#Искусство фотографии в 19 веке
Искусство фотографии в 19 веке
Тег

Искусство фотографии в 19 веке

Искусство фотографии в 19 веке
Найденo 7 статей
Фотографы
Каржа Этьен
Каржа́ Этье́н (Étienne Carjat) (1828–1906), французский фотограф, карикатурист, журналист и поэт. В 1858 г. учился у фотографа П. Пети. Дружил с Ш. Бодлером. Работал в журналах Le Boulevard («Бульвар»), Diogène («Диоген»), соучредителем которых являлся, создавал шаржи на современников: Г. Берлиоза, О. Домье, Ф. Галеви и т. д. В 1869–1872 гг. входил в художественный кружок Vilains Bonshommes («Скверные мальчишки»), где также состояли П. Верлен, А. Рембо, А. Фантен-Латур. Наряду с Надаром создал многочисленные фотографические портреты ведущих деятелей культуры: писателей В. Гюго, А. Дюма (отец), Ж. Верна, А. Доде, поэтов Ш. Бодлера, А. Рембо, композиторов Ж. Бизе, Дж. Россини, Ш. Гуно, Дж. Верди, художников Ж.-О.-Д. Энгра, К. Коро, Г. Курбе, А. Монье и др. Похоронен на кладбище Сент-Уэн в Париже.
Этьен Каржа. Автошарж и автопортрет. 1870-е гг.
Термины
Фотограмма
Фотогра́мма (от фото... и ...грамма), фотографическое изображение, полученное без использования фотоаппарата. Предмет помещают на светочувствительную поверхность, на которую затем направляется свет. В результате получается негатив: светлый силуэт на тёмном фоне, причём тон силуэта зависит от степени светопрозрачности изображаемого объекта. Фотограммы были изобретены в 1830-х гг. У. Г. Ф. Толботом, который экспериментировал с отпечатками растений и называл получавшиеся фотокопии «искусством фотогенического рисования» (Talbot W. H. F. Some account of the art of photogenic drawing, or the process by which natural objects may be made to delineate themselves without the aid of the artist’s pencil, 1839 // The Royal Society. Archived Papers. Vol. 23. Ms. 19). В конце 1910-х – 1920-е гг. к созданию фотограмм обратились авангардные художники, стремившиеся уйти от фигуративности к абстракции; среди них – Мэн Рей (создавал «рейографии», названные так по второй части его псевдонима), К. Шад («шадографии»), Л. М. Лисицкий, Л. Мохой-Надь. Позднее фотограммами занимались Дора Маар, С. Вайль совместно с Р. Раушенбергом и др.
Фотограмма. 1926
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Пикториализм в фотографии
Пикториализм в фотографии. Пикториализмом (от англ. рictorial – живописный) называют интернациональное направление в фотоискусстве 1860-х гг. – первой трети 20 в. Оно ставило своей целью сближение фотографического кадра с искусством живописи, имитацию художественной манеры произведений прерафаэлитов, импрессионистов и символистов за счёт использования особых приёмов: технических – мягкий фокус, печать каждого элемента кадра с отдельного негатива, обработка позитивов химическими веществами (бромойль, гуммойл, цианотипия, карбоновая печать, платиновая печать и др.) – и изобразительных (кадрирование). Пикториализм имел большое значение в преодолении фотографией её утилитарной роли, в признании её художественной ценности, повышении её статуса до одного из видов искусства и в значительной степени трансформировал отношение к ней зрителя.
Альфред Стиглиц. Две башни. 1911
Термины
Фотоискусство
Фотоиску́сство, вид изобразительного искусства, включает произведения, полученные в результате процесса фотографии. Главные выразительные средства фотоискусства: композиция и кадрирование, резкость и оптический рисунок, соотношение тонов и контрастность, формат, тонирование и др., позднее – цвет. В ходе развития фотоискусство выработало присущие только ему жанры и формы представления произведений: фотомонтаж, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотоальбом, фотокнига и прочие. С момента возникновения одновременно с техникой фотографии в 19 в. фотоискусство зависело от технических устройств (фотоаппарат и др.) и технологических процессов создания отпечатков и негативов, позднее – цифровых изображений. Среди представителей: Хилл и Адамсон, Надар, С. Л. Левицкий, С. М. Прокудин-Горский, Дж. М. Камерон, Ман Рей, Л. М. Лисицкий, Л. Мохой-Надь, А. Стиглиц, А. Адамс, А. Ренгер-Патч, К. Блоссфельдт, Л. Рифеншталь, Н. Голдин и др.
Хребет Титон и река Снейк. 1941
Периоды (эпохи) в культуре
Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом, утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма. К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм. В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард, порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира, отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г., и историзма (русско-византийский стиль, русский стиль и др.) до формирования стиля модерн.
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Фотографы
Надар
Нада́р (1820–1910), французский фотограф, график, писатель, аэронавт. Публиковал карикатуры («Пантеон Надара» – около 300 портретов-шаржей знаменитых современных деятелей культуры, 1854, 1858), новеллы собственного сочинения. С 1854–1855 гг. вместе со своим братом А. Турнашоном занялся портретной фотографией, где сформировал эстетику психологического фотопортрета 19 в. В широчайший круг портретируемых входили многие деятели культуры и политики, августейшие персоны. В своём творчестве Надар использовал техники мокроколлодионного и сухого коллодионного процессов, применял магниевую вспышку и электрическое освещение, занимался микрофотографией. Изобретатель жанра фотоинтервью, один из пионеров воздухоплавания и аэрофотографии. Основатель журнала Paris-photographe (1891).
Надар в гондоле воздушного шара. 1860-1870-е гг.