный аэродром и как гражданский аэропорт, обслуживающий местные авиалинии.
Движение по реке Дунай в районе Ингольштадта ограничивается использованием моторных лодок и катеров.
Население
Численность населения города составляет 141,9 тыс. человек (2023; 138,7 тыс. человек в 2019; 120 тыс. человек в 2004; 92 тыс. человек в 1985; 86 тыс. человек в 1970; 40 тыс. человек в 1950).
История
Древнейшие следы пребывания человека на территории современного Ингольштадта датируются периодом палеолита, но можно говорить только о единичных палеолитических и мезолитических находках. Самые ранние поселения возникли в период бронзового века. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии в районе Старого замка захоронений, принадлежащих культуре полей погребальных урн (около 13–10 вв. до н. э.). Местность была заселена кельтскими племенами, в 15 г. до н. э. в результате похода Нерона Клавдия Друза территория Ингольштадта была подчинена Римской империи, вошла в состав провинции Реция. Около 40 г. здесь был заложен римский военный лагерь, остатки которого были обнаружены при раскопках конца 1970-х – начала 1980-х гг. В литературе он получил название Ингольштадт-Цухеринг или Кастель I-II-III. Первое письменное упоминание удельного имения Каролингов (villa Ingoldesstat) встречается в завещании Карла Великого Divisio Regnorum и датируется 806 г. Известно также, что Ингольштадт был владением королевской династии по крайней мере с 788 г., а к роду Агилольфингеров он, видимо, принадлежал с начала 8 в.
В 841 г. Людовик Немецкий подарил Ингольштадт своему канцлеру Гоцбальду, настоятелю монастыря Нидералтайх, в 851 г. Гоцбальд передал своё владение этому монастырю. Источников по истории Ингольштадта 10–13 вв. не сохранилось. Известно, что в начале 13 в. он был фогтом баварских графов фон Боген. После пресечения их рода в 1242 г. перешёл во владение Виттельсбахов. В Ингольштадте находился мост Нойбург и таможня на пути к Нюрнбергу, поэтому Виттельсбахи были заинтересованы в его развитии. В 1250 г. Ингольштадт получил городское право, 1258 г. датируется первая герцогская хартия, изданная в Ингольштадте. Около 1280 г. возведены первые городские стены. В 1300–1303 гг. стал столицей недолго существовавшего герцогства Верхняя Бавария, вскоре вновь объединённого с Нижней Баварией в единое государство. В 1312 г. император Людовик IV Баварский воссоединил герцогские, общинные и монастырские владения в город Ингольштадт. В 14–15 вв. городские стены неоднократно перестраивались, территория города расширялась, жители Ингольштадта изменили русло Дуная, в результате чего река приблизилась к городу. В 1392 г. при новом разделе Баварии на Баварию-Мюнхен, Баварию-Ландсхут и Баварию-Ингольштадт Ингольштадт стал столицей и резиденцией суверенного герцогства. В 1447 г. перешёл к ландсхутской линии Виттельсбахов, потерял статус столицы, в 1505 г. – к мюнхенской линии.
С 15 в. крупнейшая крепость в Баварии, уникальная городская стена включала 87 башен, город получил неофициальное название «город с сотнями башен» (лат. ad centum turres). В 1472 г. герцог Людовик IX, получив папскую привилегию, основал в Ингольштадте университет, в 16 в. – также Педагогикум и иезуитскую коллегию, город стал крупнейшим образовательным центром Баварии. Влияние иезуитов в городе, где преподавал И. Экк, оппонент М. Лютера по Лейпцигскому диспуту 1519 г., способствовало превращению Ингольштадта в центр Контрреформации. Во 2-й половине 15 в. построен новый замок Виттельсбахов, существующий и поныне. В 1537 г. Ингольштадт получил статус баварской государственной крепости (до 1937), которая была перестроена в стиле ренессанс к 1565 г. В 1546 г. в ходе Шмалькальденских войн близ Ингольштадта произошло крупное сражение между армиями Шмалькальденского союза и императора Карла V. В период Тридцатилетней войны 1618–1648 гг., во время осады Ингольштадта шведскими войсками, в городе скончался (1632) главнокомандующий императорской армией фельдмаршал И. Ц. фон Тилли. В ходе войны за Испанское наследство Ингольштадт был захвачен императорской армией (1704–1714), в годы войны за Австрийское наследство – австрийскими войсками (1743–1745), в этот период сильно пострадал от эпидемий. В 1799 г. Ингольштадт занят французской армией, крепость срыта, а университет переведён в Ландсхут (1800), затем в Мюнхен (1826, ныне Мюнхенский университет Людвига – Максимилиана). После переноса университета население Ингольштадта сократилось в 2 раза, в 1806 г. принято решение о восстановлении крепости, работы начались в 1828 г. и продлились около 20 лет. В 1867 г. открыто железнодорожное сообщение, начала развиваться промышленность, прежде всего производство оружия (Королевский баварский оружейный завод). Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. крепость использовалась как лагерь для военнопленных, где находилось одновременно до 40 тыс. заключённых, в том числе будущий президент Ш. де Голль и будущий маршал М. Н. Тухачевский. В 1918 г. в составе Баварской советской республики, затем в Свободном государстве Бавария. Оружейное производство было перепрофилировано, город стал центром производства швейных машин и прядильных станков. В период национал-социализма Ингольштадт вновь развивался как центр военной промышленности. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг., в январе 1945 г., в ходе бомбардировок англо-американской авиации были разрушены несколько городских районов и железнодорожная станция. 27 апреля 1945 г. занят американскими войсками, вошёл в американскую зону оккупации Германии. После войны принял большое количество беженцев и перемещённых лиц, в Ингольштадте развернулось масштабное жилищное строительство. С 1949 г. в составе Федеративной Республики Германия (ФРГ), один из крупнейших центров машиностроения и автомобилестроения, в городе размещены производства Audi, Dampf Kraft Wagen, Horch и Wanderer. В 1980 г. в Ингольштадте открыт Католический университет.
Архитектура
На левом берегу Дуная расположен Старый город c частично сохранившимися крепостными стенами и башнями (последняя треть 14 в.). Среди готических построек Ингольштадта: церковь Святого Маврикия (Морицкирхе; 1234) и примыкающая к ней сторожевая «Свистковая башня» (Пфайфтурм; 14 в.), Старый замок (Херцогскастен; 1255; ныне городская библиотека), францисканский монастырь (1275), Новый замок (1417), здание Высшей школы (1434), собор Девы Марии (Либфрауэнмюнстер; 1425–1536).
Также в Ингольштадте расположены барочная церковь Мария-де-Виктория [Азамкирхе; 1732–1736, архитектор Э. К. Азам; росписи интерьера в духе рококо – К. Д. Азам (см. статью Азам)], редут Тилли в стиле классицизма (1828–1850, архитекторы М. фон Штрайтер, Л. фон Кленце).
Во 2-й половине 20 в. возведён ряд построек в русле модернизма: церкви Святого Августина (1958–1959, архитектор Г. Цитцельшпергер) и Святого Пия (1957–1958), офисное здание компании Schubert & Salzer (1973; оба – архитектор Й. Эльфингер). В конце 20 – начале 21 вв. сооружены здание Музея Лехнера (1999–2000, архитектурное бюро Fischer Architekten) и казармы инженерных войск ауф-дер-Шанц (2006–2009, архитектурное бюро GMP).
Наука. Образование
Ингольштадт – центр науки и образования. Высшие учебные заведения: Технический университет (1994; 6 факультетов; 7,5 тыс. студентов в 2022/2023 учебном году), Школа менеджмента Католического университета Айхштетта-Ингольштадта. Работают Центр искусственного интеллекта, Центр цифровых стартапов brigk.
Библиотеки
Действуют библиотеки – городская и Юго-Восточного округа.
Музеи
Музеи: городской (включает Музей сельскохозяйственной техники), Баварский военный музей (1879; в здании Нового замка c 1969, 15 в.; включает Музей полиции, Музей Первой мировой войны), Немецкий музей истории медицины (в здании 1723–1736 гг. постройки), Музей конкретного искусства (1992), «Движущийся музей» автомобильной компании Audi, Музей Лехнера (2000; назван в честь скульптора Альфа Лехнера), Дом-музей Марилуизы Фляйсер.
Музыкальная жизнь
Действует Камерный оркестр Ингольштадта (Ingolstädter Kammerorchester, 1964). С 1990 г. в городе базируется Грузинский камерный оркестр (Georgische Kammerorchester Ingolstadt, основан в 1964 в Тбилиси). Работают вокальные коллективы: Мотетный хор (Ingolstädter Motettenchor, 1962), Юношеский камерный хор (Jugendkammerchor Ingolstadt, 1982).
Театральная жизнь
Городской театр (Stadttheater Ingolstadt) имеет несколько сценических площадок (основное здание открыто в 1966), с 2011 г. в его составе функционирует Молодёжный театр (Junges Theater Ingolstadt). В городе также работают: Театр кукол (Figurentheater Ingolstadt), Театр Старого города (Altstadttheater) и др.
Фестивали. Городские праздники
Ежегодно 23 апреля проводится пивной фестиваль Fest zum Reinen Bier (рус. Праздник чистого пива), отмечающий дату принятия Закона о чистоте пива в Баварии в 1516 г. Осенью и весной проходит городской фестиваль.
Парки
В городе открыты парки: «Луитпольд» (1905; назван в честь принца-регента Баварии Луитпольда Баварского), «Пиуспарк» (площадь 23 га в 2023, открыт специально для проведения Государственной садовой выставки в 2020), «Кленцепарк» и др.
Спорт
Хоккейный клуб «ЕРК Ингольштадт» (основан в 1964) в 2014 г. одержал победу в чемпионате Германии. Играет на «Сатурн-Арене» (открыта в 2003; свыше 4,8 тыс. мест), где также прошли чемпионаты мира по хоккею на роликах в 2009 и 2012 гг. Футбольный клуб «Ингольштадт» (2004) в сезонах 2015/2016 и 2016/2017 выступал в первой Бундеслиге. Домашний стадион клуба – «Ауди Шпортпарк» (2010; 15,2 тыс. зрителей). В Ингольштадте было сыграно несколько матчей олимпийского футбольного турнира в 1972 г.
Хозяйство
Ингольштадт – один из немногих крупных (с численностью населения свыше 100 тыс. человек) городов Германии, в которых ныне вторичный сектор экономики – промышленность и строительство – преобладает над третичным сектором – сферой услуг. При этом, в отличие от большинства других городов страны, в Ингольштадте сохраняется устойчивая тенденция к росту числа занятых и в городской экономике в целом (104,5 тыс. человек, 2020; 99,9 тыс. человек, 2015), и в секторе промышленности и строительства (54,9 тыс. человек, 2020; 52,2 тыс. человек, 2015). В 2000–2020-е гг. Ингольштадт неизменно входит в число первых 10 городов ФРГ в рейтинге их инвестиционной привлекательности: в 2016 и 2019 гг. он занял 3-е место в стране; в 2014 г. – 1-е место.
В промышленности и строительстве (включая сектора водо- и газоснабжения и энергохозяйство) работает более половины занятых в экономике Ингольштадта: 52,5 % населения в 2020 г.; 52,3 % в 2015 г. Главные отрасли промышленности – автомобилестроение и нефтепереработка.
Ингольштадт – центр автомобильной компании Audi (входит в структуру концерна Volkswagen); в городе расположены её штаб-квартира и головной автозавод (работает круглосуточно, выпущено 333 тыс. автомобилей, занято 40,1 тыс. сотрудников в 2022). Наряду со сборкой автомобилей выпускаются автомобильные двигатели, узлы и агрегаты. Ингольштадтская фирма MTM (дочернее предприятие Audi, расположена в 15 км от Ингольштадта в г. Ветштеттен) – одна из ведущих тюнинговых компаний Германии. Компании Fritz Dräxlmaier GmbH & CO KG и Continental Automotive Systems (CAS) производят в Ингольштадте и поставляют на завод Audi автомобильную электронику; CAS также производит тормозные системы; SMP (дочернее предприятие индийской корпорации Motherson Group) – пластиковые детали для легковых автомобилей. Функционирует деловой, клиентский и торгово-выставочный центр Audi Forum Ingolstadt (1992); в составе комплекса – «Движущийся музей» (в экспозиции – непрерывно движущиеся экспонаты, связанные с историей Audi, в том числе автомобильный конвейер). На базе автомобильного концерна Audi проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Ведущий центр нефтеперерабатывающей промышленности страны; вырос в 1960-х гг. в районе схождения трансальпийских нефтепроводов из г. Лавера (в 60 км от Марселя, Франция), Генуи и Триеста (Италия). В Ингольштадте и расположенных ниже по течению Дуная пригородах Фобург и Нойштадт действуют 3 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ; до 2008 функционировало 4 НПЗ). Бо́льшая часть нефти поступает через средиземноморские порты с Ближнего Востока и из Северной Африки; в конце 20 в., с вводом в эксплуатацию нефтепровода Ингольштадт – Литвинов (Чехия), начала поступать российская нефть. Нефтеперерабатывающая промышленность контролируется главным образом иностранным капиталом (Gunvor, ESSO, Varo Energy, ENI); с нефтепереработкой комбинируются нефтехимические производства.
В южном пригороде Ингольштадта – Манхинге – Центр военно-воздушной техники и авиационный завод Airbus Defence and Space (конечная сборка, испытания, техническое обслуживание и ремонт военных самолётов). В конце 20 в. авиазавод был главным германским предприятием по производству и обслуживанию истребителей Tornado; с 2002 г. осуществляются сборка, испытания и обслуживание истребителей Eurofighter.
Действуют предприятия общего (в том числе традиционного для Ингольштадта текстильного) машиностроения, принадлежащие швейцарскому конгломерату Rieter Holding: завод Rieter Ingolstadt Spinnereimaschinenbau и компания Schubert & Salzer (штаб-квартира также в Ингольштадте). Завод Rieter Ingolstadt Spinnereimaschinenbau производит оборудование для изготовления пряжи из искусственных и синтетических волокон и осуществляет его ремонт. Компания Schubert & Salzer (в прошлом крупнейший в Германии производитель текстильного оборудования) ныне выпускает главным образом разнообразную аппаратуру для управления потоками в жидких и газообразных средах, арматуру для трубопроводов, регулировочные краны, шланговые, запорные, а также санитарно-гигиенические клапаны.
Пищевая промышленность Ингольштадта представлена разными отраслями и предприятиями, работающими большей частью на местный рынок. Особое место среди её отраслей занимает пивоварение, продукция которого сбывается по всей Германии, во многих регионах и странах мира. Ингольштадт – город с богатейшими историческими традициями пивоварения в Германии: именно в нём в 1516 г. был принят знаменитый Закон о чистоте пива (Reinheitsgebot), регламентирующий три (необходимых и одновременно достаточных) ингредиента для производства пива (воду, ячменный солод и хмель), который при упразднении королевства Бавария в 1918 г. был распространён на всю Германскую империю и с некоторыми модификациями действует до наших дней. Ведущие компании-производители в ингольштадтском пивоварении: Nordbräu, Herrnbräu, Brauhaus 1516, Danielbräu, Griesmüllers Altstadtbrauerei и Yankee & Kraut.
В секторе услуг работает 47,4 % от общего числа занятых в экономике города (2020; 47,6 %, 2015). В структуре третичного сектора экономики 28,9 % занятых приходится на оптовую и розничную торговлю, транспорт, связь и логистику, гостиничное хозяйство, общественное питание и инфраструктуру туризма; 33,6 % – на финансовые и деловые услуги; 37,5 % – на НИОКР, сферу образования, здравоохранения, культуры и государственного управления (2020). В Ингольштадте расположены штаб-квартира корпорации MediaMarktSaturn Retail Group, контролирующей крупнейшую в Европе сеть гипермаркетов электроники и бытовой техники, а также специализированные магазины самой торговой сети.
Ведущие банковско-финансовые предприятия Ингольштадта – Postbank Finanzberatung, Santander Bank, Sparkasse Ingolstadt, Volksbank Raiffeisenbank Bayern Mitte, местные подразделения Commerzbank, Deutsche Bank, Targobank.
НИОКР ведутся главным образом в университетах – Техническом (Technische Hochschule Ingolstadt), многопрофильном Католическом университете (Katholische Universität Eichstätt-Ingolstadt) и в научно-технологических центрах и лабораториях корпораций, в частности автомобильного концерна Audi, компаний EDAG Engeneering и Semcon (НИОКР для автомобильной и авиационной промышленности), Schubert & Salzer. Некоторые корпуса университетов и научных лабораторий расположены в окрестностях Ингольштадта, в экологически благоприятных и привлекательных районах.
Важное направление специализации третичного сектора в Ингольштадте – оказание медицинских услуг; клиника Ингольштадта – четвёртая по значимости в федеральной земле Бавария и второй работодатель в городе после автозавода Audi; имеется также несколько частных клиник.
Крупнейшее издательство в Ингольштадте – DonauKurier GmbH & Co KG, издаются ежедневная газета «Дунайский курьер» (DonauKurier), несколько журналов и газет бесплатных объявлений, а также книжная продукция.
Большое значение для экономики Ингольштадта имеет гостиничное хозяйство, рекреационная инфраструктура и индустрия туризма. Горный массив Франконский Альб близ Ингольштадта – один из наиболее популярных районов отдыха и туризма в Баварии. До начала пандемии коронавируса COVID-19 (во 2-й половине 2020-х гг.) Ингольштадт посещали в среднем около 270–300 тыс. туристов и гостей ежегодно. Однако в 2020 г., в период пандемии COVID-2019, этот показатель существенно снизился и составил 159,3 тыс. человек (283,7 тыс. человек в 2015); из них 124,2 тыс. человек пришлось на иностранных туристов и внутренних туристов из других населённых пунктов ФРГ (205,6 тыс. человек в 2015), а 35,1 тыс. человек – на иностранцев (78,1 тыс. человек в 2015). Число ночёвок туристов в Ингольштадте составило в 2020 г. 284,0 тыс. (507,9 тыс. в 2015); из них 223,1 тыс. (353,7 тыс. в 2015) – прибывших из других населённых пунктов Германии, 60,9 тыс. (154,2 тыс. в 2015) – прибывших из других стран. В 2021–2023 гг. показатели туристического потока в Ингольштадт существенно выросли.
Сектор сельского, лесного и рыбного (рыболовства и рыбоводства) хозяйства не имеет в Ингольштадте какого-либо экономического значения (0,1 % от общего числа занятых, 2020).
Окрестности
Район Ингольштадта – крупнейший в Баварии по производству электроэнергии. В окрестностях города работают теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) Иршинг (Фобург, район Пфаффенхофен-ан-дер-Ильм, 16 км на восток от Ингольштадта; один нефтяной и два газовых энергоблока: ещё один энергоблок находится на стадии строительства, 2023); ТЭЦ Ингольштадт (1973–1974, Гросмеринг, район Айхштетт, 8 км на восток от Ингольштадта; работает на мазуте; с 2015 находится в резерве энергосистемы города), ГЭС Берхгхайм (Бергхайм, район Нойбург-Шробенхаузен, в 15 км на запад от Ингольштадта).