#Композиторы эпохи ВозрожденияКомпозиторы эпохи ВозрожденияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКомпозиторы эпохи ВозрожденияКомпозиторы эпохи ВозрожденияНайденo 60 статейМузыкантыМузыканты Руссель ФрансуаРуссе́ль Франсуа́ (франц. François Roussel; итал. Франческо Росселли, Francesco Rosselli) (около 1510 – около 1578), французский композитор, работавший в Италии. С 1548 г. до конца жизни руководил церковными хорами в нескольких церквах Рима, в том числе в 1548–1550 гг. Юлианской капеллой (в Соборе Святого Петра), в 1572–1575 гг. – хором в Сан-Джованни-ин-Латерано (Латеранской базилике). Сведения о творческом наследии Русселя противоречивы. Согласно полному собранию его сочинений (Corpus mensurabilis musicae, vol. 83), сохранились 7 месс, 8 мотетов, 56 шансон. Наиболее интересная часть наследия – мадригалы (2 книги), в ритмике показывающие владение стилем note nere, а в гармонии имитирующие «диссонантно-хроматические» опыты Ч. де Роре.Музыканты Карпантра (композитор)Карпантра́ (Carpentras; настоящие имя и фамилия Эльзеар Жене, Elzéar Genet) (около 1470 – 1548), французский композитор. Служил певчим в Авиньоне при дворе архиепископа Дж. делла Ровере (папа Юлий II). С 1503 г. певчий, с 1513 г. капельмейстер Папской капеллы в Риме. Сочинял главным образом церковную музыку. Сохранились 5 месс, магнификаты на все церковные тоны, гимны, мотеты на тексты Псалтири и др., 4 фроттолы, 2 шансон. При жизни был наиболее известен как автор полного цикла ламентаций (на Страстной четверг, Страстную пятницу и Страстную субботу; издание 1532).Музыканты Кадеак ПьерКадеа́к Пьер (Pierre Cadéac) (годы расцвета творческой деятельности 1538–1556), французский композитор, капельмейстер. Жил и работал в г. Ош (историческая область Гасконь), в том числе руководил там церковным хором мальчиков. Его произведения печатались в Париже. Сохранились 8 месс, 4 магнификата, 33 мотета, 11 шансон. Песня Кадеака «Je suis deshéritée» получила европейскую популярность, послужила основой для месс О. ди Лассо, Ж. Майяра, Дж. П. да Палестрины, шансон К. Ле Жёна, П. Сертона, Жакотена, инструментальной фантазии Э. Дюкорруа и других обработок.Музыканты ЖакотенЖакоте́н (Jacotin) (около 1490 – около 1555), франко-фламандский композитор. В 1516–1521 гг. служил певчим Папской капеллы в Риме, в 1532–1555 г. состоял в капелле при дворе французского короля. Сохранились 4 магнификата, 9 мотетов, более 30 шансон. Две наиболее известные шансон Жакотена – «Auprès de vous» и «Qui veult aimer» – приписываются также К. де Сермизи и Я. Аркадельту.Музыканты Майяр ЖанМайя́р Жан (Jean Maillard, Maillart) (около 1515 – около 1570), французский композитор. Достоверных биографических сведений нет. Судя по косвенным свидетельствам, начинал жизненный путь как католик, а закончил как гугенот. Сохранились 6 месс (в том числе 4-голосный реквием и месса «Je suis deshéritée» на тематическом материале шансон П. Кадеака), 86 мотетов. О популярности шансон Майяра (всего около 60) свидетельствуют их лютневые, виуэльные и гитарные интабуляции 16 в.Музыканты Жаке БерхемскийЖаке́ Бе́рхемский (франц. Jacquet de Berchem, итал. Giachet Berchem) (1505–1567), франко-фламандский композитор. С 1530-х гг. жил и работал в Италии (Венеция, Верона, Монополи). Сохранились 2 мессы, 9 мотетов, 9 шансон. Основной вклад – в развитие жанра мадригала (всего более 80, на стихи Ф. Петрарки, Л. Танзилло, Л. Кассолы, анонимных поэтов). О популярности мадригалов «O s'io potessi donna» и «A qualunque animale» свидетельствуют несколько их интабуляций 16–17 вв. Экспериментальный цикл 4-голосных мадригалов (Венеция, 1561) на избранные стихи поэмы Л. Ариосто «Неистовый Орландо» носит авторское обозначение «каприччио» (итал. capriccio) – предположительно, первое в истории использование этого слова в качестве музыкального термина.Музыканты Лежандр ЖанЛежа́ндр Жан (Jean Le Gendre) (годы творческого расцвета 1533–1557), французский композитор и певчий. Биографические данные чрезвычайно скудны. Г. Глареан упоминает мотет Лежандра «Laudate Dominum» в трактате «Додекахорд» (1547). Сохранились 13 шансон и многоголосные обработки псалмов и библейских песен (во французских переводах).Музыканты Пене ИлерПене́ Иле́р (Hilaire Penet) (род. около 1501), французский композитор. Ученик Карпантра. В 1514–1520 гг. певчий Папской капеллы в Риме. Сохранились 2 магнификата, 3 шансон. Мотет «Descendit angelus Domini» лёг в основу месс Дж. П. да Палестрины и К. Порты.Музыканты Вильер Пьер деВилье́р Пьер де (Pierre de Villiers) (даты жизни неизвестны, годы творческого расцвета 1532–1550), французский композитор. Работал в Лионе в 1530-х гг., возможно, преподавал музыкальные дисциплины в лионском Коллеже Святой Троицы (Collège de la Trinité). Сохранились 3-голосная месса «De beata Virgine» (с элементами музыкальной риторики), 6 мотетов, 2 мадригала. Автор более 50 шансон (основной жанр в творчестве Вильера), их отличает сбалансированное сочетание моноритмической (старогомофонной) и имитационно-полифонической фактуры; шансон «Elle est m'amye» выполнена в технике 5-голосного канона.Музыканты Брюйер АнтуанБрюйе́р Антуа́н (Antoine Bruhier, Bruyer) (ум. после 1521), французский композитор. Пел в церквах Нуайона и Лангра. Упоминается в мотете П. Мулю «Mater floreat florescat» как придворный музыкант французского короля. В 1505–1508 гг. работал при дворе Эсте в Ферраре, в 1513–1521 гг. – в Папской капелле Льва X в Риме. Сохранились 3 четырёхголосные мессы (в том числе «Missa carminum», на материале популярных французских песен), 4 мотета (в том числе шутливые застольные «Vivite felices» и «Ave color boni vini»), 8 шансон. 12345