Церковные лады
Церко́вные лады́, церковные тоны (позднелат. modi, toni, tropi), система восьми октавных модальных ладов, лежащих в основе григорианской монодии.
Основные категории: 7-ступенный звукоряд (центральный элемент системы); мелодическая формула; амбитус (объём, диапазон); наклонение (плагальное, автентическое); вид консонанса (лат. species; ладовый остов определяют виды кварты и квинты); метабола (по звукоряду, на практике реализовывалась как гексахордовая мутация); клаузула, или каденция (типизированный мелодический оборот в конце построения). Основные модальные функции: финалис (заключительный тон, первичный устой) и тенор, или реперкусса (вторичный устой); обе функции динамические, т. е. не постулируются в начале произведения (как в классической мажорно-минорной тональности), а выявляются только в процессе развёртывания лада, в каждом конкретном распеве. Господствующий интервальный род – диатоника; на практике нередко встречается 8-звучная миксодиатоника (2 равноправных варианта одной ступени b, условно соответствующих «си» и «си-бемолю»).
Значение категорий и функций церковных тонов в разные периоды истории музыки и в разных региональных традициях неодинаково. Наиболее стабильны звукоряд и финалис; этим объясняется «школьное» упрощённое представление церковных тонов как «звукорядной таблички». Метабола характерна для переменных ладов, особенно для т. н. блуждающего тона (лат. tonus peregrinus). Значение мелодических формул дискуссионно: в некоторых распевах григорианского корпуса по характерной формуле (в оригинальной терминологии – «интонации», лат. intonatio) лад может быть идентифицирован уже в начале произведения, но объяснять целостный распев как компиляцию мелодических формул (см. Центонизация) в большинстве случаев невозможно.
Для идентификации церковных ладов средневековые музыканты и литургисты применяли латинские термины-синонимы, предложенные ещё Боэцием: tonus, modus, tropus (тон, лад, троп; последний встречается реже других). В старинных (тонарий и др.) и современных («Liber usualis», «Liber hymnarius», «Graduale triplex») обиходных певческих книгах, в многоголосной авторской музыке 16–17 вв. церковные лады обозначаются латинскими порядковыми числительными («тракт VIII тона», «антифон I тона», «магнификат II тона»). Альтернативная схема описывает 4 лада, в каждом из которых 2 наклонения; числительные для двух «общих» ладов стилизованы на греческий манер: прот (protus; охватывает I и II тоны – прот автентический и прот плагальный), девтер (deuterus; охватывает III и IV тоны), трит (tritus; V и VI тоны) и тетрард (tetrardus; VII и VIII тоны). Церковные лады также описываются латинскими терминами, производными от греческих этнонимов: I тон – дорийский (dorius), II – гиподорийский (hypodorius), III – фригийский (phrygius), IV – гипофригийский (hypophrygius), V – лидийский (lydius), VI – гиполидийский (hypolydius), VII – миксолидийский (mixolydius), VIII – гипомиксолидийский (hypomixolydius). Данные наименования, распространённые в современных светских исследованиях, в церковной практике, как правило, не применяются.
Церковные лады как теоретическая система были впервые описаны в музыкальных трактатах 9 в.: «Иная музыка» («Alia musica») анонимного автора, «Музыка» («Musica») Хукбальда Сент-Аманского, «Музыкальное учение» («Musica disciplina») Аврелиана из Реоме, «Учебник музыки» («Musica enchiriadis») и «Схолии к учебнику музыки» («Scolica enchiriadis») Псевдо-Хукбальда. Позднее учение о церковных ладах стабилизировалось, хотя некоторые теоретики представляли его по-своему (анонимный автор «Диалога о музыке», «Dialogus de Musica»; Гвидо Аретинский, Берно из Райхенау, Якоб Льежский, Маркетто Падуанский, Йоханнес Тинкторис). В 16 в. известность приобрели модальные теории Г. Глареана и Дж. Царлино, расширивших количество ладов с 8 до 12 и активно внедрявших латинские термины (ионийский, дорийский и т. п.) наряду с числительными (от 1 до 12). Например, на схеме из трактата «Додекахорд» (ΔΩΔΕΚΑΧΟΡΔΟΝ. P. 140) Глареан изобразил 7 звукорядов, показывающих парные лады. Лады с финалисом на b (современное «си») обозначены как «отвергнутые» (reiecti), таким образом только 12 ладов (6 автентических и 6 их плагальных разновидностей) имеют практическое значение.
В целом вплоть до 17 в. учёные описывали современную им церковную полифонию как комбинацию монодических ладов (в традиционной 8-ладовой или «продвинутой» 12-ладовой системе), несмотря на очевидные новации в самой музыке: одни «старые» категории (иниций, амбитус, мелодическая формула) практически нивелировались, а другие (финалис, тенор, клаузула, метабола) были радикально переосмыслены. Например, у Глареана (ΔΩΔΕΚΑΧΟΡΔΟΝ. P. 251): «...Между ладами существует некое тайное родство, и один лад происходит от другого – и это вовсе не от вдохновения композиторов (symphonetarum), а по природе вещей. Мы видим, что если тенор [многоголосного сочинения] установлен в гиподорийском ладу, то бас – в дорийском, а часто и в эолийском... <…> Когда тенор фригийский, то бас и дискант (cantus) часто случаются эолийские... Но иногда дискант бывает гипофригийским. Когда в теноре миксолидийский лад, дискант и бас – в гипомиксолидийском, т. е., в дорийском по звукоряду (systema). Когда тенор установлен в гипоионийском, бас звучит в ионийском. Наконец, если тенор содержит общую для двух [родственных] ладов квинту, то сами эти лады исполняются в крайних голосах: в басу – автентический, в дисканте – плагальный [и т. д.]» (перевод мой. – С. Н. Лебедев).
Главный лад многоголосного произведения теоретики прошлых времён, как правило, рекомендовали определять по ладу тенора, хотя существовали и другие мнения. Полемика о существе многоголосных церковных ладов, начавшаяся в эпоху Возрождения, приобрела размах и остроту в 20–21 вв. (К. Дальхауз, Б. Майер, Г. Пауэрс, Ю. Н. Холопов).
Средневековые и ренессансные теоретики (Иоанн Коттон, Арибо Схоласт, Адам Фульдский, Б. Рамос де Пареха, Пьетро Арон) представляли церковные лады не только как композиционно-техническую систему, но и, подобно античному пониманию ладов, как систему этическую. Например, Зет Кальвизий в трактате «Мелопея, или наука сложения мелодии» (1592) описывал качества отдельных ладов 12-ладовой системы такими словами (цит. по: Кальвизий. 2022. С. 249–250):
Ионийский | Приятный и в то же время лёгкий и весёлый |
Гипоионийский | Подходит для грустных рассказов |
Дорийский | Серьёзный, выставляющий напоказ некоторое величие, свойственное церковным обрядам |
Гиподорийский | Грустнее и суровее, подходит для плача или мольбы |
Фригийский | Жёсткий и строгий |
Гипофригийский | Более грустный и жалобный, но с некоторой нежностью |
Лидийский | Из-за тритона грубоват, хотя в старину часто использовался в церкви |
Гиполидийский | Более благочестивый [чем лидийский] |
Миксолидийский | Радостный, но может выражать и смущение души, гнев, зловещее предчувствие и подобные аффекты |
Гипомиксолидийский | Более кроткий, сладостный и приятный, однако без весёлости |
Эолийский | Ясный, чистый и пригодный для лирических стихов |
Гипоэолийский | Похож на гиподорийский и гипофригийский |
Однако о каком-либо единообразном описании этоса церковных ладов у теоретиков музыки говорить невозможно. По всей вероятности, в этом не было единогласия и среди композиторов.
Церковные тоны (лады) следует отличать от псалмовых тонов. Псалмовые тоны имеют более древнее происхождение, чем церковные лады, по этой причине в них нет категорий и функций в том объёме и виде, в каком они присутствуют в развитых григорианских мелодиях. Общим для церковных ладов и псалмовых тонов является принадлежность к типу модальных ладов западной монодии.
В русской и советской музыковедческой традиции вместо термина «церковные лады» иногда применялось слово «лады» (о музыке, подчиняющейся системе церковных ладов, говорили, что она написана «в ладах»). Начиная с Ю. Н. Тюлина (1937) в СССР активно использовался термин «натуральные лады».