Зальцгиттер
За́льцгиттер (Salzgitter), город районного значения федеральной земли Нижняя Саксония в Германии.
Общие сведения
Расположен на юге Северо-Германской низменности, у северного подножия средневысотных гор Центральной Германии. Площадь 224,5 км² (2021).
Значительный транспортный узел. Через Зальцгиттер проходит несколько автодорог и железнодорожных линий, в том числе автобан A7 (участок Гамбург – Брауншвайг – Кассель – Вюрцбург). Действует аэропорт местного значения (к северу от городского района Ватенштедт). Функционирует небольшой порт на ответвлении Среднегерманского канала.
Население
Население 103,7 тыс. человек (2021). Доля мужчин в общей численности населения составляет 49,7 %, женщин – 50,3 % (2021). Плотность населения 462 чел./км2 (2021).
История
Территория города в древности
Древнейший археологический памятник на территории современного Зальцгиттера относится к среднему палеолиту. В районе Лебенштедт с 1952 г. изучается стоянка, возможно, сезонная, возрастом более 50 тыс. лет. В ходе раскопок обнаружены останки неандертальцев, более 4 тыс. каменных отщепов (в технике Леваллуа), лезвий, скребков, бифасов с обушком (характерны для индустрии Микок) и других орудий, а также изделия из кости. Остатки фауны в основном представлены костями северного оленя.
История города с 11 в.
В 1003 г. на месте современного Зальцгиттера был основан женский монастырь Штетербург, к 1125 г. относится первое упоминание солеварен близ поселения Гиттер (Gitter; ныне квартал Зальцгиттера), которые были тесно связаны с монастырём. Около 1150 г. Генрих Лев построил на горе Лихтенберг бург для защиты торгового пути в Брауншвейг, который в 1180 г. был захвачен императором Фридрихом I Барбароссой. В 1151 г. основанное в 1-й половине 10 в. женское аббатство Рингельхайм было преобразовано в мужской бенедиктинский монастырь, подчинённый в 1152 г. князьям-епископам Хильдесхайма. В 1272 г., несмотря на все усилия монахов, месторождение соли в Гиттере иссякло. К 1276 г. относится первое упоминание солеварни Фёппштедт. В 1350 г. её работники создали поселение под названием Зольт-то-Гитере (Solt to Gytere), которое получило городское право и право на строительство городских укреплений. Около 1522 г. Зальцгиттер перешёл к герцогству Брауншвейг-Вольфенбюттель и лишился городского права, с 1641/1642 г. вновь в составе княжества Хильдесхайн, но городское право ему возвращено не было. В 1568 г. в городе прошла Реформация. Сильно пострадал во время Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. В 1803 г. по Заключительному постановлению Имперской депутации, определившей условия медиатизации территорий Священной Римской империи, вошёл в состав Пруссии и вновь получил права города. В 1815 г. по решению Венского конгресса 1814–1815 гг. передан королевству Ганновер, городское право вновь было аннулировано. С 1830 г. благодаря наличию термальных минеральных источников Зальцгиттер развивался как бальнеологический курорт (в начале 21 в. южный район Зальцгиттер-Бад территориально обособлен от других административных районов; действует музей курорта). По итогам австро-прусской войны 1866 г. вошёл в состав Пруссии на правах коммуны. В 1926 г. к Зальцгиттеру была присоединена сельская община Форзальц, в 1928 г. – Либенхалль. В 1929 г. Зальцгиттер вновь получил статус города в составе округа Гослар. В 1930-е гг. территория города увеличилась за счёт присоединения ряда сельских общин.
Существующее в окрестностях Зальцгиттера крупное месторождение железных руд имело определяющее значение для развития города в 20 в. В 1937 г. в связи с подготовкой нацистской Германии к войне и необходимостью развития военной промышленности в Зальцгиттере был основан государственный горнодобывающий и металлургический концерн Reichswerke Hermann Göring AG – одно из ключевых предприятий германского военно-промышленного комплекса. 1 апреля 1942 г. к Зальцгиттеру были присоединены 6 сельских общин округа Гослар (Байнум, Флахштёкхайм, Грос-Манер, Хоэнрода, Олендорф, Рингельхайм) и 21 сельская община округа Вольфенбюттель (Барум, Беддинген, Блеккенштедт, Брухмахтерсен, Кальбет, Дрютте, Энгельштадт, Энгероде, Гебхардсхаген, Халлендорф, Херте, Иммендорф, Лебенштедт, Лессе, Лихтенберг, Лобмахтерсен, Остерлинде, Реппнер, Зальдер, Тиде-Штетербург, Ватенштедт). Эта дата стала днём основания современного города, названного Ватенштедт-Зальцгиттер, своё нынешнее название получил в 1951 г.
Как крупный промышленный центр подвергался интенсивным бомбардировкам англо-американской авиации во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. 10 апреля 1945 г. Ватенштедт-Зальцгиттер был взят американскими войсками. Вместе со всем Брауншвейгом вошёл в состав земли Нижняя Саксония. Союзническая комиссия по репарациям приняла решение о демонтаже и уничтожении предприятий бывшего концерна Reichswerke Hermann Göring AG, но из-за стихийных протестов рабочих против этого решение реализовано не было. В 1950 г. был создан германский государственный концерн, взявший на себя управление бывшим Reichswerke Hermann Göring AG (в 1961 получил название Salzgitter AG; в 1989 куплен концерном Preussag AG, в 1992–1998 носил название Preussag Stahl AG, с 1998 – концерн Salzgitter AG Mensch, Stahl und Technologie). В 1974 г. в результате административной реформы в состав города были переданы две общины округа Вольфенбюттель (Юфинген, Зауинген), с тех пор Зальцгиттер состоит из 31 городского района.
Архитектура
Возникший как город-рудник, Зальцгиттер имеет уникальную для германских городов планировочную структуру: на его территории разбросаны рудники, промышленные предприятия, жилые кварталы, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Пустоты между отдельными городскими кварталами, выросшими из территориально рассредоточенных населённых пунктов, во 2-й половине 20 в. широко использовались в сельском хозяйстве, к началу 21 в. лишь некоторые из них были полностью застроены. В Зальцгиттере хорошо развита социальная инфраструктура (считается одним из самых благоустроенных германских городов).
Основная часть городской застройки относится к 20 в. В стиле модернизма 2-й половины 20 в.: церковь Святой Троицы и другие церкви в районе Зальцгиттер-Бад (1965–1967), в районе Лебенштедт – Ратуша (1959–1963), около 10 лютеранских и католических церквей. От более ранних построек сохранились отдельные здания и группы сооружений в разных районах современного Зальцгиттера, в том числе замки Вассербург (11 в.), Гербхардсхаген (основан около 1000, перестраивался в 15–16 вв.) и Зальдер (1608, ныне городской музей), руины крепости Лихтенберг (около 1150), паломническая церковь в Энгероде (1236; фрески), лютеранская церковь Святых Марии и Иакова (около 1480), замок Рингельхайм (бывший бенедиктинский монастырь Святых Абдона и Сенена, основан в 10 в.; после пожара 1596 возведена новая церковь в стиле барокко, 1694, перестраивалась в 18 в.; цокольный этаж 10 в., бо́льшая часть интерьера – 16–18 вв.; пейзажный парк, 1848), бывший женский монастырь в Штетербурге (основан в начале 11 в.; Коллегиальная церковь, 1751/1752–1758, архитектор А. У. фон Блюм), усадьба Флахштокхайм (1720-е – 1730-е гг., перестраивалась до 19 в.; парк разбит в середине 18 в., с 1837 – пейзажный).
Памятник «Башня труда» (1995, скульптор Ю. Вебер). «Тропа скульптур» в районе Зальцгиттер-Бад (1999–2018, 10 произведений современных скульпторов).
Наука. Образование
Зальцгиттер – значительный центр прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, высшего и специального технического образования. Функционируют научно-исследовательские лаборатории Salzgitter Mannesmann Forschung и ряда других фирм корпоративной сети Salzgitter AG. Действуют высшая профессионально-техническая школа «Остфалиа» (1971, современное название с 2009; 12 факультетов, 12,3 тыс. студентов в 2020/2021; наиболее известна образовательными программами по подготовке специалистов в области транспорта; включает 5 научных центров), многопрофильные профессионально-технические школы «Фреденберг» и имени Л. Эрхарда.
Библиотеки. Архивы
Действует городская библиотека (3 филиала). Функционирует городской архив (ведёт историю с 1954).
Музеи
В здании дворца Зальдер (1608, перестроен в 1696; в одноимённом районе) размещены городской музей (1962; с отделом геологии) и городское художественное собрание (1975).
Музыкальная жизнь
Действует объединение «Хоры Зальцгиттера» (1976).
Общество «Музыкальные дни Зальцгиттера» (Musiktage Salzgitter) организует одноимённый фестиваль и фестиваль «Рингельхаймские органные дни» (Ringelheimer Orgeltage).
Театральная жизнь
В городе действует «Театральная группа Зальцгиттера» (с 1977), ориентированная на работу со школьным театром: основатель Г. Бишофф заложил основы театральных коллективов для детей и взрослых, в репертуаре постановки самого Бишоффа, детективные и рождественские истории.
В помещении церкви Кништедтер (Kniestedter Kirche, 15 в.) действует «Сцена кабаре» (1981), где члены творческого объединения могут представить авторскую программу в жанре кабаре, комедийные, музыкальные постановки и др.
Хозяйство
Основная часть работающих занята в промышленности (55 %), значительная часть – в сфере услуг (44 %, что существенно ниже, чем во многих других больших германских городах; 2021). В Зальцгиттере располагаются штаб-квартиры большой группы компаний (преимущественно металлургического и машиностроительного профиля), образующих Salzgitter AG (в том числе Salzgitter Flachstahl, Mannesmann Grossrohr, Salzgitter Klöckner-Werke), вторую по масштабам производства металлургическую корпорацию Германии после Thyssenkrupp. В городе размещаются головные офисы ряда крупных IT-компаний (ITS IT-Service Salzgitter), консалтинговых фирм, страховых обществ, рекламных агентств.
В Зальцгиттере расположена резиденция Федерального ведомства Германии по защите от радиоактивного излучения (1989).
Зальцгиттер – крупнейший в Германии за пределами Рурского индустриального района центр чёрной металлургии. Комбинат полного металлургического цикла Salzgitter Flachstahl (производство стали 4,3 млн т, проката 3,6 млн т, 2021) с последней трети 20 в. использует импортную железную руду (свыше 97 % в начале 21 в.).
Вторая ключевая отрасль промышленности – транспортное машиностроение. После Второй мировой войны 1939–1945 гг. в Зальцгиттере получило развитие железнодорожное вагоностроение (завод компании Linke – Hofmann – Busch, LHB; ныне принадлежит французскому локомотиво- и машиностроительному концерну Alstom), с 1960-х гг. – автомобилестроение. Автозавод компании Volkswagenwerk Salzgitter (в районе Беддинген, с 1970; принадлежит концерну Volkswagen) производит комплектующие для автомобилей ряда брендов, а также является ведущим моторостроительным предприятием концерна (с 1970 на заводе освоено производство более 270 типов бензиновых и дизельных двигателей, в 2017 произведено 1,5 млн шт.); наряду с автомобильными производятся также и судовые двигатели (до 5 тыс. шт. в год). Другой крупный автозавод, MAN Truck&Bus (построен в 1964 брауншвайгской фирмой Büssing Automobilwerke, в 1971 поглощённой концерном MAN), – ведущее германское предприятие по выпуску шасси и других автокомплектующих для грузовиков средней и большой грузоподъёмности и автобусов. С 2010-х гг. на базе мощностей концерна Salzgitter AG совместно с автомобильными компаниями реализуется проект Initiative Automotive («Автомобильная инициатива») по разработке новых технологических решений в производстве материалов для кузова, шасси и трансмиссии автомобилей.
На базе чёрной металлургии создан крупный комплекс металлоёмких производств общего и тяжёлого машиностроения. Предприятия фирм Salzgitter Maschinenbau, Voith Turbo, Flüssiggas – Anlagen выпускают оборудование для горнодобывающей, нефтяной, химической промышленности, транспортные системы, газовые заправочные станции и др. Компания Möhlenhoff (штаб-квартира и основное производство в Зальцгиттере) – один из ведущих в Германии производителей отопительного оборудования, главный производитель электроконвекторов для «тёплых полов». Электротехническая и радиоэлектронная промышленность развивалась в тесной связи с автомобилестроением. Крупнейший комплекс электротехнических предприятий – заводы концерна Robert Bosch, которые производят электрооборудование для автомобилей, а также навигационные системы, аудиосистемы и разнообразную бытовую технику; выпускают электронные системы – управления бензиновым впрыском (DI-Motronik, с 2000) и впрыском топлива для двигателей, работающих на сжатом природном газе (т. н. Bi-Fuel).
В Зальцгиттере развито производство оптических и измерительных приборов, а также производство микроэлектронной продукции (предприятия небольших специализированных фирм). Действуют предприятия химической (производство аммиака, химических средств защиты растений и др.) и фармацевтической промышленности.